Рики, очень хорошее объяснение!
Все дело в том, что Писание следует понимать не отдельными фразами, а в контексте всего его содержания. И не только. Но и учитывая логику природных принципов всего мироздания, в том числе и представления о сущности Бога.
Стоит задать вопрос: зачем Богу искушать человека, если он наперед знает каким образом тот себя поведет? Но все же в Писании мы часто встречаем выражение - Он искушал, искушает, будучи искушаемым Им и т.д. Либо Богу доставляет удовольствие человеческие страдания, что в принципе противоречит сущности Создателя, или дело здесь совершенно в другом.
Станет ли человек искушать своих детей злом? Вряд ли! Однако, каждый здравомыслящий родитель подвергает детей различным испытаниям - ставит их в такие ситуации, от которых они часто не в восторге - иди сделай то, сделай это, наказывает их, запрещает, ограничивает. Для ребенка подобные ограничения, наказания и указания являются испытанием и нередко воспринимаются , как зло со стороны любящих родителей. Детям сложно понять - эти испытания есть польза для них - наука на будущее, которая сформирует в них определенные качества и позволит построить дальнейшую свою жизнь наилучшим образом, уберегая от опасностей о которых они, в силу юного возраста, еще не подозревают. Цель таких испытаний - польза .
Цель испытаний, или искушений, от Бога, также есть польза для человека . Он не испытывает людей с целью позлорадствовать, или с целью посмотреть - а как они себя поведут в той, или иной ситуации. Он наперед знает каким образом поведете себя каждый из нас. Он также знает, что нужно каждому из нас для того, чтобы развить доверие к Нему. А как можно развить доеврие к кому либо? В комфортной обстановке его не разовьешь! Как там у Высоцкого: " Если друг оказался вдуг.." Песня эта имеет несколько иной смысл, чем наша тема, но отражает очень важный прницип - лишь в испытаниях человек способен научиться доверию, преданности и пройти самопроверку на эти качества.
Развить доверие к Богу невозможно без испытаний. Потому Христос сказал, что каждый будет крещен огнем, то есть, пройдет через испытания. (Крещение огнем не обязательно подразумевает физические испытания. Например, богатство, это сильнейшее испытание огнем, не даром Иисус говорил, что богатому сложно войти в Царство Небесное, об этом же говрит и Иаков в контексте, рассматриваемого здесь его послания.)
В этом смысле, испытания (искушения) посылаемые Отцом, вовсе не зло, а польза на будущее. Таким образом Он воспитывает в нас доверие к Себе, а это очень важно, в этом суть всех учений Христа! Когда обучаемый проходит курс обучения, то ему уже не нужно более учиться, он стал, как учитель. Испытания наши всего лишь временное явление. (Лук.6:40)
Иаков обращается к тем христианам, которые ведут себя, как юные дети, не понимая самой сути, посылаемых им испытаний. Они считают, что Бог желает узнать, как они поведут себя в той, или иной ситуации. На самом же деле Бог заранее знает коковым будет поведение человека, а также знает какие выводы человек способен извлечь из преодолеваемых им искушений.
Стремящийся к совершенству в вере может десять, двадцать, сто раз "провалить экзамен", посылаемый Богом, не выдержав испытаний, а на сто первый раз научится и сделает верный вывод. Тот же, кто видит в испытаниях лишь искушение злом будет постоянно винить себя, мол - я не выдержал, значит, не достоин, Господь не благоволит ко мне за то, что я постоянно грешу и не способен оправдать его надежды , ну и все в таком духе. В конце концов у него появляются искусственные заменители веры в виде всевозможных обязательных обрядов, таинств и тому подобных вещей, которые подменяют стремление к совершенству веры через испытания, на более легкий и, в то же время, на более сложный путь ввиду своей запутанности и алогичности, а главное, бесполезный - путь совершенства дел, а не веры. Потому Иаков и предостерегает христиан от такого взгляда на испытания, что они отводят от истинного понимания и истинного пути, ведущего в жизнь.
Итак, Бог может создать ситуацию для того, чтобы научить ученика Христа доверию к Себе, то есть, предоставить ему искушение, или испытание, но искушается испытуемый не самой ситуацией, а теми похотями, которые имеют место в нем быть. Ситуация (искушение), здесь не является причиной зла, но собственные похоти человека - это его истинная причина . Таким же образом, когда мы наказываем, или ограничиваем своих детей в чем либо, или ставим их в затруднительную ситуацию, чтобы ребенок научился самостоятельно из нее выходить. Само по себе наше действие не является злом, но нежелание ребенка поступать правильно, или правильно реагировать на воспитательный процесс - это можно назвать пороком, или злом, которое необходимо искоренять.
Также и Бога невозможно испытать злом, иначе бы за каждый совершенный человеческий проступок Он бы наказывал. Но Отец понимает несовершенство своих детей и долготерпит, предоставляя каждому из нас время для совершенства своей веры - доверия Ему. Кроме того, Он не посылает испытаний сверх наших сил, ибо это бесполезно. Ведь и мы не воспитываем своих детей методами, зная заранее их бесполезность, но к каждому ребенку находим индивидуальный подход и для каждого предоставляем свои испытания, те, которые действительно разовьют в нем необходимые качества.
|