из 28 главы:
Цитата:
Примечательно и то, что брат Расселл предпринимал в связи с другими важнейшими истинами, которые узнал из Слова Бога. Он понял, что Христос вернется в славе как духовная личность, невидимо для человеческих глаз. Уже в 1876 году он осознал, что 1914 год ознаменует конец времен язычников (Луки 21:24, СП). Какие-то из этих истин постигли и отстаивали также другие библеисты. Но брат Расселл употреблял все свои средства на то, чтобы проповедовать о них в разных странах, причем с таким размахом, с каким в то время этого не делал ни один человек и ни одна группа.
та же глава:
Цитата:
Исходя из предположения, что события I века имеют параллели с более поздними событиями, Исследователи Библии также заключили, что, если крещение и помазание Иисуса Христа осенью 29 года н. э. соответствует началу его невидимого присутствия в 1874 году, значит, его въезд в Иерусалим в качестве Царя, состоявшийся весной 33 года н. э., указывает на весну 1878 года в это время он начнет царствовать на небе*. Тогда же они думали получить свою небесную награду. Когда этого не произошло, они пришли к выводу, что, поскольку помазанные последователи Иисуса должны царствовать вместе с ним, значит, в то время началось воскресение к небесной жизни тех, кто уже спал смертным сном. Также Исследователи Библии заключили, что поскольку период особой благосклонности Бога к Израилю по плоти, завершился в 36 году н. э., это может указывать на 1881 год, как на время, начиная с которого уникальной возможности присоединиться к духовному Израилю уже не будет**"
* Предположение, что 1878 год имеет особое значение, по-видимому, подкреплялось стихом Иеремии 16:18 (где в "Библии короля Якова" говорится о том, что Иакову воздастся "вдвое"), а также расчетами, согласно которым со времени смерти Иакова до 33 года н. э., когда Израиль по плоти был отвергнут, прошло 1 845 лет. Второй такой же срок, по этим расчетам, должен был продлиться с 33 года н. э. до 1878 года.
** Основываясь на этих параллелях, Исследователи Библии утверждали, что разрушение Иерусалима в 70 году н. э. (спустя 37 лет после того как ученики Иисуса приветствовали его как царя, когда он въезжал в Иерусалим) может указывать на 1915 год (наступивший спустя 37 лет после 1878-го). Предполагалось, что в том году высшей точки достигнет глобальная анархия, которую Бог допустит, чтобы уничтожить организации этого мира. Эта дата появлялась в переиздававшихся "Исследованиях Писания". (Смотрите том II, с. 99-101, 171, 221, 232, 246-247; сравните издание 1914 года с более ранними, например с "Рассветом миллениума" 1902 года.) Это, казалось им, вполне согласуется с тем, что писалось о 1914 годе, знаменующем конец времен язычников.
Примечательно, что даже в одной и той же главе предпринята попытка совместить возвращение Христа и конец "Времен Язычников" (именно так верят СИ сегодня). В более раннем абзаце создается вид, будто бы Рассел ожидал эти два события одновременно, в абзаце чуть ниже о Расселе уже нет упоминания, однако там описывается именно то, во что разумеется верил и сам Рассел - в то, что Христос не вернется к славе как духовная личность, а что Он уже вернулся по крайней мере в 1878 году, а то и еще на 3-и года раньше. А в фильме про историю СИ авторы зашли еще дальше - в столовую входит радостный Рассел и заявляет - царь правит! Ага - проснулся - Он уже как 36 лет правит. Вдумайтесь - 36 лет - это серьезный срок. Они ожидали эти долгие 36-ть лет не просто какого то формального окончания времен язычников которое никто так и не заметил, а грандиозных событий. Ни одна война в Европе, ни великая депрессия не может быть сопоставима с тем что ожидали они - с Армагедоном и взятию верных на небо. Однако в представлении современных СИ, сглаженном аккуратными, но лживыми придворными историками, все выглядит невинно и они вполне себе принимают картину мира который на данный момент в их представлении находится уже почти век при правлении Царя - Иисуса Христа. При этом новые и новые пророчества и их провальные неисполнения преподносятся как доблесть а доверие их авторам как верность самому Богу, как признак глубокой веры и христианского достоинства. И напротив - тех кто выразил свое обоснованное негодование в отношении лжепророков выставляют как продажных, неискренних, бездуховных людей...
