armin писал(а):
В дальнейшем на тевтонах кто только не отыгрывался. Наполеон после победоносного (но временного) шествия по Европе Орден запретил. В ум советского обывателя напрочь вошли три штампа: псы-рыцари, разгром на Чудском озере и черные кресты, удачно заимствованные Гитлером для своих танков, самолетов, а также наград. Удачно заимствованные настолько, что немецкий черный крест, подразумевавший "помогать-защищать-целить" стал отождествляться исключительно с фашизмом. Кстати сказать, Гитлер поспешил расправиться с членами Ордена, возродившегося после разгрома Наполеона и потомками рыцарских родов, которые не поддержали гитлеризм. Некоторые из них участвовали в заговоре против Гитлера.
Кстати, насчет Чудского озера: в 40-е годы вышел фильм "Александр Невский", и в детстве, в 80-е я его смотрела. Могу сказать,что фильм своей эпатажностью произвел удручающее впечатление: Невский говорил исключительно лозунгами, и его постоянно показывали в профиль с насупленными до носа лохматыми бровями. Мне сразу стало жаль немцев, но я "никому не говорила, а то засмеют"
Один из популярных методов, который применяется где угодно состоит вот в чем: очерняя одну сторону, мы по-максималистски обеляем другую сторону. В наш мозг был прочно насажен штамп: тевтонский орден - предшественники фашистов и захватчики. (Как будто все враги этого ордена были белыми и пушистыми).
На самом деле (перешагнув от средневековья в наше время), следует заметить, что Гитлер не доверял католикам, ненавидел аристократов и никогда не говорил о Тевтонском ордене ничего хорошего. Будучи выходцем из низших классов Австрии, он испытывал неприязнь к прусскому юнкерству (его представители, кстати, в основном происходили из Бранденбурга, а не из Восточной Пруссии, почти все были протестантами, и среди их предков было очень мало членов военных орденов). Для понимания военной истории Тевтонского ордена лучше всего будет отбросить киношные стереотипы. Правдивая история тевтонских рыцарей сама по себе интересна и спорна, и ее нельзя искажать.
Возникновение Ордена имело важную предпосылку:
Во времена Средневековья католическая церковь имела двоякое мнение о допустимости использования силы при осуществлении своей миссии в миру. С одной стороны, должно прощать грешника, но вместе с тем нельзя забывать, что те, против кого свершается грех, нуждаются в защите. Следовательно, простить раскаявшегося разбойника – это одно, а игнорировать разбой – другое. Столь же важно было сдерживать священников, чтобы те не брались за оружие, всемерно поощрять мирное разрешение личных конфликтов между верующими и, безусловно, необходимо поощрять тех светских правителей, которые вставали на защиту священников и их паствы от нападений извне и насилия внутри страны.