MARLE писал(а):
miha!
Я правильно понял, что "букетом" лулава потрясают в знак благодарности самому Богу?
Правильно понял. Всякая заповедь в иудаизме и всякий обряд и благословение, даже самые бытовые и "низменные" направлены в конечном счете на прославление Бога.
Потрясание лулавом- обряд праздника Суккот. Состав лулава ты, похоже , знаешь.
В иудаизме лулав (собственно-ветвь финиковой пальмы, давшая название всему «букету»)- символ еврея, знающего Тору, но не делающего добрых дел. А ветви вербы-тоже символ еврея (Леахонович прошиб малость насчет человека вообще), не знающего ни Торы, ни добрых дел. Мирт-символ еврея, с добрыми делами, но без Торы. И этрог -дополнение к лулаву- символ еврея, владеющего и тем и другим. Соединяемые все вместе при потрясании лулава, они означают единство всего Народа.
Само потрясание лулава понимают как безмолвную молитву о дожде, и как торжество победителя (оправданного) в суде. Ведь праздник Суккот тесно завязан во времени и смыслах с Йом Кипуром (Судным Днем) и Рош-аШана (Новым Годом). Последний день Суккота-Шмини Ацерет является еще и праздником Симхат Тора (Радость Торы). В Симхат Тора торжественно завершается-возобновляется годовой цикл чтения Торы. Эти праздники идут почти непрерывною чередою с 1-го по 22 день месяца тишрей.
Кроме потрясания лулава есть еще и обряд хакафот. На биму (возвышение в синагоге) выносят свиток Торы, и молящиеся с лулавами в руках совершают обход вокруг свитка, воспевая Хошанот. Это такие религиозные пиюты. Мне особенно нравится Адон аМошия -Владыка Спасающий… «…
я изнемогал, но Ты спас меня, Бог, посылающий спасение…» Седьмой День праздника Суккот назывется Хошана Раба со специальною молитвой о ниспослании дождей. В первом веке при этом была церемония возлияния воды в Храме при жертвеннике. См. Ин.7 глава. Описанные там события происходили как раз в этот день и при этой самой церемонии. «
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.»
Что-то увлекся. Обычаи праздника Суккот очень интересны, и нахожу в них (впрочем и во множестве иных обрядов иудаизма!) действие Духа. Апостол Павел писал о богослужениях Израиля как о дарах Бога. (В 55 году н.э. После смерти и вознесения Иисуса.)
Вернусь к потрясанию лулава. Перед потрясанием (наануним) сначала поют-читают Аллель. Это подборка из пс.112-117, которая завершает, например, праздник Песах. (И, воспев (Аллель), пошли на гору Елеонскую .- Матф. 26.30). Перед самым потрясанием читаются известные слова: «
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!». И далее идут слова, при которых как раз и совершается потрясание лулавом: «
Ана, Адонай, хошиа на. Ана, Адонай, хацлиха на» (молим, Господь,- помилуй (пожалуйста)! Молим, Господь, - споспешествуй (пожалуйста)!). И сразу после него: «
Благословен грядущий во Имя Господне…».
Вот и сопоставляю с написанным в Евангелиях:
«
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». «Осанна»-это греческая звукопередача «хошиа на» иврита. К сожалению, с полным искажением смысла, который в крайней степени просительности о помиловании и помощи.
Ну а нераспустившаяся ветка лулава в праздник Суукот что-то мне очень напоминает Израиль, нераскрывшийся еще Сыну Давида. А ведь будет то славное время, когда распустятся навстречу солнышку и с молитвою «хошиа на!» склонятся к ногам Царя Мессии. И воскликнут «благословен, грядущий во Имя Господне!» Как и было при въезде Йешуа в Йерушалаим. Так Йешуа предрекал, так Шауль- Павел писал. И да сбудется так в это время, в наши дни!
ЗЫ А еще есть у некоторых обычай в костре, где сжигают остатки хамеца утречком 14 нисана накануне Песаха, сжигать и старый лулав Суккота.