Цитата:
В речи "Миллионы теперь живущих никогда не умрут", с которой Дж. Ф. Рутерфорд выступал в нью-йоркском "Ипподроме" 21 марта 1920 года, внимание обращалось на 1925 год. На каком основании ему придавалось особое значение? В брошюре, опубликованной в 1920 году, отмечалось, что, если отсчитать 70 полных юбилеев от даты, которую считали датой входа израильтян в Обетованную землю (вместо того чтобы отталкиваться от последнего символического юбилея перед вавилонским пленом и считать до начала юбилейного года в конце 50-го цикла), то в итоге можно было прийти к 1925 году. Сказанное в брошюре подавало многим повод надеяться на то, что оставшиеся члены малого стада, возможно, получат свою небесную награду к 1925 году. С этим годом также связывали воскресение верных служителей Бога дохристианской эпохи, которые должны были служить князьями и представителями небесного Царства. Если бы это произошло на самом деле, это означало бы, что человечество вступило в эру, когда смерть уже не будет властвовать, и миллионы живших в то время людей могли бы надеяться на вечную жизнь на земле. Какая прекрасная перспектива! Хотя Исследователи Библии и заблуждались, они ревностно делились этой надеждой с другими.
-Да мы сами обманывались и вас обманывали! Но не прекрасно ли это! Как замечательно мы все провели время, как здорово теперь об этом вспоминать сейчас!
Вместо того чтобы повиниться за пресловутую и наглую ложь высказанную в речи "Миллионы", СИ сегодня упоминают эту речь исключительно эпохальным образом, как пример христианского рвения и позитивного мышления руководства и паствы.
Цитата:
Позднее, в период с 1935 по 1944 год, новое рассмотрение всей библейской хронологии показало, что из-за неверного перевода Деяний 13:19, 20 в "Библии короля Якова"*, а также из-за других факторов хронология оказалась отброшенной более чем на столетие назад**. Позднее это породило мысль, которая иногда выражалась лишь как предположение, а иногда более уверенно, что, поскольку седьмое тысячелетие человеческой истории начнется в 1975 году, значит, в то время могут развернуться события, связанные с началом Тысячелетнего правления Христа.
* Сравните формулировку в "The Emphasised Bible" в переводе Дж. Б. Ротергама; смотрите также сноску к Деяниям 13:20 в "Священном Писании Переводе нового мира с примечаниями" (англ.).
** Смотрите книгу "Истина освободит вас", глава XI; "Царство близко", с. 171-175; также "Золотой век" от 27 марта 1935 года, с. 391, 412. Приведенные там исправленные таблицы библейской хронологии показывают, что прежнее истолкование 1873 и 1878 годов, а также связанных с ними дат, вычисленных на основании параллелей с I веком, было основано на неверном понимании.
Оказалась ли верной точка зрения Свидетелей Иеговы по этим вопросам? Они не ошибались в том, что Бог обязательно исполнит свои обещания. Но некоторые временные расчеты и связанные с ними ожидания привели к серьезным разочарованиям.
После 1925 года в некоторых собраниях Франции и Швейцарии резко снизилась посещаемость встреч. Разочарование последовало и в 1975 году, когда не оправдались ожидания относительно начала Тысячелетнего правления Христа. В результате одни оставили организацию сами, а другие были исключены, поскольку пытались подорвать веру братьев. Свою роль, несомненно, сыграло разочарование, но в иных случаях причина коренилась глубже. Некоторые также оспаривали необходимость проповедовать по домам. Находились и те, кто не просто решил идти своим путем, а начал агрессивно выступать против организации, к которой раньше принадлежал. Свои взгляды они распространяли в печати и по телевидению. Тем не менее отступивших было сравнительно немного.
Хотя эти испытания привели к отсеву и некоторые, подобно мякине, были отвеяны, остальные не поколебались. Почему? Вот что Жюль Феллер рассказывал о том, что пережил он сам и другие в 1925 году: "Те, кто уповал на Иегову, оставались твердыми и продолжали проповедовать". Они признавали ошибку, но понимали, что Божье Слово не может ошибаться, а значит, нет причин терять надежду или не радеть о проповедовании Царства Бога единственной надежды человечества.
Какие-то ожидания не осуществились, но это не говорит о бесполезности библейской хронологии. Записанное Даниилом пророчество о том, что Мессия появится спустя 69 годовых недель после выхода "повеления о восстановлении Иерусалима", исполнилось точно вовремя в 29 году н. э.* (Дан. 9:24-27). Библейские пророчества указывают также и на 1914 год.
Вы только вчитайтесь в эти слова. Этот Жюль открыто заявляет что те кто остались верными - продолжали пророчествовать! Возникает вопрос - верными кому или чему? Ранее высказанное пророчество о 1925 годе оказалось ложным, но тем не менее эти "верные" на это не остановились - они высказывали еще и еще "пророчества", например такие, которые привели тысячи если не миллионы искренних людей к очередному замешательству и послужили фактором для потери веры, как например очередное пророчество о 1975 годе. Автор истории признает что "ожидания не осуществились" - здесь нужно сказать что не осуществились самые важные, краеугольные, основополагающие ожидания (а не просто какие-то) и далее сообщает что, это не говорит о бесполезности хронологии, приводя пример того как однажды хронология доказала реальный (а не тайный и невидимый) приход Мессии и с прежней упертостью продолжает на этом основании утверждать в истинность учения СИ о 1914 годе, которое как мы уже увидели менялось и подвергалось ревизии не один раз.