Рассмотрим притчу о фарисее и мытаре поближе.
Мытарь — государственный служащий, сборщик налогов, состоящий на службе у враждебного для иудеев народа. По существу — человек, пользующийся своим служебным положением для того, чтобы обирать собственный народ, проще говоря — вор и взяточник. Вероятно к мытарям в то время было такое же отношение как у советского народа к полицаям во время оккупации страны немцами.
Что мешало мытарю изменить к себе отношение общества и Бога? Ничего не мешало. Всего-то нужно было отказаться от своей должности. Ведь никто не заставлял его под страхом смерти служить римскому государству. В любой момент он был волен оставить свой пост, раскаяться, вернуть награбленное и, таким образом, обрести прощение, признание и чистую совесть. Точно так, как это сделал Закхей.
Сделать было очень просто, но очень не просто на это решиться. Представим человека, которому в руки каждый день плыли дармовые деньги. Он мало в чем себе отказывал, перед ним заискивали зависимые от него люди... ну и все такое прочее. И тут ему нужно лишиться всего. Теперь ему придется влачить жалкое существование, трудится своими руками в поте лица, чтобы заработать на хлеб, за целый месяц он будет имеет столько, сколько получал с одной только взятки.
С другой стороны он понимает: сделав такой шаг, отказавшись от тленного временного благополучия, он обретет нетленное богатство на целую вечность... с одной лишь оговоркой — в будущем — когда пройдет испытания, лишения, унижения и т.п.. Потому так трудно ему решиться, потому он мучается, понимая, что шаг сделать нужно, а духа, характера, внутренней силы совершить его ему не достает. Вот, он и бьет себя в грудь, раздирает свою душу, обличает и ненавидит себя. И сам не понимает за что больше ненавидит, то ли за то, что ведет такой образ жизни, то ли за то, что не может от него отказаться.
Понимает ли фарисей ситуацию мытаря? Вполне. Возможно и сам фарисей некогда был подобным грешником, но нашел в себе силы отказаться от пагубного образа жизни, раскаялся, очистился, обрел чистую совесть и теперь смело предстоит пред Богом.
Если внимательно исследовать отношение фарисея к мытарю, то вряд ли найдется какой нибудь аргумент способный обличить его в неправоте его мышления. Действительно, не прилагая усилий, не жертвуя собой, не превозмогая свою лень, всю жизнь только и останется, что плакаться, страдать, раскаиваться, но толку от этого не будет Как был презираем никчемный человек таким и останется. И чем дольше будут продолжаться бесплодные раскаяния, тем сложнее приступить к реальным делам. Так и останется лузер лузером до конца своих дней.
Каждый из нас встречался в жизни с такими людьми. Казалось бы здоровый, грамотный и даже образованный человек, а все ходит плачется о своей судьбе. Ему говорят: вот, пойди туда и туда, сделай то и то и жизнь твоя наладится. Он вроде и пойдет, вроде и начнет что-то делать, а через время заявляет: это не моё, это не по мне, ко мне там не так отнеслись и т. п., не стану я там работать, не буду я это делать, я другого пошива, у меня, быть может, тонкая душевная организация и такие реалии жизни не для меня. Если проще — такому человеку трудно оторвать свою пятую точку от насиженного места, вот он и придумывает всякие отговорки.
Начнешь жалеть такого, так он укрепится в своей позиции, найдет себе еще большее оправдание. Осудишь его и он возненавидит тебя, ответит оскорблениями . Лузер, есть лузер, его поведение и реакция вполне предсказуема.
Так почему же лузер-мытарь пошел домой более оправданный, нежели праведник, который приложил и прилагает усилия, чтобы оставаться чистым перед собой и Богом? Что же, выходит праведность менее ценна в глазах Бога нежели « вечно плачущее и страдающее лузерство»? Ничуть!
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»
«Лузерство» никогда не приведет человека к Царству Небесному! Потому как лузер не станет прилагать усилий необходимых для того, чтобы войти в него. Однако, часто бывает так, что «лузер» обладает одним замечательным качеством, которого не достает праведнику и без которого ни один праведник, также как и тот лузер, не сможет войти в Царство Небесное сколько бы усилий праведник не прилагал. Это качество — смирение.
Потому фарисей менее был оправдан, что не имел смирения. Он самовозвысил себя в собственных глазах. Фарисей верно рассудил — он праведнее мытаря, тут не поспоришь. Но всю его праведность съело осуждение. Да, именно осуждение! Хотя сам фарисей вряд ли это понимал. Ему, вероятно, даже и на ум не пришло, что он на тот момент жестко осуждал мытаря, возвышая себя, тем самым совершая грех более всех грехов того кого осуждал.
От суждения до осуждения менее одного шага. Настолько тонкая граница между этими двумя понятиями, что и волос с головы, наверное толще.
Суждение не вызывает сильных эмоций по отношению к ближнему. Оно спокойно и рассудительно, дальновидно и в полной мере объективно. Суждение способно сделать верные выводы и знает как помочь, или как исправить ситуацию, как «вынуть сучек из глаза». Оно не кричит во весь голос и не выставляет себя на показ.
Осуждение же напротив, - вызывает сильные эмоции, негодование, гнев. Оно лишь обсуждает ситуацию, но никогда не предлагает выхода из нее, потому как в силу своей природы не способно это сделать. Но способно заметить множество сучков в глазах окружающих и никогда не заметит бревна в собственном глазу. Будет кричать всем, предостерегать всех и не захочет принять обличения.
Кто из нас не лузер пусть первый кинет камень в свой монитор, читая эти слова!
Разве не лузеры мы по отношению к Христу и его заповедям?
Кто из нас от души молился за своих врагах? Нет, не просто формально молился, лишь только потому что дана такая заповедь, а потому что по настоящему от всей души пожелал врагу благополучия. Тому врагу, который обидел, украл, предал. Была ли у кого такая молитва? Нет? Ну, значит мы лузеры! Христос и его Отец может смело нас так называть. А почему не было такой молитвы? Потому что мы не способны не осуждать, не способны любить в совершенстве. А не способны любить в совершенстве, потому что не умеем рассуждать, не умеем заглянуть в собственную душу, где написано — грешник (лузер). Почему не умеем рассуждать? Потому что привязались к определенным понятиями и стереотипам по типу: этот лузер, а этот — нет, забывая о том, что в мире не существует ничего однозначного. Это лишь один из примеров, их можно приводить множество по каждому пункту «Нагорной проповеди».
Ни одной заповеди мы не можем исполнить в полной мере, хотя они просты и доступны для каждого из нас. Разве мы не лузеры?
|