по поводу 1 Кор. 7:5
комментарий Баркли
Цитата:
Вот ответ Павла на предложение, содержавшееся в письме Коринфской церкви Павлу, что состоящие в браке люди, желающие быть истинными христианами, должны уклоняться друг от друга. Это еще одно выражение упомянутой выше точки зрения, согласно которой человеческое тело, его инстинкты и желания, в сущности, злы. Павел излагает здесь принцип чрезвычайной важности. Брак - союз двух людей. Муж не может поступать независимо от жены, как и жена не может поступать независимо от мужа. Они должны поступать по обоюдному согласию. Муж не должен рассматривать жену как средство для удовлетворения своих желаний. Весь комплекс брачных супружеских отношений, как физических, так и духовных, должен обоим доставлять и физическое наслаждение, и высшее удовлетворение всех их желаний. Во время особых епитимий, во время долгих и серьезных молений вполне уместно уклоняться друг от друга; но это следует делать по обоюдному согласию и лишь на время, иначе оно может привести к соблазнам и искушениям.
И опять складывается впечатление, будто Павел принижает значение брака. Он заявляет, что сказанное не идеальное указание, а лишь разумная уступка человеческой слабости. В идеале же он предпочел бы, чтобы все были такими, как он. Что под этим подразумевал Павел? Мы можем лишь предполагать.
Мы можем предполагать, что одно время Павел был женатым. 1) Наше предположение основывается на общих соображениях. Павел был когда-то раввином и утверждал, что он выполнял все требования и обязательства, налагаемые иудейским законом и иудейскими традициями. А ортодоксальная иудейская вера налагала обязательство вступить в брак. О человеке, который не женился и не имел детей говорили, что он "убил свое потомство" - "принизил образ Бога в мире". Рай был закрыт для грешников, совершивших один из семи грехов, и список этот начинался так: "Иудей, у которого нет жены, или есть жена, но нет детей". Бог сказал: "плодитесь и размножайтесь". И поэтому не жениться и не иметь детей - значило нарушить одну из заповедей Бога. Надлежащим возрастом для вступления в брак считались восемнадцать лет, и поэтому в высшей степени вероятно, что верующий и ортодоксальный иудей, каким когда-то был Павел, был женат. 2) Есть и другие основания полагать, что Павел был когда-то женат. Он, должно быть, был членом синедриона, так как он говорит, что отдавал свой голос против христиан (Деян. 26,10). Существовало правило, что членами синедриона должны были быть женатые мужчины, так как считалось, что женатые более сострадательны.
Возможно, что жена Павла умерла, но еще вероятней, что она покинула его, когда он стал христианином, так что он действительно буквально отдал все ради Христа. Как бы то ни было, брак и жена не упомянуты в его жизни, и он не женился вновь. Женатый человек никогда не смог бы вести жизнь пилигрима, которой жил Павел. Его желание, чтобы все другие были бы такими же, как он, основывалось на том, что он ожидал в скорейшее время Второго пришествия Христа. Времени, по его мнению, оставалось настолько мало, что нужно исключить из жизни все мирское и физическое. Павел вовсе не относится пренебрежительно к браку, но вместе с тем он скорее настаивает на том, чтобы люди сосредоточили свое внимание и свои помыслы на приготовление к Пришествию Христа.
