dima писал(а):
а тем временем, действительно, не только Павловыми словами ограничимся в сем вопросе
1 Иоан. 2:1
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
1Иоан. 3:18
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
3 Иоан. 4
Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
Дима, имхо, твой вопрос кажется сложным только до изучения контекста и до "втаскивания" в вопрос сущности христианского обращения.
Контекст: Матфея 23 начало главы все посвящено осуждению духовного непорядка фарисейской системы поклонения. Всех этих Школ и течений, где часто под маской духовности процветала банальная гордыня "верхушки", подпитываемая раболепным превознесением "низов". Поэтому Христа и "коробило" от их "отцов", "наставников" и "учителей".
И запрещал он именования именно в таких системах поклонения.
В христианство "попадают" не как в ешиву. Евреи уже рождены в Завете, они в своих духовных школах не рождаются, а учатся. Возрастают в познании и применении истины. Называть преподавателя Торы отцом, учителем (там, по-моему слово "рав" звучало в устном оригинале
- а это буквально значит - "больший"), наставником - как некими "титулами". Которые превозносят над собой.
А вот христианином - не становятся. В христианина -
рождаются сознательно. Потому что это - новый человек.
Отсюда- Павел, который образно "заронил семя истины" в новообращенного, становился ему чем-то наподобие духовного отца. Похоже на плотское отечество от семени, понимаешь?
Это - от Духа. И это - не превозносит Апостола. Который прямо отдавал честь собрату Аполлосу "я насадил, Аполлос поливал", и помнил о Единственном Отце во всей полноте этого слова - "взрастил Бог".
Дальше сам суди, насколько Павлово "отец" схоже с тем "отцом", которым Иисус просил никого не называть.
Если я понятно выразилась, конечно....