Взгляды "Польских братьев" изложенные в Раковском катехизисе, в частности о природе Христа:
Истинная божественность Христа
Цитата:
После разделов, где говорится о природе и воле Бога, следует большая часть, посвященная Христу. Предлагаются восемь причин, по которым Иисус не может считаться Богом, главным из которых является то, что Иисус в Новом Завете только выражает божественные слова, дела и все связанное с ними, но не обожествляет себя самого. Разбирается почти каждый отрывок, имеющий отношение к данной теме, какой-то подробнее, какой-то менее, но всегда честно стремясь найти гармонию в личности Спасителя. Несмотря на то, что "троичная" божественность Иисуса Назарянина отрицается, всюду сохраняется уважительное поклонение сыновству Христа, подчеркивающее, что Христос все же более чем человек, что он открыл нам сущность Отца, что в нем содержится дух и сила Бога.
Христос из раковского катехизиса не просто духовный вождь для последующих унитаристов. И хотя современные унитаристы рассматривают этот труд и его авторов как, до некоторой степени, источник их религиозных взглядов, на самом деле сходства не так много. Раковские Братья не были рационалистами в унитаристском понимании, но были трудолюбивыми библеистами; они считали, что новозаветный Иисус был только Иисусом, а не Богом – составной частью Бога церковных советов 4-5-го веков. Они видели необходимость веры для религии, но не видели смысла или повода для принятия концепции божества, никак не согласующейся с апостольскими учениями, которым следуют, хотя бы на словах, все христиане.
Многие отрывки из Евангелия от Иоанна, относящиеся к личности и качествам Христа, рассматриваются очень подробно. Вот типичный пример, Иоанн 17:5:
"То, что с Богом-Отцом для личности возможно иметь славу, равно как и все другое, прежде чем мир был, видно из 2 Тимофею 1:9, где апостол указывает на верующих, которым благодать была дана прежде, чем мир был. Кроме того здесь же (Иоанн 17) говорится, что Христос молился за эту славу. Христос молит отца дать ему славу в истинное Его владение; славу, которую он уже имел на себе когда и мира еще не было. Она была на нем в виде цели Бога и в виде Его заветов. Ведь часто и мы говорим, что кто-то имеет что-то в виде обещания или в виде предназначенного именно для него. В этом же смысле этим же евангелистом и о верующих говорится, что они имеют жизнь вечную. Поэтому-то Христос не говорит, что он имел славу в абсолютном смысле этого слова, но в том смысле, что Он имел ее с Отцом, как бы говоря, что он молит теперь Отца дать ему ту славу в истинном, физическом смысле в отличие от смысла условного, когда слава принадлежала ему по праву, но он не мог ею пользоваться потому, что его еще не было на свете".
В последних частях рассматривается широкий круг вопросов христианского учения: крещение, преломление, вера, свобода воли, оправдание, вечная жизнь, работа Святого Духа (в двух ипостасях: одна, видимая, относящаяся к течению времени; другая, невидимая, относящаяся к вечности), смерть Иисуса, воскресение, грядущие времена. Церковь рассматривается как частью видимое, частью невидимое сообщество верующих:
"Те, кто воистину верит во Христа и подчинен ему, составляют, в совершенном смысле, тело его; собрание же верующих мы не в состоянии интерпретировать должным образом, пока Христос не придет – мы не можем безошибочно разобраться в сердцах человеческих".
Вся цель христианства состоит в изменении моральных качеств; учения и верования должны неизгладимо отпечататься в умах и вся жизнь должна быть регулируема "соответственно их указаниям".
В самом начале 17-го века Братья имели счастье в том, что в их эпоху в Польше царила свобода вероисповедания, и в это же время жили многие одареннейшие мыслители, писатели и организаторы. Йоханан Грель, Йонас Шлихтинг и Анджей Виссоваты были плодовитыми писателями и их труды собраны в "Библиотеке польских Братьев", изданной в 1666 году в Амстердаме. Весьма знаменательно, что Сочини не был включен в собрание первого восьмитомного издания. Два тома, вышедших позже содержали труды Пжипковиуса и Брениуса. Последний был настоящим исследователем библейских пророчеств и его самая значительная работа (и судя по отзывам, самая непопулярная вне братства) называлась "Славное правление Христа и церкви на этой земле". В большом объеме здесь разобран раннехристианский тезис, что умершие праведные воскреснут и будут править тысячу лет. Говорилось о собрании всех двенадцати колен Израиля в земле Обетованной и об Иерусалиме и Иудее, как будущих центрах Царства Божия, управляемого верующими, которым будет отпущено нужное количество бессмертия. Грешные, упрямо не желающие признать наличие божественной милости, будут "наказаны вечной погибелью" (2Фес.1). "Время пришествия этого Царства неизвестно, но неминуемо".
Такие братья, как Фаусто и Лелио Социни, были активными борцами с заблуждениями относительно Троицы. Были сторонниками позиции, что учение о предсуществовании Христа в виде личности на небе, до его рождения на земле, стало первым шагом к принятию Троицы.
http://www.hristadelfiane.org/books/prot/12.htmПодробно о том, как Троица вошла в теологию христиан, здесь:
"Почему появилось понятие «Троица»".
http://www.hristadelfiane.org/books/Why ... inity1.htm Кстати говоря, тут вы найдёте гораздо больше доказательств опровержению учения о троице, чем в книгах того же Энтони Баззарда.