Для MARLE. Увы мне, вы совершенно правы, моя информация на уровне «кто – то сказал», т.к. документы я действительно не видела. Все что написала по поводу документов, на самом деле именно слышала в прошлом году, в выступлении родственников писателя по телевидению (НТВ, дату и название передачи – не помню) еще, от человека, утверждающего, что лично знаком с родственниками Толстого, ярого фаната этого писателя. Вы совершенно правы и мои уши к делу не подшить. Если Вы занимались жизнью и творчеством Толстого, весовые категории у нас действительно разные. Медицинский документ якобы составлен врачом Д.П. Маковицким(!). Известна попытка Толстого встретиться с Оптинскими старцами. В воспоминаниях бывшего оптинского послушника игумена Иннокентия, опубликованных в 1956 году в Бразилии, указано на существование телеграммы, посланной Толстым старцу Иосифу в Оптину Пустынь. После получения этой телеграммы и был, по мнению о. Иннокентия, собран совет, на котором было решено послать не преп. Иосифа, а преп. Варсонофия. Вопрос, действительно ли существовала такая телеграмма, является очень важным, так как ее наличие прямо бы свидетельствовало о желании писателя перед смертью встретиться со старцами. Так же известно, Толстой посещал свою сестру Марию Николаевну, монахиню Шамординского монастыря. Утром был посажен на поезд дочерью А.Л. Толстой, Е.М. Феоктистовой, и врачом Маковицким ( вот почему я допустила возможность существования этого документа). Далее, Толстой почувствовал себя плохо и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово. По просьбе члена Синода Митрополита Антония (Вадковского), к писателю прибыл из Оптиной Пустыни скитоначальник преподобный старец Варсонофий, который просил родственников допустить его к Толстому. На эту просьбу получил отказ от дочери писателя - якобы отец этого не желает, а его воля для нее священна. В отчете епархиальному архиерею преп. Варсонофий сообщил, что согласно воле покойного, его тело должно быть без церковных обрядов предано земле в Ясной Поляне. Возможно, я ошибаюсь, но Синод совершенно понятно и однозначно дал оценку высказываниям Толстого, тем более, слово «анафема» произнесено не было. Была попытка вразумления: "молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2,25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь". Но мне не понятна позиция родственников (в случае, если документов на самом деле нет, или они поддельны), если Толстой сам себя отлучил от Церкви: «И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым.»("Ответ Синоду"), т.е. подтвердил факт своего отпадения. Зачем кого-то обманывать, самовольно меняя волю покойного родственника. Навязывать Толстому, то от чего он сам отказался, нет ни у кого права. При жизни писатель к Православной вере не вернулся, а родственники сделали все возможное, чтобы примирения (если было это желание) с Церковью не произошло, не было главного – покаяния ( в Православии покаяние и раскаяние – вещи разные). Очень прошу извинить меня за длинную писанину.
Снятие анафемы в Православной Церкви происходит посредством сложного юридического действия, включающего: а) покаяние анафематствованного лица, которое производится в особом порядке, как правило, публичном; покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему анафему, либо через лицо, им назначенное (например, через духовника); б) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви) принятие решения органом, вынесшим взыскание, о прощении данного лица. Анафема может быть снята и после смерти – в этом случае вновь допускаются все виды поминовения усопшего.
|