ТРИ ШКОЛЫ РАДИКАЛЬНОЙ КРИТИКИ ПЯТИКНИЖИЯ
Документальная гипотеза: формулировка позиции
Пятикнижие, авторство которого традиционно приписывается Моисею, на самом деле состоит из четырех основных документов, написанных независимыми авторами примерно в течение четырехсот лет, начиная с 850 года до Р.Х.. Неизвестные редакторы собрали основный материал этих книг и к 400 году до Р.Х. в основном придали ему завершенный вид. Главным критерием этой теории можно назвать тщательный анализ самого текста, при помощи которого ее сторонники надеялись отделить друг от друга сами документы. Автором традиционного выражения этой теории в 1878 году стал немецкий ученый Юлиус Вельгаузен.
Критика формы (Formgeschichte)
Школа критики формы смыкается с документальной критикой в том, что Пятикнижие являет собой продукт процесса компиляции, а не результат творчества Моисея. Но критики формы отличаются от сторонников документальной гипотезы в том, что считают компиляцией даже отдельные тексты Писания, которые якобы развились из ранней устной традиции, записанной только во время плена или вскоре после него (586 год до Р.Х.). О литературном развитии этих документов известно очень мало, и критики формы ясно осознавали, что изолировать документы друг от друга, как того хотели приверженцы документальной школы, невозможно. На практике можно было лишь выявить источники письменных документов и исследовать категории, к которым изначально принадлежали эти документы в их прежнем, устном виде. Затем можно было проследить возможный путь развития каждого из устных элементов до тех пор, по-
ка они не приобрели свою теперешнюю письменную форму. Для определения содержания процессов, в ходе которых различные категории документов приобретали письменную форму, большое внимание уделялось Sitz im Leben (жизненным ситуациям) этих документов. Считается, что основателями этой школы в начале XX века стали двое немецких ученых, Герман Гункель и Хуго Грессман.
Устные традиционалисты (школа Упсалы)
Наряду с критиками формы устные традиционалисты считают, что Моисей не писал первых пяти книг Библии и видят в них скорее собрание материала, складывавшееся в течение многих столетий и записанное после плена. Эта скандинавская школа делает еще больший акцент на устных преданиях, чем Гункель и критики формы, не признавая при этом документальную гипотезу, поскольку она на западный манер пытается разрешить литературную проблему разных народов, обитавших на обширной территории древнего Ближнего Востока. Некоторые приверженцы этой позиции даже считали, что для сохранения и передачи материала на Древнем Востоке устная традиция важнее, чем письменная. Они полагали, что нужно исследовать не письменные документы, но элементы устной традиции, ее границы и различные «школы» внутри этих традиционных границ.
Для этого они пытаются классифицировать материал по литературным категориям, таким как рассказы, юридическая литература, проза, поэзия и специально созданные разделы, называемые Gattungen. Этим разделам даются «законы», которые определяют их дальнейший путь развития в конкретных «жизненных ситуациях» (Sitz im Leben).
Существует два основных источника преданий в Пятикнижии. Один включает в себя Книги от Бытия до Чисел и свидетельствует о священнической школе традиции (Р). Другой — это документ D (от Второзакония до 4 Царств), в котором проявляется иной, по сравнению с документом Р, стиль. Он указывает на группу традиции документа D. Эти относительно недавние тенденции получили свое развитие благодаря аналитическим трудам в исследовании Пятикнижия, авторами которых являются Иоганн Педерсен.
_________________ Книжник, но не фарисей!
|