комментарий Дарби
Цитата:
Апостол продолжает отвечать на вопрос в связи с темой, которую он рассматривал - воля Божья в отношениях между мужчиной и женщиной. Правильно поступает тот, кто остается вне этой связи, чтобы ходить с Господом в соответствии с Духом, а не подчиняться во всем своей природе. Бог установил брак - горе тому, кто будет плохо говорить об этом! Но пришел грех, и все, что от природы, от твари - испорчено. Бог ввел силу над природой и внутри природы, что от Духа. Самое лучшее - ходить в соответствии с этой силой; это значит ходить вне сферы, где действует грех. Но это - редкость, и несомненные грехи в основном являются отступлением от того, что Бог предопределил соответственно природе. В основном по этой причине каждый человек должен иметь свою собственную жену: и заключив такой союз, он больше не имел власти над собой. Что касается тела, муж принадлежал своей жене, а жена - мужу. И если, по совместному согласию, они уклоняются друг от друга на некоторое время, для упражнения в посте или молитве, то потом должны быть опять вместе, чтобы сердце, не управляющее собой, не дало повода сатане войти и причинить страдания душе, и разрушить его уверенность в Боге и его любви, чтобы он не соблазнял беспокойными сомнениями сердце, которое помышляет о многом и терпит в этом поражение. Однако это позволение и это повеление, которое рекомендовало христианам заключать браки, было не заповедью от Господа, данной вдохновением, а плодом опытности апостола - опытности, в которой недоставало Дух Бога {Заметьте, что формально мы различны; неверующие современной школы стремились смешать духовные мысли, человека и мысли вдохновения. Апостол излагает свои мысли и суждения как духовный человек, его разум был оживлен и водим Духом, и это противостоит вдохновению и тому, что говорил Господь. Как удивительно Господь предусмотрел все в его Писании! Сравните стих 25}. Он желал, чтобы каждый был как он; и в этом отношении каждый имеет дарование от Бога. Безбрачным и вдовам лучше оставаться, как он, но если они не могли воздерживаться и оставаться в полной непорочности, то им лучше вступить в брак. Невоздержанность желаний гораздо пагубнее, чем узы брака. Но что касается брака, то здесь больше не было места для опыта, в этом было вполне определенное повеление Господа. Жене нельзя разводиться с мужем, а мужу - с женой; и если они развелись, то союз не разрушается: либо они должны оставаться безбрачными либо примириться.
Но был и более сложный случай, когда муж был обращенным, а жена неверующей, или наоборот. В соответствии с законом, человек, который женился на неверующей (которая, следовательно, была нечистой и мирской) осквернил себя и должен был оставить жену; и их дети не имели права на привилегии иудеев; они отвергались как нечистые (см. Ездр. 10,3). Но под благодатью все было совсем наоборот. Верующий муж освящал неверующую жену, и наоборот и их дети были чистыми пред Богом; они разделяют духовные права своих родителей. Таков смысл слова "святой", в связи с вопросом порядка и внешних связей с Богом, которые были обязанностью под законом отвергать жену и детей в подобном случае. Таким образом, верующий не должен был ни выгонять свою жену, ни покидать неверующего мужа. Если неверующий покинул верующего окончательно, то последний (мужчина или женщина) был свободен - "пусть разводится". Брат больше не должен был считать того, кто покинул его своей женой, так же и сестра не должна считать мужем человека, который покинул ее. Но они призываются к миру, а не к разводу, ибо как мог верующий знать, не является ли он средством обращения неверующего? Ибо мы под благодатью. Более того, каждый должен ходить так, как определил ему Бог.
Относительно занятий и положения в этом мире, основным правилом было то, что нужно пребывать в том положении, к какому он призван; но это должно быть "с Богом" - не следует делать ничего, что не соответствует его слову. Если положение по своей природе противоречило воле Божьей, это был грех; не мог оставаться в этом положении с Богом. И основным правилом было оставаться в прежнем положении и прославлять Бога.
Апостол говорил о браке, о безбрачных, вдовах; его спрашивали также и о тех, кто никогда не вступал в связь с женщиной. По этому поводу у него не было никакого повеления от Господа. И он ценил то, что как получивший милость от Господа, он ему верен. Было благом оставаться в таком положении, видя, каким бы ни был мир и трудности христианской жизни. Если они соединены с женой, то пусть не ищут разводы. Если свободны, то лучше пусть остаются так. Таким образом, если они женятся, то поступают хорошо; не женясь, они сделают лучше. Тот, кто не знал женщины, не согрешит, если женится, но на земле он будет иметь скорби по плоти. (Надо отметить, что здесь речь идет не о дочери христианина, а о его собственном положении). Если он остался стоек и у него были силы преодолеть свою волю, то это был лучший путь; если он женат, то тоже поступает хорошо; если он не женат, то это было лучше. То же самое относится и к женщине; и если апостол сказал, что по его мнению это было лучше, он имел Духа Божьего.
Более того, времени осталось мало; имеющие жен должны быть, как не имеющие; покупающие, как не приобретающие; пользующиеся этим миром, как не пользующиеся. Апостол хотел только, чтобы у них не было забот или отвлечений, чтобы они могли служить Господу. Если они не признавали себя мертвыми по природе, не достигли этого результата, то они и не достигли ничего, они потеряли. Вступив в брак, они оказались захвачены земным, чтобы угождать своим женам и добывать пропитание для своих детей. Не вступив в брак, они наслаждались спокойствием разума, в котором природа не предъявляла своих требований воле, и таким образом, поддерживалась святость жизни и сердца. Если воля природы была покорена и смолчала, то они служили Господу без отвлечения, они жили в соответствии с Духом, а не с природой, даже в том, что Бог предопределил как доброе, относительно природы.
