О жизни церкви в полноте.
Архимандрит Борис (Холчев) (7.6.1895, Орел - 1971, Ташкент) – еще одно имя в ряду тех исповедников веры, кто в XX веке не побоялся взять на себя ответственность за Церковь. ...отказавшись от защиты почти готовой кандидатской диссертации, Борис Холчев по совету оптинского старца Нектария решил стать священником, чтобы служить церкви в ситуации начинающихся гонений (в 1922 г. он был впервые арестован в ходе кампании по изъятию церковных ценностей). 21 июля 1928 г. еп. Арсений (Жадановский) рукоположил Бориса Холчева в священники к московскому храму Николы в Клёниках. О. Борис стал помощником о. Сергия Мечева. 16 февраля 1931 г. он был арестован и осужден на пять лет ИТЛ как организатор «антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа». После освобождения в 1938 г. десять лет жил в ссылке в Рыбинске.
Своих духовных чад о. Борис учил: «
Во всякой обстановке надо жить. Как же люди в лагерях находятся? Нужно жить духовной жизнью, нельзя откладывать ее до тех пор, пока тебя освободят, — а жить там, с уголовниками!». Он считал, что «
подвиг аскетический отошел», а «подвиг нашего времени — мученический».
О. Борис принадлежал к духовенству, которое не признало предложенный митр. Сергием путь компромисса между церковью и советской властью. Однако ослабление гонений на церковь в военные годы и избрание в 1944 г. нового патриарха позволило ему выйти на «открытое служение»...
Именно ему епископ Ермоген (Голубев) поручил крещение взрослых людей. В Ташкенте, в разгар новой волны гонений на церковь, архимандриту (с 1955 г.) Борису удалось возродить институт катехизации.
Еще в Фергане, «в крещальне, занимавшей отдельный домик, <…> о. Борис благословил сделать полукруглую надпись во всю стену: «Свет Христов просвещает всех»... В Ташкенте о. Борис готовил крещаемых к таинству месяцами. Одна из его духовных дочерей вспоминала: «После исповеди о. Борис сказал, что мне необходимо крещение. Перед этим он беседовал со мной в крещальне, давал читать духовные книги. После прочтения у меня возникал целый ряд вопросов. Он отвечал на них, объяснял. От него летела на крыльях».
Предлагаем вашему вниманию отрывок их этой книги «Цель Крещения»:Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
—
Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? — такой вопрос предлагается взрослым <…>.
Говорят: «Для того чтобы быть крещеными»; или: «русские должны быть крещеными»; или: «чтоб веровать и быть здоровыми»; или «чтоб иметь веру» и так далее.
Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» — «Чтоб быть в Ташкенте».
Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.
Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.
Многие приходят просто без подготовки, думают так: окунут их — и все, и они будут крещеными.
В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» — спросили их. — Они отвечали, что у них, турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, но их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит как собака», пока не получит христианского Крещения». Синод не признал такого крещения <…>.