Хорошая тема! Размышляю вот... о самом главном... ищу...
Сначала коротенький ответ Арише, про записки (правда не мой):
Что плохого, если в записке о здравии указать имя некрещеного человека? И крещеные, и некрещеные - все появились на свет по воле Божией. Некрещеный человек может быть добрым, порядочным, справедливым (в отличие от некоторых крещеных, которых и людьми-то назвать нельзя). Почему же для такого человека нельзя попросить у Бога здоровья?
Отвечает священник Михаил Воробьев,
клирик Вольской Благовещенской церкви
Попросить у Бога здоровья и благополучия можно для любого человека, в том числе и для некрещеного, то есть исповедующего любую религию или являющегося атеистом. Бог, Который посылает Свое солнце обогревать и праведных, и грешных, найдет возможность помочь каждому, за кого молится хоть одна живая душа.
Однако церковное поминовение, которое осуществляется при чтении подаваемых в храме записок, является особым таинственным действием. В этом действии все члены Церкви - и живые, и умершие, объединяются в Едином Теле, Глава Которого - Христос. Силой, которая делает такое единство возможным, является вера в Спасителя Господа Иисуса Христа, подтверждаемая Таинством Крещения.
Некрещеный человек никак не может быть участником подобного единения. И не в силу своего нравственного недостоинства, а в силу того, что он реально находится в ином духовном состоянии.
(с сайта Саратовской епархии "Православие и современность")
А теперь
про связь крещения и спасения. Проф. Осипов:
Это вопросы которые в высшей степени важны для нас и об этом следует поговорить. Господь говорит так: «Кто будет веровать и креститься, тот спасен будет». Предваряющим условием для крещения ставиться условие веры. Ну, действительно, зачем креститься, если ни во что не веришь? Можно креститься - крестятся. Почему? Понимают крещение как магию. Главное, оказывается, совершить обряд крещения, а что там как там - это не интересует человека. Вы слышите, как близко соприкасаются эти две линии в человеке. Эти две мировоззренческие концепции. Магия так и приближается к человеку. Главное - сделать, а что там будет - неважно. Христос говорит - кто будет веровать и креститься спасен будет. И так вера является необходимым элементом, условием при крещении человека.
По утверждению, которое я могу вам проиллюстрировать очень многими высказываниями св. отцов в крещении происходит, дарование человеку зерна, семени того нового человека, который воссоздан Христом своей жертвой. Вот что, оказывается, дается в крещении человеку - семя, семечко. Никакого не происходит моментального изменения человека, превращения его из одного в другого происходит освящение человека, происходит прощение его грехов, но самое главное, но самое главное что ему дается семя нового человека. Того исцеленного, который дан человечеству во Христе. Об этом очень многие говорят об этом говорит ап Иоанн Богослов, когда пишет что “Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя его пребывает в нем“ (1Ин.3.9). .
Что для нас важно в связи с крещением. Евангелие говорит, что если веры не будет, то нельзя даже и креститься. Серьезный вопрос перед которым мы стоим: и как понять это? Неужели если креститься человек и веры не имеет, то ничего ему не будет, ничего он не получит? Мы так привыкли, заставляя любого встречного и поперечного во что бы то ни стало - крестись! Кирилл Иерусалимский, был такой патриарх Иерусалимский в 4 веке, произносит вдруг очень серьезные слова над которыми стоило бы задуматься каждому. А он сам, кстати, занимался, прежде всего, оглашением всех кто прежде приходил в церковь. То есть научал их и готовил их к крещению. Он сам, патриарх. И вот он пишет. «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить». Вот интересно то. «Люди крестят» - это он сам крестит, «А Дух не будет тебя крестить».
Марк Подвижник, который жил немного позднее его (4-5 век) пишет: «уверился ли ты хотя ныне, что твердо уверовавшим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным и по крещении не дается». Интересно. Оказывается крестили человека, а эти святые говорят - никакого духа ты не получил! Что-то странное, вот если бы какой-нибудь богослов бы сейчас сказал, то его тут же на костер. Сказали бы ересь, а это святые отцы говорят. А посмотрите, что пишет Симеон Новый Богослов о крещении младенцев: «Крещенные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в крещении. Потому что такое чувство освящения есть умное дело. А младенцы еще не совершенны умом чтобы разуметь принятую благодать. Поэтому с продолжением времени они мало помалу изменяются, и переходят на сторону худа. И благодать святого крещения в иных погасает и совсем теряется (встречали таких? В детстве крещен, а потом…), а в иных сохраняется малая ее искра, о которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам, и покаются, примут оглашение, (это крещенные-то. Что значит примут оглашение? Познакомятся с христианской верой (что это такое), восстановят веру как следует и возуповают на Бога».