Что касается раба, то он мог утешить себя тем, что он является свободным человеком Господа; но ( видя трудность примирения воли язычника или даже не духовного хозяина с волей Бога), если он мог быть освобожден, то он должен воспользоваться возможностью.
Здесь нас поражают две вещи: святость, которой дышат все эти повеления относительно того, что так тесно касается желаний плоти. Установления Бога, созданные для невинного человека, поддерживаются во всей их целостности, во всей их власти - гарантия против греха, к которому побуждает человека плоть. Дух представляет новую власть над природой, которая ни в коей мере не ослабляет значение установлений. Если кто-то может жить во власти над природой, чтобы свободно служить Господу, то это - дар Бога, благодать, которой он должен воспользоваться. В этой главе содержится и второй очень важный принцип. Апостол тщательно разделяет между тем, что он имеет посредством вдохновения, и между его собственным духовным опытом - тем, что Дух дал ему в связи с проявлениями его личной жизни - духовной мудростью, какой бы она ни была. По некоторым вопросам у него не было повелений от Господа. Он делал выводы, к которым приходил сам с помощью Духа Божьего в жизни удивительной верности и преданности. Но это не было повелением Господа. По другим вопросам, которые он не исключал подобным образом, он получил повеление Господа (сравните гл. 14,37). То есть, он подтверждает вдохновленность своих писаний - они были получены, как исходящие от самого Господа - различая это вдохновение от своего собственного духовного опыта.
комментарий Новой Женевской Библии
Цитата:
1 А о чем вы писали ко мне. См. Введение: Время и обстоятельства написания.
хорошо человеку не касаться женщины. Весьма вероятно, что этим выражением пользовалась группа аскетов среди коринфских христиан, осуждавшая беспорядочное половое сожительство и доказывавшая, что христианин либо вовсе не должен жениться, либо, если и женится, должен воздерживаться от половых сношений. В подкрепление своей позиции они, возможно, ссылались на безбрачие Павла. Апостолу пришлось проявить осмотрительность, чтобы его учение не было искажено в ту или другую сторону. Он признает определенные преимущества безбрачного состояния (ст. 7,8), а ниже (ст. 29-35) приводит особо веские основания тому, что христианин может оставаться одиноким. Однако главная цель апостола - поправить тех, кто требовал непременного безбрачия. В других местах Павел высказывается о браке одобрительно (напр., Еф. 5,22-33; 1 Тим. 3,2) и даже осуждает "запрещающих вступать в брак" (1 Тим. 4,3).
3-5 Эти стихи выражают точку зрения, намного опережающую свое время: здравое восприятие женской сексуальности и понимание полного равенства, существующего между мужчиной и женщиной в самой интимной области их взаимоотношений. Никаким стихом из Писания нельзя обосновать мнение, будто только муж должен получать удовлетворение от супружеской близости, равно как и то представление, будто только муж должен решать, иметь ли эту близость и когда. В ст. 5 апостол соглашается, что временное воздержание от брачных отношений, в известном смысле подобное посту, может быть уместно в период усиленной молитвы. Временный характер этого воздержания исключает регламентацию его продолжительности. Бог не только допускает соединение полов в браке - Он заповедал его.
комментарий толковой Библии Лопухина
Цитата:
В Коринфской Церкви, в противовес прежней языческой распущенности нравов, некоторые христиане стали отстаивать ту мысль, что даже и в брак вступать христианину не подобает, а уже вступившим следует жить порознь - мужу с женою. Такие противники брака, вероятно, появились среди христиан, обращенных Ап. Павлом, который сам был не женат и, как видно из настоящей главы, отдавал предпочтение девству пред супружеством. Апостол и должен был теперь решить, как христианин должен смотреть на брак, и он делает это в настоящем отделе. Главная мысль, которую он здесь проводит, состоит в том, что хотя безбрачие имеет само по себе преимущество пред браком, тем не менее, на практике вступление в брак должно быть явлением самым обычным. Точно также и бракосочетавшиеся должны жить как муж и жена.
