Искушать имеет два значения: испытывать, пробовать, проверять и соблазнять, прельщать чем-либо (устаревшее значение здесь опущено). В Иак.1:13 к данному случаю тоже два утверждения: "Бог не искушается злом" и "Сам <Бог> не искушает никого". Рассмотрим их подробнее.
Бог не искушается злом. Говорить о прельщении или соблазнении Бога, по меньшей мере, смешно. Таким образом, "не искушается" здесь употреблено в понимании не проверяется, не испытывается, и при этом сделано уточнение, чем не искушается, - злом. Следовательно, проверять или испытывать Бога злом бессмысленно, и можно сделать предположение, что испытывать, проверять Бога добром можно пытаться. На первый взгляд, так сформулированная мысль, не исключено, имеет элемент богохульства. Как это проверять или испытывать Бога??? Однако вспомните жаркие дискуссии на форуме о том, отвечает ли Бог на добрые, хорошие молитвы? Попытка ответить на этот вопрос есть ничто иное, как проверка, испытание Бога. Ведь человек - существо несовершенное, ограниченное и греховное. Он не знает очень многого, в том числе и Бога в той мере, в какой Его необходимо знать. В испытании Бога добром нет ничего плохого, так как испытания, в общем случае, производят для того, чтобы определить опытным путём свойства, возможности чего-либо или кого-либо. Следовательно, испытание человеком Бога добром и есть то, что неуклюже формулируют СИ: "лучше знать Бога".
Сам <Бог> не искушает никого. Здесь искушение можно понимать в обоих смыслах, так как человека можно и соблазнить, прельстить чем-нибудь, так и проверить, определить его возможности. По первому смысловому пониманию, кажется, пришли к единому мнению, что Бог Сам не соблазняет и не прельщает кого-либо. О втором смысловом понимании. Бог всезнающ и всеведущ, проверять или определять возможности, способности кого-либо Ему нет причин, поскольку Он и так их знает (всезнаение) и ведает, что, как, к чему приведёт то или иное (всеведение). Таким образом Бог не искушает никого и ничего ни в каких смыслах. Именно поэтому в первом рассмотренном утверждении Святой Апостол Иаков делает уточнение, чем не искушается Бог - злом, а во втором нет никаких уточнений, поскольку Бог никого не искушает ни в каких смыслах.
Тем не менее, в Библии встречаются места, чаще в ВЗ, где говорится об искушении Богом человека, при том, что Богу нет нужды искушать человека. Каждый из этих случаев требует отдельного рассмотрения. Рассмотрим приведённый пример с Авраамом, вкратце, так как это отдельная большая тема об язычестве в иудаизме. Аврам, Авраамом он стал позднее, родился в языческой среде, в этой же среде и происходило его воспитание. Аврам был удивительным человеком, потому Бог, зная его возможности и ведая, кем может стать Аврам, обратил на него внимание. Бог учил, воспитывал Аврама. Первоначальное языческое воспитание не сразу исчезло у Аврама. По его жизнеописанию видно, что он совершал, мягко говоря, не очень хорошие поступки. Но эти поступки были не хороши с позиций монотеизма, а с позиций язычества - оправданы и естественны. Язычество очень неохотно и трудно отпускает человека. Вначале Аврам относился к Богу как к самому сильному из языческих богов. Позднее его мировоззрение изменилось, но произошло это не вдруг, а постепенно и болезненно. В частности, Авраам долго считал, что Богу нужны жертвоприношения, а по языческим представлениям, чем сильнее бог, тем более жестокие приношения ему требуются. Таким образом, Бог требованием Аврааму принести в жертву его первенца не проверял или испытывал Авраама, Богу это ни к чему, а воспитывал Авраама. Остановив Авраама, Бог ясно показал ему и всем последующим иудеям, что Ему не нужны жертвы, особенно человеческие.* Позднее эта мысль явно была высказана в книге Осии. Но, раз уж Аврааму и, позднее, иудеям никак было не обойтись без жертвоприношений, то Бог оставил для них жертвоприношения животных, плодов, различных предметов, не требуя от людей сразу непосильного для них, но твёрдо исключив человеческие жертвоприношения. ______________ * - слова:"... ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня." (Быт. 22:12) тоже имеют исключительно воспитательный эффект, причём очень сильный, и сказаны, в первую очередь, для Авраама и для остальных иудеев. Но об этом не сейчас, сообщение и так большое.
|