В качеств развития темы предлагаю рассмотреть интересные моменты, связанные с иудейским преданием, некоторые моменты которого были зафиксированы в Новом Завете. Всякий внимательный исследователь НЗ непременно заметит, что в его тексте встречается информация из ветхозаветной истории, которая не записана в Танахе (Ветхом Завете). Это подтверждает тот факт, что иудейская традиция (или по-крайне мере ее часть), не зафиксированная в Танахе, имела в глазах новозаветных авторов такой же священный статус, как и Писание. Приведем примеры:
"Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере" (2Тим.3:8).
В широко распространенном иудейском предании (частично оно появляется у Псевдо-Филона, в Свитках Мертвого моря, у раввинов и др.) Ианний и его брат Иамврий были волхвами фараона и противостояли Моисею (Исх. 7:11).
"Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2Кор.6:15,16)
Велиар в иудейском апокрифе книга Юбилеев и Свитках мертвого моря - имя князя тьмы, Сатаны.
"Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба" (2Кор.12:2)
В иудейском предании говорилось о существовании трех небесных пространств: 1) облачного, 2) звездного или того, которое находится на высоте солнца, и 3) высшего, где находится престол Божий. Об этом делении неба несомненно говорил своим читателям ранее и Апостол Павел.
"и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними" (1Кор.10:4)
В Пятикнижии рассказывается о скале, дающей воду, однако нигде не говорится о том, что скала следовала за израильтянами. Однако это учение есть в иудейском предании. Согласно Агаде [легенды и мидраши, имеющие отношение к ВЗ), в пустыне Детей Израиля сопровождал катящийся камень, изливавший воду. (Авраам Хилл (The Minhagim, New York: Sepher—Hermon Press, Inc., 1979, p. 332)). Это утверждение берет за основу такие источники, как Раши, который объясняет, что Колодец Мирьям, упомянутый в Талмуде (Таанит 9а), был «камнем... он катился и сопровождал Израиль и был тем самым камнем, по которому ударил Моисей»; в Шабат 35а говорится о «движущемся колодце». Таким образом, идея о том, что камень сопровождал израильтян, возможно, уже была известна иудаизму.
Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне) говорит об упомянутой традиции следующее: «Это было также с источником, который был с детьми Израиля в пустыне: [источник] был подобен камню, изобилующий отверстиями подобно ситу, из которого вода струилась и выливалась как из открытой фляги. [Камень-источник] поднимался вместе с ними на вершины гор и опускался в долины; где останавливался Израиль, там останавливался и он. напротив входа в скинию» (Sukkah 3.11 цитировано Штрак и Биллербек. Комментарий на Новый Завет. 3 том. 406 стр.).
"Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь" (Иуд.1:9)
По свидетельству Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, имелась в иудейской апокрифической книге "Восхождение" или "Вознесение Моисея". Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Второзаконие Рабба 11:10 повествует о споре, состоявшемся за час до смерти Моисея, между Самаэлем (в иудаизме считается ангелом смерти, часто отождествляется с Противником, Сатаном, обвинителем; см. ком. к Мат. 4:1) и Михаэлем (Михаил; на основании Книги Даниила 10:13, 21; 12:1, в еврейской традиции считается защитником Израиля и противником Сатана; см. Отк. 12:7 и ком.). Таргум Йонатан утверждает, что гробница Моисея была вверена попечительству Михаэля. "Вознесение Моисея", по-видимому, добавлял к этому, что Бог предписал Михаэлю похоронить тело Моисея, но когда Сатан предъявил на него свои права.
"вдруг, во мгновение ока, [b]при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" [/b](1Кор.15:52).
В иудейской традиции трубный звук (шофар) провозглашает воскресение мертвых.
"Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова" (Деян.7:15-17)
Из книги Иисуса Навина известно, что кости только Иосифа вынесены были из Египта при выходе оттуда евреев и погребены в Сихеме (Нав XXIV:32). Но древнее иудейское предание гласило, что кости и братьев Иосифа не были оставлены в Египте и, взятые вместе с костьми Иосифа, также погребены в Сихеме. Это предание, несомненно, и воспроизведено св. Стефаном.
"И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах" (Деян.7:22).
Ни в Пятикнижии Моисеевом, ни в других книгах Ветхого Завета не упоминается об этом. Очевидно, это было древнейшее предание, записанное также Филоном (в его "жизни Моисея") и Иосифом Флавием.
"Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых" (Деян.7:23).
В кн. Исхода точно не означен возраст Моисея в это время, а сказано просто: спустя много времени, когда он вырос (Исх II:11). Здесь опять Стефан пользуется преданием, которое разделяло всю 120-летнюю жизнь Моисея (Втор XXXIV:7) на три периода, по 40 лет каждый: первые 40 лет он жил при дворе Фараона, вторые - в стране Мадиамской (Исх VII:7) и последние - предводил евреев в пустыне (Исх XVI:35; Чис XIV:33 и д. XXXIII:38) до прихода к земле обетованной.
"вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили" (Деян.7:53, ср. Гал 3:19) .
Помимо эпизода с ангелом, явившимся Моисею в горящем кусте, в Ветхом Завете нигде не говорится о том, что Бог передает Свой закон через ангелов; в иудейской традиции ангелы представлены в роли посредников, чтобы подчеркнуть благоговейное отношение к Закону. Ясное упоминание об этом встречается у Иосифа Флавия.
"Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок" (Деян.13:21).
Представление о сорокалетнем правлении Саула, заимствованное из ранней иудаистской традиции, поддерживается также Иосифом Флавием.
"Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев" (Иак.5:17)
«Три с половиной года» — в 3 Царств 17 гл. эта цифра не указывается, цифра, вероятно, она восходит к более поздним преданиям (ср.: Лк. 4:25).
"Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2Пет.2:4, ср. Иуд. 6)
В своих описаниях заточения падших ангелов Петр и Иуда основывались не на собственном богатом воображении, а на более ранних еврейских источниках, расширявших повествование Книги Бытия, очевидно, таких как 1 Еноха (составлена в первом веке до н. э.).
"О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих" (Иуд.1:14)
Это пророчество Еноха также восходит к иудейскому преданию, отраженному в книге Еноха.
"иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение" (Евр.11:35).
Апостол несомненно ссылается на второканоническую книгу 2 Мак. 6:18-31. В канонических книгах ВЗ мы не найдем описания подобного случая. Практически все иудеи знали истории о маккавейских мучениках, которые подвергались разного рода пыткам: их обваривали кипятком, сдирали с них кожу, привязывали к движущемуся колесу и т. д. Пытки, которые применяли греки, включали испытание огнем, вырывание ногтей, четвертование, избиение до смерти (иногда по животу беспомощной жертвы били, как по барабану). Маккавейских мучеников бичевали, как это было обычно принято у римлян. Во всех иудейских источниках, посвященных этой теме, утверждается, что мученики получат особое благоволение после воскресения, во 2 Мак. это рассматривается как упование мучеников, которое помогало им выдержать все испытания.
"...были побиваемы камнями, перепиливаемы..." (Евр.11:37).
В ВЗ невозможно найти упоминания о перепиливании кого-либо из пророков-мучеников. Однако эта казнь пророка Исайи перепиливанием известна из иудейских преданий. Когда Исайя спрятался в дупле дерева, нечестивый царь Манассия нашел его и распилил пополам. Талмуд подтверждает эту историю.
"и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых" (2Пет.2:5).
В книге Бытие не говорится о том, что Ной проповедовал. Однако в иудейских преданиях Ной изображается как проповедник, призывавший к "покаянию" (см., напр.: Сивиллины оракулы и Книга Юбилеев).
Примечательно, что некоторые моменты в НЗ могут быть поняты только в свете иудейской традиции:
"Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного"(Матф.18:10)
"А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его" (Деян.12:15)
Очевидно в этих словах отражаются воззрения иудеев, согласно которым у каждого человека есть ангел-хранитель. Например, в книге Товит (III до н.э.) есть упоминания об этом.
"Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Иоан.8:56).
Древнее иудейское предание гласит, что в связи с опытом, отмеченным в Быт. 15:9-21, Авраам получил откровение о будущем и видел царства, которые будут угнетать Израиль, а также грядущую вслед за чужеземным господством мессианскую эру. В апокрифической четвёртой книге Ездры содержится следующее: "Ты избрал Его одного из среды их - имя ему Авраам; только ему Ты явил любовь и только ему одному Ты открыл конец времён, тайно ночью" (3:14)
"И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб" (Откр.8:2).
Примечательно, что семь «ангелов присутствия» довольно часто упоминаются в иудейской еврейской литературе.В апокрифах Рафаэль говорит о себе, как об «одном из семи святых ангелов» (Товит 12:15). 1 Еноха 20 называет имена и функции семи «святых ангелов, которые ведут наблюдение»: Уриэль, Рафаэль, Рагуэль, Михаэль, Саракаэль, Гавриэль и Ремиэль.
"И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр.8:3,4).
Не совсем ясен смысл этого ангельского свещеннодействия. Тем не менее, в иудейской традиции мы находим упоминания о таком служении ангелов. В Тов. 12:12 Ангел говорит Товии: "Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго... Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12:12,15
В Исход Рабба 21:4 говорится:
Что означают слова «Ты, слышащий молитву» (Псалом 64:3)? Раби Пинхас во имя раби Меира и раби Йирмиягу во имя раби Хийи бар-Абы сказали: «Когда молится народ Израиля, вы не найдете их молящимися одновременно, но каждое собрание молится отдельно, сначала одно, затем другое. Когда окончится молитва всех их, ангел, поставленный наблюдать за молитвами, собирает все молитвы, вознесенные во всех синагогах, сплетает из них венки и полагает их на чело Бога».
Также в Завете Левия 3:5-6:
В [небе, близкому к высшим небесам] находятся ангелы присутствия Господа, служащие и ходатайствующие Господу о примирении всех грехов неведения, совершенных праведниками. И они возносят к Господу благовонный запах, приемлемую и бескровную жертву.
"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр.6:9,10).
Этот необычный образ должен пониматься в свете раввинской литературы. Согласно труду, приписываемому раби Натану ГаБавли, жившему во втором веке,
ГаКадош [«Святой»], да будет Он благословен, взял душу Моисея и хранил ее под Престолом Славы... Не только душа Моисея хранится под Троном Славы, но также и души праведников. Раби Акива обычно говорил: «Погребенные под жертвенником подобны тем, кто погребен под Престолом Славы». (Авот диРаби Натан 12:4,26:2). В иудейском апокрифе 3 книга Ездры мы находим удивительно похожие слова: "Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: "доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?" (3Ездр.4:35)
Таким образом, мы видим, что новозаветные авторы опирались не только на Танах, но и на достоверные иудейские предания, которые были широко распространены в I веке н.э. Получается, что авторы НЗ нарушали принцип «только Писание», используя в своих посланиях иудейскую устную традицию. Если Писание исчерпывает полноту истины, то почему многие ветхозаветные моменты, о которых мы читаем в НЗ не были записаны в ВЗ?
_________________ "Лучше ошибиться в любви, чем в ее отсутствии" (бл. Августин Иппонский)
|