Дмитрий писал(а):
Цитата:
А вот конкретно мне скажите - почему нельзя считать христианином того, кто не целует крест, не молится иконам, не осеняется крёстным знамением и не исповедуется перед священником? Можете ли вы осудить такое поведение, как нехристианское словами Христа и Апостолов?
А кто Вам сказал, что нельзя? Даже Дворкин считает таких людей христианами. Кстати, еретик это заведомо христианин, а не мусульманин или буддист.
Хотя мне кажется, что Ваш вопрос не в этом.
Но, простите, свои размышление по поводу "не в этом" предоставлю в понедельник.
Вопрос о том, как я отношусь к людям, не почитающим иконы или святых, не верящих в Троицу и т.д. приобретает особую остроту, да и задан в данном конкретном случае, как я думаю, в сотереологической плоскости. Т.е. спасутся ли они, допускаю ли я спасение и для них? Вопрос это обоюдоострый. Он может быть обращен и к задавшим его. Спасусь ли я, или может ли спастись такой еретик (ведь у РПЦ «полно ересей») и идолопоклонник коим является, например ваш покорный слуга? Тут, выясняя, кто из нас более нетерпим, можно, пожалуй, устроить неплохую рубку. Будет весело. Но не назидательно. Поэтому я попробую ответить на поставленный вопрос, а мне представляется, что это вопрос о границах и природе Церкви, абстрактно, без приложения его к РПЦ или ОСБ.
1) Начнем с комплекса вопросов, который условно можно было бы назвать «Спасение и правоверие». Зависит ли спасение от догматических взглядов человека? Всякий ли дух, исповедующий Иисуса Христом, есть от Бога, и, следовательно, спасется? Допустим, что всякий, допустим, что это может быть понято буквально и прямолинейно. Тогда спасутся и Николаиты, которых ненавидел исповедуемый ими Христом Иисус, и множество древних гностиков и современных оккультистов, мормоны, СИ, сатанисты и прочая, прочая, прочая. Тогда спасутся люди признающие Иисуса Христом, но ведущие жизнь безнравственную и не соблюдающие заповедей.
Конечно, можно попробовать раскрыть смысл того, что значит исповедовать Иисуса Христом, и что из этого исповедания должно вытекать в приложении к образу жизни верующего. Но чем точнее будет это раскрытие, тем уже будет предполагаемый круг спасающихся, и тем слабее будет выглядеть ссылка на признание Иисуса Христом, как на достаточный признак спасения.
И хоть никто не знает, какая степень правоверия, какая мера знания и понимания истин веры необходима каждому конкретному человеку для спасения, я думаю, что на вопрос «всё ли равно как верить?» можно дать только отрицательный ответ. Нет не всё равно.
Каковы рамки этого правоверия? Не знаю, или, по крайней мере, не возьмусь их жёстко очерчивать. Может ли спастись тот, чья вера не вполне вписывается в эти рамки правоверия? Не знаю, но надеюсь что да.
Вопросы можно было бы множить, но, думаю, что ответы на них будут подобны первым двум. По крайней мере, мои ответы. И это не удивительно, ведь спасение это тайна, тАинство совершающееся между человеческой душой, конкретной душой и Христом. Ничто не может быть здесь определено «математически». Здесь царство свободы и, следовательно, никакой детерминизм немыслим. Мы можем только стремиться к тому, что бы как можно точнее определить рамки этого правоверия и что бы самим своей верой как можно точнее попадать в эти рамки. Мы, также можем говорить о тех, кто в эти рамки не попадает. Далее суд Божий, а он, как известно, не то же, что суд человеческий.
2)Второй комплекс вопросов я бы обозначил как «Церковь и организация», но эту тему, если у вас будет желание, попробую, на сколько это у меня получится, рассмотреть в следующий раз.
ЗЫ. Народ, простите, если буду немного на своей волне. Не успеваю даже читать, даже эту тему.