
Междунаро́дный день отка́зника от вое́нной слу́жбы по убежде́ниям со́вести (англ. The International Conscientious Objectors' Day) — отмечается 15 мая в связи с тем, что 15 мая 1997 года Бундестаг, федеральный парламент ФРГ, издал резолюцию о реабилитации тех, кого военное правосудие нацистской Германии преследовало за отказ от военной службы по убеждениям и за дезертирство.
Международный день отказника от военной службы по убеждениям совести был учрежден на первой международной встрече отказников от военной службы в Копенгагене в 1981 году. Право на отказ от военной службы, как элемент права на свободу мысли, совести и вероисповедания, гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека. Все государства-участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) взяли на себя обязательство законодательно закрепить это право. В 1990 году в Копенгагене ОБСЕ приняла специальное заявление, посвященное праву на отказ от военной службы, где говорилось, что организация считает проблему отказа от воинской службы по убеждениям находящейся в рамках компетенции ОБСЕ.
Помимо ОБСЕ и других правительственных международных организаций, за соблюдением права личности на отказ от военной службы наблюдают и многочисленные неправительственные правозащитные организации, такие как «Международная Амнистия» и «Антивоенное сопротивление». В день отказника от военной службы эти организации проводят различные акции. Так, в 2000 году в этот день неподалеку от Линца (Австрия), в месте, где во время второй мировой войны располагался концлагерь Маутхаузен, был открыт мемориал в честь 20 тысяч немецких солдат, приговоренных к смерти за отказ воевать.
15 мая 1997 года немецкий федеральный парламент, Бундестаг, издал резолюцию о реабилитации тех, кого правосудие Третьего рейха репрессировало за отказ от военной службы по убеждениям и за дезертирство. В этой резолюции говорилось: «Вторая мировая война была войной агрессии и истребления, преступлением, совершённым нацистской Германией». Нацистское военное правосудие практиковало жестокое преследование тех, кто больше не хотел участвовать в этом преступлении.
С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году религиозные организации, не допускавшие для своих членов службы в армии: Свидетелей Иеговы, адвентистов-реформистов и др. были запрещены, а их подпольная деятельность преследовалась. Отказникам и дезертирам было вынесено более 30 000 смертных приговоров, 25 000 из них были приведены в исполнение.В майской резолюции 1997 года Бундестаг признал, что приговоры нацистских военных судов были не справедливы по отношению к ценностям, провозглашенным правовым государством. Но Акт от 25 августа 1998 года, аннулирующий нацистские приговоры, на самом деле не реабилитировал дезертиров. В отличие от других групп-жертв, их реабилитация зависит от рассмотрения личного дела. Каждый уцелевший должен предоставить жалобу в общественную прокуратуру, если он хочет быть реабилитирован. Война закончилась более 50 лет назад, и те немногие, кто дожил до этих дней, отказываются проходить данную процедуру. Реабилитация немецких солдат вскоре после окончания Второй мировой войны проходила намного легче и быстрее.
В настоящее время в подавляющем большинстве европейских стран, в том числе и в России, право на отказ от военной службы и замену её на альтернативную гражданскую службу является конституционной нормой. Данное право, как элемент права на свободу мысли, совести и вероисповедания, гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека.
отсюда