Вопрос действительно очень и очень серьезный. Как хорошо когда понимаешь - главное крестить. А что там и как не важно. Нет, вот святые отцы мешают. Нет просто так нельзя. Лицемеришь? Тебя Дух крестить не будет. Зловеришь? Не примешь. Младенцев крестишь? Смотри, будь очень внимателен, потому что многие получив крещение в младенчестве, потом неизвестно кем становятся. Обратите кстати внимание, что в 4 столетии, когда христианство получило свободу, до этого 300 лет были непрерывные гонения, там расцвет начался. Церковь получила свободу, вот как сейчас. Что мы видим там в области крещения. Константин Великий креститься на смертном одре. Василий Великий который является столпом церкви, украшением ее, которого все его собратья называли «кораблем нагруженным драгоценностями», крестится в 30 лет. Его семья была святая. Никто не боялся «а что, если младенец умрет некрещеным, а что тогда будет». Его брат родной - то же самое. Иоанн Златоуст креститься в 28 лет. Григорий Богослов где-то в 26 лет. Много находим случаев, хотя это уже больше чем случай, которые относятся к крещению оказывается с величайшим благоговением и принимают его не просто так: родился - крестить! А потом за стол. А принимают его, оказывается, как сознательный знак вступления в Церковь. И мы видим, что в Церкви с тех пор существует две традиции, некоторые принимают крещение в сознательном возрасте, некоторые - крестят детьми. Но при каком условии Церковь допускала крещение детьми, когда есть надежда, есть основание, есть уверенность, что ребенок которого крестят, будет воспитан так, что он в любой момент своей жизни скажет -да я подтверждаю те обеты крещения, которые были даны за меня в моем детстве. Вот только при каком условии.
Но вообще -то Симеон Новый Богослов указывает на очень серьезную вещь, что оказывается ребенок не чувствует не осознает той благодати, которая действует на крещаемого. Не знаю, приходилось вам видеть или нет, думаю что многим приходилось, когда крестился взрослый человек, искренно по вере. На лицо посмотреть, как он внешне менялся даже. Потом спросите его, он вам сам скажет в каком состоянии он находился. То есть человек переживает великий опыт познания того, Кто есть Бог. И это опыт является для него великой святыней, который держит его в последующей жизни. Удерживает его.
В младенчестве ничего этого нет. Действительно ли таинство крещения в младенчестве? Да. Семя дается, но надо думать о пользе - когда полезнее для человека, вот что очень важно. Ведь зерна пшеницы лежали в пирамиде несколько тысяч лет и не давали никаких всходов. И так и остались они мертвыми всходами. Почему? Не было соответствующей обстановки при которой эти зерна могли прорасти. Так вот поэтому я вам и говорю, что в истории Церкви мы видим две традиции, которые продолжают существовать и до настоящего времени. Когда одни предпочитают совершать крещение в детстве, другие позднее, когда ребенок достигает определенного возраста.
Ну, еще один момент, на который стоило бы обратить внимание, связанный с нашими школьными системами (Духовными школами), в которых утверждается, что в крещении прощается первородный грех Адама. Эта идея сама по себе идет прямо из латинского богословия, католического. Когда под первородным грехом Адама разумеется наша с вами всех вина за то, что сделал Адам тысячи лет тому назад. Вообще идея изумительная лучшего не придумаешь. «Мой отец украл корову, меня должны теперь судить». Даже в человеческом обществе такого нет, не говоря уже о Божественном. Пророк Иезекииль по этому поводу пишет: «Не несет сын вины отца, и отец не несет вины за деяния сына, каждый отвечает за свою вину». И каждый награждается и наказывается за свои деяния. Ну, это естественно. Но католическое богословие рассудило иначе. И вот отсюда перешло, к сожалению, и в наши учебники утверждение о том, что человеку прощается первородный грех в крещении. Не понимают простой вещи, что первородный грех есть наша поврежденность, и если бы это происходило, то мы становились сразу по крещении бессмертными, нетленными, бесстрастными. Мы этого не видим. Наоборот говорим: «Слава Тебе Господи, успели окрестить, а то бы некрещеный умер». Об этом пишет множество св. отцов, о том, что этого как раз и не происходит. А дается семя нового человека крещенному.