1 А о чем вы писали...Ап. доселе сам от себя ставил вопросы. Теперь он обращается к решению вопросов, поставленных ему в письме, которое прислали ему коринфяне. - Хорошо(kalon). Некоторые (напр. блаж. Иероним)понимают этот термин в нравственном смысле (хорошо, т. е. угодно Богу) и потому выводят отсюда заключение, что касаться женщины как жены вообще худо, безнравственно. Но такое толкование идет прямо в разрез с тем высоким представлением о браке, которое Ап. Павел дает, напр., в посл. к Ефесянам (гл. V:25-33). Другие понимают этот термин в смысле указания на простую полезностьдевства (хорошот. е. удобно, полезно во многих отношениях). Хотя из сравнения Ев. Матфея V:29 и XVIII:8, где в одном случае стоит слово хорошо(kalon), а в другом полезно (sumferein), и можно заключать о вероятности такого объяснения, тем не менее сомнительно, чтобы Ап. Павел понимал под словом kalon только внешнееудобство, внешнюювыгоду. У греков понятие kalon означало скорее нечто красивое, благопристойное, чем непременно украшается истинная добродетель. Ап. точно также, по всему вероятию, употребляет его в этом смысле - вед он писал грекам! Безбрачие является для него вполне пригодным и почетным состоянием, в котором не делается никакого оскорбления нравственному идеалу. Основание для такого утверждения Ап. мог находить в примере Самого Господа Иисуса Христа, в Котором мы имеем высшее осуществление нравственной красоты в человеческой форме, а также и в словах Христа о том, что в будущей жизни люди не будут вступать в брак (Лк XX:34, 35). Из последних слов ясно, что идеал христианский в лице не женатого осуществляется еще полнее и ярче, чем в лице женатого. Если же в кн. Бытия и содержатся слова: "не хорошо человеку быть одному" (Быт II:18), то эти слова были сказаны тогда, когда человек в полном смысле слова был один. В настоящее же время это одиночество не имеет того характера, какой оно имело для Адама: кругом человека неженатого всегда есть люди, в общении с которыми он может жить, а главное, - человек христианин состоит в тесном общении с своими братьями по Церкви и с Самим Главою Церкви - Господом Иисусом Христом. - Но нужно заметить, что Ап. вовсе не говорит, чтобы безбрачие само по себе было священнее, святее, чем жизнь в браке. Он хочет сказать только, что оно не заключает в себе ничего не благопристойного, неподобающего христианину. - Касаться женщины - сочетаться с женщиною или вступать в брак (Иоанн Злат. ).
2 Но сколь ни почтенно само по себе безбрачное состояние, оно не может быть явлением обычным и общим правилом жизни. - Но во избежание блуда(taV porneiaV). Это множественное число (от porneia) напоминает о множестве искушений и грехов этого рода, существовавших в Коринфе. - Каждый - каждая - конечно за теми исключениями, какие указаны в стихах 7 (особое дарованиек безбрачной жизни) и 25-28 (о девах). - Некоторые толкователи видят в этом месте унижение брака, который, по апостолу, имеет как будто только отрицательное значение, как защита от разных проявлений блуда. Говорят, что по Апостолу выходит, что брак есть зло, хотя и меньшее, совершать которое нужно только для избежания большего зла. Но на это возражение нужно сказать, что Ап. вовсе и не хотел здесь предлагать какую-нибудь свою теорию о браке: он только отвечает на предложенный ему коринфянами вопрос. А ст. 14-й рассматриваемой главы и ст. 3-й главы ХІ-й, где брак поставлен в соотношение с отношением между Христом и человеком, а затем между Богом Отцом и Христом, ясно свидетельствуют о том, что Ап. Павел имел достаточно определенное представление о нравственнойстороне брачного соединения.
3-5 Но чтобы брак достигал своей цели, для этого жить в браке нужно так, как требует этого самое существо этого установления: нужно исполнять каждому супругу свой супружеский долг (большинство древних рукописей читают только это слово - долг(thn ofeilhn), а не должное благорасположение(thn ofeilomenhn eunoian): оба супруга обязаны жертвовать друг другу своей личной независимостью. Отсюда-то безбрачие - хорошо(kalon). - Не уклоняйтесь.... Прерывать брачные сношения, по апостолу, можно только 1) по обоюдному согласию; 2) на время, на некоторый срок и 3) для упражнения в делах благочестия - именно для молитвы (прибавка: для постаимеется только в очень малом числе рукописей).
