numb,
Цитата:
какие-то старые догмы про единосущность
Хм, мило! А вы новые догмы про единосущность знаете?
Обещанное.
Проф. А. Спасский излагает учение о спасении св. Иринея Лионского, 2-й век (это к вопросу о необходимости БОГОвоплощения): отрывок из книги «История догматических движений в эпоху Вселенских соборов», стр. 18 – 20 и 23 – 24. Намеренно выбрала св. Иринея – у него минимум философских терминов, а суть он излагает довольно ясно...
ЦИТАТА
Человек создан по образу и подобию Божию. Образ Божий находится в теле и душе и не гарантирует человеку ни нетления, ни бессмертия, потому что плоть одинаково способна, как к тлению, так и нетлению, как к смерти, так и к жизни; точно также и душа или дыхание жизни временно; как и все существа, получившие начало во времени, душа тоже не бессмертна, она «не есть жизнь и участвует в жизни, пока это угодно Богу». В этом состоит обыкновенная естественная форма бытия человека; для простой физической жизни вполне достаточно человеку обладать телом и душой. Но есть другая более совершенная форма бытия, в которой к составу человека присоединяется Дух Божий, сообщаемый ему подобие. «Совершенный человек состоит из трёх частей – плоти, души и духа». Дух есть сверхприродный принцип, вводящий человека в тесное общение с Богом и делающий его подобным Ему. Он окружает совне и свнутри человека и вследствие своего реального физического общения с человеком, делает плоть зрелою и способною к нетлению, сообщает бессмертную жизнь душе, приводит человека к истинному познанию Бога и соучастию во всех благах, какие есть у Него. В обладании этим духом и всех соединенных с ним благ и находились первые люди до грехопадения, но непослушание Богу, проявленное ими в нарушении заповеди, повлекло за собой, как своё необходимое следствие, разлучение с Богом, т.е. смерть и отчуждение от Бога, сопровождавшиеся лишением всех благ, какие есть у Него. Дух животворящий был отнят от них; они утратили не только подобие Божие, но и образ Его. Смерть духовная и физическая стала уделом падшего человечества, потому что «невозможно жить без жизни, бытие же жизни происходит от общения с Богом». Диавол приобрел власть над человеком и пленил его, самые дела человека стали грешными; пока человек живет, он живет для греха; плоть стала вместилищем греха, запятнавшего плоть и повредившего храм Божий. Все люди наследуют это состояние, какому подпал Адам, глава и родоначальник всего человечества, и в самом рождении получают смерть.
Все люди лишены славы Божией, и оправдаться своими силами не могут. Для восстановления первоначального состояния человека, необходимо, чтобы Божество вновь радикально соединилось с человеком, нетленная природа составила бы физическое единство с тленной и сообщила ей свойства божественной жизни. «Логос Божий, Иисус Христос, сделался тем, что и мы». «Господь наш Иисус Христос, в последние времена сделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, т.е. человека с Богом». В Нем Божество и человечество снова соединились вместе в одном лице. Как посредник между Богом и человеком, Он должен был иметь сродство с тем и другим: «если бы не человек победил врага человеческого, то враг не был бы побежден законно; и опять, если бы не Бог даровал спасение. То мы не имели бы его прочно, и если бы человек не соединился с Богом, то он не мог сделаться причастным нетления. Христос должен быть и есть истинно человек и истинно Бог». В Нем произошло «единение Логоса Божия со своим созданием», совершилось смешение и общение (commixtio et communio) Бога и человека. Смертная и тленная природа человека «соединилась с нетлением и бессмертием, когда нетление и бессмертие сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием». Он возвратил человеку образ и подобие Божие и искупил людей из плена диавола Своею кровью, дав Свою душу за души наши и плоть Свою за плоть нашу.
...
Соединение божественного и человеческого, подобное тому commixtio Бога и человека, какое было во Христе, стало уделом всех людей, уверовавших в Него. Сын Божий, воплотившись и сделавшись человеком, даровал людям спасение, состоявшее, говоря кратко, в том, что потерянное людьми в Адаме, т.е. бытие по образу и подобию Божию, люди снова получили во Христе. Дух животворящий (подобие) снова возвращен был человеку. «Господь излил Духа Отца для воссоединения и общения Бога с человеком, Бога полагая в человеке через Духа, и человека привлекая к Богу через Свое воплощение. Человек получил усыновление, сделался Сыном Божиим, носит, принимает и содержит Сыны Божия. Обновление, полученное человеком через Духа Святого, обнимает всю его природу, душевную и физическую. Благодаря наитию Святого Духа, человек становится духовным и совершенным, говорит всеми языками, имеет пророческие дарования, для общей пользы выводит наружу сокровенные тайны людей и изъясняет таинства Божии. Но если душе человека через наитие Св. Духа возвращено было подобие Божие, то плоть получила образ Божий. Это – пункт, на котором особенно настаивает Ириней в противовес гностикам, видевшим в плоти источник зла и греха. «Плоть не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией» - говорит он. Уничтожение в человеческом теле тленности и смертности – это цель, к которой он готов свести всё дело Христа. «Христос пришел оживотворить плоть» - пишет он. «Безрассудны те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, говоря, что она не участвует в нетлении, но если не спасается она, то и Господь не искупил нас Своею кровию». Физическое понимание Иринеем дела возрождения здесь выступает со всею ясностью. «Дух овладевает плотью», проникает её собой, и плоть, воспринявшая качество Духа, делается соОбразной Слову Божию. «Праведная плоть Христа примирила плоть, связанную грехом и привела в дружбу с Богом, и теперь плоть человеческая сделалась членом Христа». Но в земных условиях своей жизни человек получает только «некоторую часть Духа» для своего усовершения и приготовления к нетлению, мало-помалу приучаясь принимать и носить Бога; это – залог, который, живя в человеке, делает его духовным и смертное в нем поглощается бессмертием. Лишь по воскресении, когда человек увидит Бога лицом к лицу, утвердиться надежда нетления, настанет обожествление духа и плоти, когда люди станут «богами», и когда плоть человека, изменившуюся в нетление и ставшую подобной духу, Господь, полный славы, представит Отцу...
КОНЕЦ ЦИТАТЫ.