Посмотрите, как наш святитель Тихон Задонский пишет: «Ибо в человеке который христианскую веру воспринял два рождения имеются, от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, проще говоря, двоякая склонность, потому что эти два рождения противоположны, и свою склонность каждое из них имеет и к тому человеческое склоняет и побуждает сердце, что каждому свойственно. Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, духовное - к духовному. Эта брань в одном и том же христианине есть. Ибо в христианине, рожденном как два рождения, так два и человека. Со свойствами своими имеются - ветхий, и новый». Не уничтожается, никакого автоматизма нет. Никакого магического действия нет. А человек получает великое благо: ему дается семя нового человека. По образу Христа. Вот что происходит, это серьезнейшая вещь.
Святитель Игнатий Брянчанинов прямо пишет: “В падшем естестве нашем не уничтожено св. крещением свойство рождать из себя смешанное добро со злом он ссылается при этом на св. отцов и говорит: "Св. Исаак Сирин, согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинство св. крещения как семя в землю". Приведу еще мысль святителя Феофана, это действительно очень важная мысль. "Надо при этом иметь в мыслях, что в этом умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободной решимости самого человека, Господь приступающего к Нему с верою приемлет, прощает, ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою побеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека, изгнать его с помощью даруемой ему благодати". Человек призывается сам к труду и к борьбе. И вообще я даже не знаю, меня всегда удивляют все эти богословские споры, эти богословы (с ударением на 2- ю "о"), им делать нечего! Они только и делают, что спорят между собой - прощается первородный грех, не прощается. Да кто же из нас не знает по самим себе. Крещеные мы? Да. И что мы уже святые, бесстрастные? Нет. Следовательно, все в нас есть. В том то и дело что крещение дает только дар, вот это семя нового человека. Вспомоществующий дар, а вовсе автоматически не изгоняет всего. Человек должен это сделать, а не за меня кто-то. Батюшка меня раз, помочил трижды, и все в порядке, и я уже святой выхожу. Потрудись сам человек. Да, тебе дается великое благо. Но потрудись сам.
Итак подводя итого по крещению самое главное и важное, мы получаем рождение нового человека в нас самих. Нового, но какого? В семени. Не древо, не плоды, а семечко получаем. И мы знаем, что как из определенного семечка вырастает только это дерево, а не какое другое, так и из этого семечка которое мы получаем в крещении, вырастает только плод Христов. Вырастает только новый человек, святой человек. И вот в течение жизни происходит в человеке борьба ветхого и нового. Так в этом и заключается вся ценность человека, покажи человек, кем ты хочешь быть. Вот перед тобой добро и зло, ветхое и новое, Христос и (если хотите) антихрист: так что? Покажи себя. Вот перед чем ставит крещение каждого человека. Ничего механически, как говорит святой Феофан, с нами не происходит.
Приступающий к таинству крещения отрекается от всего того зла с которым он жил до этого. То есть приходит с чувством покаяния. Благодаря этому в таинстве крещения отпускаются человеку все грехи, которые до этого были. В этом (если хотите)уникальное свойство таинства крещения. Все отпускается ему, если он приходит с верою и покаянием. В отношении взрослых и младенцев, пожалуйста, каждый пусть крестит так, как считает более полезным. Хочет, чтобы ребенок его ничего не знал, только по слуху от мамочки узнал, что его крестили. Можно крестить в детстве. Да, он получает семя, но что потом получится - смотрите. Хотите, чтобы человек пережил это дар благодати Божией и это переживание стало доброй закваской на всю его последующую жизнь, можно и подождать. Церковь говорит: ваше право. Смотрите, только как полезнее сделать.
И последнее. Да в человеке вовсе не происходит какого-то автоматического перерождения, как был в нем ветхий человек, он остается. Но человеку зато даруется преизобильная благодать Божия, благодаря которой он имеет силы вступить в настоящую человеческую жизнь. Жизнь по свойствам Божиим. Кстати один из исследователей вопроса о крещении делает такой вывод. Был такой автор Кремлевский который написал работу" Первородный грех по творениям блаж. Августина"., он делает такой вывод . До блаж. Августина он просматривал всех св. отцов, прямо заявляет : вообще у св. отцов и учителей церкви 1-х веков христианства, мы не найдем мысли, что детям при крещении прощается грех Адама. Нет такой мысли.
Вся статья:
http://www.azbyka.ru/stairs/5/5g7_2.htm
с сайта:
http://azbyka.ru/ - наткнулась на него сегодня, понравилась интересная структура и разнотипная литература, и лекции, можно выбирать...