6-7 То, что сказано Апостолом во 2-м стихе, могло показаться читателям строгим наказом непременно вступать в брак. Но на самом деле Ап. высказал это как позволение (suggnwmh), а не как повеление (epitagh). Ап. очевидно не хочет высказывать в отношении к обязательности брачной жизни строгого приказания. Он дает только совет, - потому что не может не снисходить к извинительным слабостям коринфян (по св. Ефрему. indulgene, non imperane), - совет или позволение жениться и вступать в брак. Даже напротив, если бы он захотел высказать своеличное отношение к браку, то он бы предложил скорее соблюдать девство: "ибо я желаю, чтобы все люди были, как и я". Но что значит: "как и я"? Указывает ли этим Ап. на желательность безбрачия? Едва ли Ап. в этом случае мог сказать бы лучше: "как Христос". Вероятнее всего, что этими словами Ап. выражает желание, чтобы все христиане были настолько свободны от чувственных пожеланий, чтобы, подобно апостолу, не чувствовали особого лишения, оставаясь безбрачными. Теперь же они не таковы, а коринфянам, напр., Ап. принужден, в виду их состояния, советовать то, что собственно противоречить его личным взглядам. Чрез такое изменение настроения христиан брак, однако, не потерял бы своего значения в жизни, - отпал бы только тот мотив для заключения брака, какой обозначал апостол выражением: "во избежание блуда", и коринфские христиане стали бы жениться свободно, по требованиям своего христианского состояния. - Что это желание апостола, однако, неисполнимо, что оно встречает на пути к своему осуществлению даже препятствие со стороны Бога, об этом Ап. говорит так: "но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой - иначе". Дарование(carisma) есть данная от Бога известному лицу способность к какому либо особенному действованию (I:7; XII:4 и сл. Рим XII:6), - здесь - это свобода от половых искушений или воздержность (egkrateia). Эта свобода дается от Бога не всем; другие в замену получают дарования иного рода, которые требуют для своего проявления другого поприща, помимо отношения к браку.
8 Здесь Ап. выводит следствие из того положения, что безбрачие - хорошо. И безбрачным мужчинам (т. е. неженатым и овдовевшим) и вдовам хорошо остаться в таком положении. - Почему Ап. вдовцов не упоминает отдельно, а вдов упоминает? Вдовство женщины ставит ее в несколько иные, более неблагоприятные, условия, чем мужчину - ей жить труднее, и потому Ап. счел нужным сказать, что он не исключает даже в своем указании таких необеспеченных лиц, как вдовы. Притом вдова сама могла распорядиться своею судьбою, чего не предоставлялось девице. Поэтому то здесь Ап. и не упомянул о девах.
9 Здесь - следствие из общего правила, по которому брачное состояние должно быть обычным. Если человек, оставаясь безбрачным, не может избежать греха, то пусть он женится, потому что грех есть зло, а брак - не зло.
10-24 Таким образом Ап. разрешил главный вопрос - относительно того, вступать или не вступать в брак. Теперь он решает вопросы, связанные с главным - и прежде всего вопрос о дозволительности развода. По его представлению, разводиться - грешно, даже и в том случае, если та сторона, которую желают оставить, принадлежит к обществу язычников. Только если супруг-язычник пожелает развода, христианин не должен противиться этому. При этом Ап. дает добавочные указания (ст. 17-24), как вообще христианин должен смотреть на свое внешнее состояние - на обрезание, если он был раньше евреем, на рабство, если он обратился к вере, будучи рабом.
10-11 Здесь, очевидно, Ап. имеет в виду супругов-христиан, для которых только и имели значение повеления Христа. - Не я повелеваю, а Господь. Христос Спаситель, действительно, дал такое повеление. Оно сохранилось в евангелиях (см. Мф V:32; XIX:9; Мк X:11; Лк XVI:18). В то время, конечно, верующие могли ознакомиться с этим повелением из устной проповеди проповедников Евангелия. - Но зачем Ап. делает различие между своими повелениями (ст. 12) и повелениями Господа? Не умаляет ли он чрез это значение своихапостольских предписаний? Можно думать, что Ап. хотел этим различить прямые, определенные повеления Господа, которые христиане должны исполнять без всяких рассуждений, от своих собственных указаний, которые имели значение только для Церквей, основанных самим Ап. Павлом. Притом, он считал нужным, предлагая свои указания, обосновывать их так или иначе (ср. ст. 14 и 16), чего не требовалось при изложении повеления Господа. - Жене не разводиться с мужем. Ап. пропускает здесь сделанное Христом прибавление: "кроме вины любодеяния" (Мф V:32), потому что он не хотел допустить, чтобы в среде христиан было возможно это любодеяние. - Почему он прежде обращается к жене? Потому что от жены, как от существа более слабого и зависимого, скорее всего могло исходить заявление о желании получить развод. (Ап. имеет в виду здесь обычай Греции, а не Иудеи) [В Иудее жена не имела права начинать дело о разводе]. - Должна оставаться безбрачною. Ап. учит этим сознавать важность брачного союза. Его нельзя легкомысленно заключать и потом столь же легкомысленно разрывать, чтобы заключить новый. Вторичного брака для разведенной жены - а также, конечно, и для разведшегося с своею женою мужа - Ап. не дозволяет: или будь безбрачной, неси все лишения, соединенные с разводом, или вернись к мужу - вот только два исхода для разведшейся с мужем женщины. О невинной стороне, которая остается одинокой после ухода виновного супруга, Ап. ничего не говорит и тем самым дает ей возможность вступить в новый брак. Таким образом, государство в силу своих особых соображений, применяясь к состоянию человеческих нравов (ср. Мф XIII:8: Моисей по жестокосердиюевреев позволил развод), может разрешить вступать в брак и виновной в деле развода стороне, но это установление будет уже чисто государственным, а не церковным. Церковь не может благословлять такие браки, совершая их во имя Господа, и все снисхождения, какие делаются в этом отношении, противоречат прямому повелению Господа, как это повеление излагает Ап. Павел в 11 стихе.
