Ит,логика учения о филиокве,основы которой были заложены бл.Августином,состоит в утверждении,что то,что в Боге не противопоставлено,не может быть и различимо.Здесь присутствует тенденция мыстить отношения Божественных Лиц натуралистически,по анологии с отношениями,которые наблюдаются в тварном мире,в частности по анологии с причинно-следственными отношениями.Вследствие этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение,которое также определяется как исхождение.В результате точка равновесия сразу же резко смещается в сторону единства.Единство начинает превалировать над троичностью.
Таким образом,бытие Божие отождествляется с Божественной сущностью,а Божественные Лица или Ипостаси,превращаются в некую систему отношений,которые мыслятся внутри самой божественной сущности.Таким образом,согласно латинскому богословию,сущность логически предшествует Лицам.
Всё это имеет непосредственное отношение к духовной жизни.Скажем,в католической средневековой мистике,даже не только в средневековой,но и в более близкое к нам время,имеет место мистика безличной Божественной сущности,мистика "пучины божества" и т.д..Это вещи,которые для православного подвижничества в принципе невозможны.В сущности,это означает возвращение из христианства к мистике платонизма.
Именно поэтому отцы Православной Церкви всегда настаивали на единоначалии.В.Н.Лосский следующим образом определяет,что такое единоначалие:"Понятие "единоначалие"...обозначает в Боге единство и различие,исходящее от Единого Личного Начала".
Здесь опять же хорошо видно,что принцип единства Божества совершенно по-разному понимается восточным православном и западном латинском богословии.Если,согласно православному учению,принципом единства является Личность,Ипостась Отца,то у латинян принципом единства является безличная сущность.Таким образом,латиняне принижают значение личности,даже сама вечная жизнь и вечное блаженство понимаются у латинян и у православных различным образом.
Если по православному учению вечное блаженство есть соучастие в жизни Пресвятой Троицы,что предполагает личные отношения к Лицам Божества,то у католиков чаще всего о вечном блаженстве говорится как о созерцании божественной сущности,т.е. вечное блаженство приобретает у католиков некоторый оттенок интеллектуализма.
Отсюда можно сделать вывод,что учение о монархии Отца не только позволяет нам сохранить в троичном богословии совешенное равновесие между троичностью и единичностью,но и утвердить представление о Боге как абсолютной Личности.
В инструкции подчинённому духовенству о том,как нужно действовать по отношению к русским православным,епископ Шапталь прямо заявляет,что,помимо вопроса о главенстве и непогрешимости папы,никакой сколько-нубудь значительной разницы между каталиками и православными не существует.В вопросе о чистилище и непорочном зачатии Божией Матери,по его мнению,только спор в словах.Что же касается "филиокве" ,то многие православные не понимают этого спорного пункта,а потому благоразумней,при обращении их в католичество,вовсе не затрагивать этого вопроса;остальным же следует напомнить,что на Флорентийском соборе греки согласились признать исхождение Св.Духа от Отца чрез Сына.
_________________ Вникай в себя и в учение;занимайся сим постоянно:ибо,так поступая,и себя спасёшь и слушающих тебя(1Тим.4,16).
|