Изучая вопрос о традиционности различных религий в России, религиовед Сергей Иваненко пришел к следующему выводу относительно Свидетелей Иеговы. В книге « О людях, никогда не расстающихся с Библией, на стр. 81 он пишет «Уместнее сделать вывод, что в характере русского народа есть черты, созвучные важнейшим положениям учения Свидетелей Иеговы. Среди этих черт я бы назвал готовность поверить в то, что существующей «системе вещей» скоро наступит конец». Далее автор приводит примеры появления в России в середине 19 века иеговистов-ильинцев, затем в самом конце 19 века «еноховцев», для которых было свойственным, также как и Свидетелям Иеговы, верить, что конец света очень близок. Далее, на стр.82 Иваненко пишет «Вера в то, что существующую «систему вещей» ждет скорая гибель, находила свое выражение не только в религиозных представлениях (на этих позициях стояли сектантские течения, большинство старообрядцев, да и многие православные), но и революционных чаяниях и порывах значительной массы населения, вылившихся в 3 российские революции начала ХХ в. И завершившихся установлением Советской власти. Отчаянный порыв русского народа, нацеленный на то, чтобы покончить со старой, несправедливой системой и построить царство справедливости на Земле, опирался отнюдь не на Библию, а на революционное насилие, что породило череду величайших социальных трагедий в истории России». Всем известно, что революционные потрясения в России были еще и потому настолько успешными, что нашли отклик в самом сердце российского народа. Русский человек оказался особенно восприимчивым к иллюзиям, которые несло с сбой революционное движение. В своем первоначальном варианте эти иллюзии были светлыми, претендуя на человечность и гуманизм – разрушение старого несправедливого порядка вещей и построение нового чистого мира справедливости и гармонии, в котором каждый , даже маленький человек, становился хозяином жизни. К чему привели эти иллюзии хорошо известно. В результате всех социальных потрясений Россия оказалась страной победившего тоталитаризма. Главные уроки этого историки уже , в основном , оценили, в том числе и необратимые потери для духовности россиян. Что произошло дальше – мы тоже хорошо знаем. Тоталитарная система под собственным весом лжи и насилия, а также по причинам внешнего характера, оказалась совершенно нежизнеспособна и в конце концов была разрушена. Под обломками тоталитарной системы оказались, в том числе, и иллюзии большинства россиян. Причем многие советские люди действительно верили в идеалы коммунизма, работали, жертвовали своим здоровьем, временем и даже жизнью , для того, чтобы идеалы коммунизма победили не только в СССР, но и всем мире.. Это был первый распад иллюзий на постсоветском пространстве на нашей памяти. Это был для многих людей шок, последствия которого и сегодня влияют на умонастроения несколько поколений советских людей. И выходили из этого состояния шока люди совершенно без помощи и государства, и общества, и православной церкви. В результате, очень многим людям потребовались, и срочно, новые иллюзии, для заполнения вакуума, который оставило после себя падение идеалов коммунизма. И многие люди нашли эти иллюзии, в том числе в учениях и практике Свидетелей Иеговы. Здесь уместно вспомнить слова Иваненко о том, что «в характере русского народа есть черты, созвучные важнейшим положениям учения Свидетелей Иеговы». Иллюзии Свидетелей Иеговы о скором уничтожении старой «системы вещей» и воцарении на земле нового справедливого миропорядка, упали на благодатную почвы. Лавинообразный рост организации Свидетелей в постперестроечные годы во всех странах бывшего Союза это подтверждает. И вот теперь мы , изучая статистику численности организации Свидетелей в странах бывшего Союза, видим, что рост численности остановился, и даже во многих местах начинается уменьшение численности. Что же происходит? А ничего особенного, если не считать, что время неуклонно продолжает свой бег. Многие Свидетели, пришедшие в организацию в начале 90 годов, теперь, по прошествии почти 20 лет, начинают несколько по иному смотреть на то, что в начале им казалось бесспорным. Им говорили . когда они пришли – надо сейчас напрячь все силы, полностью сосредоточиться на идеалах Царства, чтобы такой обжигающе-близкий Армагеддон встретить как послушные дети нового Царства. И ведь они действительно часто жертвовали многим – не получали образования, не стремились к карьере, очень часто откладывали вступление в брак и рождение детей – и все ради близкого конца. Но конца все нет. А жизнь продолжается. И уже выросло поколение Свидетелей, которые не понимают своих родителей, детей, которые хотят взять от жизни все, взять сейчас, не ожидая конца, в близость которого, в отличие от родителей, они уже не верят так безоговорочно. Сегодня инетернет, другие средства коммуникации, высшее образование становится стандартом жизни, в том числе и жизни Свидетелей. И в эти стандарты часто уже не вмещаются иллюзии о скором конце. В собраниях происходит медленный, но верный процесс затихания проповеднического рвения, проповеднического экстаза. На их место приходит и властно вступает в свои права жизнь, обыкновенная жизнь с ее несовершенством и разочарованиями, но жизнь, в которой уже нет места иллюзиям. Поэтому не за горами второй этап разрушения иллюзий у людей, на этот раз, иллюзий религиозных.
|