Первоначально этот вопрос возник здесь, затем была выделена отдельная тема про Ария, но вопрос, который возник у меня и который я вчера не успел задать, в той теме будет оффтопом, потому перетащу часть постов сюда.
Усвага писал(а):
Анна, neotel, я, признаться, перестал понимать, о чём вы дискутируете и в чём конкретно не сошлись. Но это мои проблемы.
Хотел отметить другое. Когда я по тем отдельным отрывкам и, очевидно, предвзятым комментариям пытался составить своё мнение об учении Ария, отметил одну интересную особенность в его учении, которую никто не отрицал: согласно этому учению Иисус Христос создал (сотворил) Духа Святого. Может, я что-то не так понял?
Анна писал(а):
Усвага, мне важно только одно, я хочу узнать на каком праве церковь облила его грязью и по ныне он обречен на это, если этим учениям он сам был обучен от епископа Александра?
Пусть церковь снимает с него поношение пожизненное из рода в род, это вообще жестоко!
Анна, а почему тогда свет клином сошёлся именно на Арии? Тот же самый Ориген, например, про Анафему которого существует не совсем уж бессмысленная версия, что она была сфальсифицирована позднее 543 г. Мне кажется, последовательнее было бы обсудить правомерность института анафемствования вообще, а не только применительно к Арию, а то создаётся впечатление предвзятости.
Andreas писал(а):
Повторяю, что Анафема не проклятие, а констатация факта, что Арий не православный богослов, не признает Догмат о Троице.
(выделение моё)
Andreas, мне кажется, ты чрезмерно смягчил акценты. Насколько мне известно:
Ана́фема (греч. ἀνάθεμα; дореформенное написание и ц.-сл. АНАѲЕМА) — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.
В русском языке имеет 2 значения:
1. Публичное отлучение от Церкви Христовой, тягчайшее церковное наказание, влекущее изгнание наказуемого из церковной общины.
Некоторые различают отлучение от Церкви без использования слова Анафема (как то имело место в случае с графом Л. Толстым) и собственно анафематствование, в том числе с возглашением анафемы с амвона.
2. В русском просторечии употребляется как бранное слово, проклятие.
По моему мнению любая церковь, тем более, считающая себя единственно истинной, предавая кого-то Анафеме, то есть с позиций этой церкви реально отлучает его от Церкви Христовой, узурпирует право Бога решать, кто принадлежит Его церкви, а кто нет, кого отлучить от Его церкви, а кого нет.
Среди большинства православных, насколько мне известно, Анафема понимается именно во 2-м значении, как проклятие именем Бога. Опять же, церковь, даже утверждая и понимая, что это не так, виновата в том, что большинство её прихожан по очень важному вопросу имеют извращённые представления.