Как было справедливо замечено ранее, до мая 1996 г. в публикациях ОСБ осуждались любые варианты альтернативной службы, более того, старейшины имели четкую инструкцию относительно всех тех, кто соглашается на АС, а именно - лишать их общения. В моем собрании двое моих друзей были осуждены судом на срок 6 мес. в колонии общего режима за отказ от АС (в Украине с начала 90-х существовала такая альтернатива), помню, военком на заседании суда чуть ли не слезно умолял их согласиться на эту службу (не хотел греха брать на душу?), они отказались по книжному, но судья был благосклонен, дал лишь пол-года (мог и три, говорят в Западной Украине давали больше, до 3-х). Я был на суде, поддерживал позицию друзей, сам с другим другом ходил на волосок от этого же (институтская отсрочка была поставлена под вопрос в связи с задержкой в получении аккредитации какой-то моим ВУЗом). Одно ясно помню: никто из нас не имел здравых и непреложных доводов для отказа от невоенной альтернативной службы, как, например, имелись эти доводы от отказа от службы в армии в виду нашей пацифистской жизненной позиции. Тогда мы очень доверяли "Организации Бога". Однако не исключаю, что это был один из переломных моментов, который в будущем сыграл свою роль в исшествии из секты. На сегодняшний день из трех моих друзей, а также меня, только один состоит в ОСБ (он отмотал все 6 месяцев срока, другой друг, говорю по-памяти, отсидел что-то около 4-4,5 месяцев и был освобожден по-амнистии, что, однако, не обесценивает этот тяжелейший опыт). Ребятам было "радостно" читать СБ за май 1996, которая сообщила им новость о том, что сидеть или нет за отказ от альтернативной службы оказывается было свободным выбором для рядовых Свидетелей Иеговы. Ни о каких мерах по исключению из собрания, практиковавшихся по наитию из Бруклинского управленческого центра, естественно, в статье упомянуто не было. Дело было представлено так, как будто испокон веку Свидетели сами делали выбор без какого-то ни было давления (что было в действительности откровенной и гнуснейшей ложью).
Гораздо позже, в 2000 году, вопрос по альтернативке был одним из моих излюбленных коньков на двух комитетах по моему исключению из собрания (второй - на основании моей апелляции: я и мои друзья использовали все возможности, предоставляемые книгой "Организованы..", чтобы продлить возможности общения в собрании с теми, кого обрезали бы от нас после объявления о лишении общения). Было просто смешно наблюдать, как старейшины во втором и даже третьем десятилетии как ужи на горячей сковородке извиваются, чтобы не отвечать на простой вопрос о позиции Организации и их лично практике в отношении тех, кто соглашался на альтернативную службу до мая 1996 года (т.е. до выхода статьи, фактически легализовавшей АС). Мне понравился ответ одного маститого старого старейшины: в моей практике таких случаев не было (хотя вопрос был задан, какая была официальная позиция в отношении тех, кто соглашался на альтернативную службу, а не относительно наличия или отсутствия личного опыта; не знать же позицию этот старейшина не мог, так как он был надзирателем города и был широко известен в регионе, регулярно выступая на районных и областных конгрессах).
В общем, до мая 1996 года Свидетели Иеговы без "отмазок" (ВУЗ, дети до 3-х лет etc .) шли в тюрьмы, а их старшие братья приводили их в пример как мужественных и верных служителей Иеговы. Хотя никто и никогда так и не понимал, какого фига невоенная альтернативная служба противоречит "христианским принципам" СИ.
В 1996 году "новый свет" все изменил...