В обиходе заметила, насколько живучи и практичны технологии управления сознанием ни о чем не подозревающего ближнего. Для этого и не нужно быть психологом или экстрасенсом (прости, Господи!
).
(Пишу с целью, чтобы никто не попался в хитро расставленные сети )
Размышляла на примере поведения "насильник-жертва" (неблагополучные семьи). В роли жертвы могут быть дети, жены, пожилые родители, родственники-инвалиды и т.п., а также на примере схемы "секта-адепт"
Обычно любая манипуляция преследует три цели:
- прибрать к рукам,
- сохранить иллюзию самостоятельности действий и решений,
- оказать психологическое давление.
Другой человек для манипулятора — это средство достижения цели, с помощью которого можно получить односторонний выигрыш. О наличии манипулятивного взаимодействия свидетельствуют два основных признака:
1) выигрыш, к которому стремится манипулятор;
2) специальные манипулятивные приемы, с помощью которых манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло.
Обычно в манипуляциях используют такие механизмы:
- присоединение к внутреннему миру другого человека с целью изменить его или уничтожить.
- присвоение — отождествление «Я» адресата со своей активностью, принятие партнером чужого желания за свое. Цель манипулятора — переложить ответственность за содеянное на свою жертву. Типичный пример: ложные даты ожидания "конца системы вещей" ОСБ взвалило на рядовую паству, назвав это "ложными, поспешными, неправильными ожиданиями"
При это манипулятор провоцирует :
- защитные реакции (жертва вынуждена защищаться, обороняться, оправдываться, испытывать чувство вины);
- замешательство и дезориентацию (нарушить чужие планы, вывести из состояния равновесия, нанести ущерб интересам, заставив высказываться негативно);
- игру на чувстве безысходности (подвести партнера к пониманию того, что других выходов или вариантов просто нет. В результате поле восприятия у человека сужается, трудности оказываются неизбежными, и он сам готов принять предложение, которое его не устраивает).
Типичные примеры манипулирования (неблагополучная семья, правовой комитет, отношения "начальник-подчиненный"), повторяющиеся с определенной частотой и интонацией: "Отвечай мне - да или нет! Я требую немедленного ответа на мой вопрос!"