12-13 Могло случиться, что в Коринфе или где-либо еще, обращался в христианство только один из супругов, а другой продолжал оставаться в язычестве или иудействе. Таким образом появлялись смешанные браки. Христос в отношении к таким бракам не дал никакого повеления, и поэтому сам Ап. берет на себя задачу дать указания и по поводу таких случаев, основываясь, конечно, на том, что ему было известно из учения Христова. Этим упоминанием о том, что здесь приводится его, Павлово, указание, он не хочет, конечно, ослабить его силу (ср. ст. 10). - Как же решает Ап. вопрос о таких смешанных браках? Все дело заключается в желании неверующего во Христа супруга: если он желает продолжать брачное сожитие с женою христианкою или жена неверующая с мужем христианином, то брак остается в полной силе. Таким образом, сожитие с неверующим, по Апостолу, не налагает никакого пятна на верующего супруга.
14 Причина, по которой Апостол дозволяет такие смешанные браки, заключается в освящающей силе христианской религии, которая (сила) же только не дает возможности неверующей стороне запятнать верующую, но даже оказывает известное освящающее действие на неверующего супруга. - Освящается(hgiastai) - точнее: "освящен" или "посвящен". Нехристианская сторона уже освящена в христианской чрез свое согласие жить с христианскою. Это согласие есть тоже, что вера в отношении верующего ко Христу. Нехристианин-супруг уже посвящен Богу чрез внутреннее и внешнее общение с супругою-христианкою [По Ph. Bachmann'y здесь речь идет о святости супруга язычника для Церкви, т. е. для всех других членов Церкви, которые смотрят на такого человека как на своего, не боятся оскверниться, напр., за трапезою его присутствием]. - Чтобы доказать действительность такого освящения и посвящения Ап. ссылается на общеизвестный в Церкви факт: дети ваши святы. Ап. хочет этим сказать следующее. Если мать-христианка признает, что дети ее святы, хотя отец их язычник, то тем более она должна верить в освящающее значение свое по отношению к мужу-язычнику. Дети имеют на себе прирожденную нечистоту, они не могут еще выразить и согласия своего оставаться с матерью-христианкою, однако же они действительно святы (agia сильнее выражения hgiastai), действительно освящены и посвящены Богу в силу внутреннего общения с родителем или родительницей-христианами. Тем более могут быть освящены взрослые люди, неверующие во Христа супруги, в силу своего общения с супругами христианами. - По всему вероятию, Ап. имеет здесь в виду таинство крещения, которое, по свидетельству Оригена (comment. in epiet. ad. Kor. t. V:9), было совершаемо при Апостолах и над детьми. Впрочем, он здесь приписывает детям святостьне в силу совершаемого над ними крещения, но самое это крещение, по контексту речи, являлось для него знамением и фактическим доказательством того святого состояния, в котором находились дети христиан. Так евреи не потому становились потомками Авраама, что принимали обрезание, но самое их происхождение от Авраама давало им право на получение обрезания. Все дело заключается здесь в тесном внутреннем общении детей с родителями христианами, благодаря которому они состоят в благодатном союзе со Христом.
Анатолий, сколько букфф понаписано, вы это дальше будете игнорировать в угоду собственному пониманию принятого Вами в качестве пророчества сообщения о Ное?