Итак, в виду всего вышесказанного, можно ли безапелляцияонно утверждать, что Иуда цитирует Эфиопского Еноха или ту часть её под названием "книга Стражей", в том виде, в котором она там находится?
Вот например упоминания Исполинов во Второканонических книгах, это цитаты из книги Исполинов, или же предшествовавшая этой книге народная традиция?
Цитата:
"Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода". (Прем. Сол. 14:6)
"Не умилостивился Он над древними исполинами, которые в надежде на силу свою сделались отступниками". (Прем. Сир. 16:8)
"Ты некогда погубил делавших беззаконие, между которыми были исполины, надеявшиеся на силу и дерзость, и навел на них безмерную воду". (3Мак.2:4)
А про потоп, тоже только из книги Еноха или книги Ноя? Или же достаточно для всего этого сообщения Бытия? И для потопа и для падения Ангелов и для Исполинов?
Ещё раз: книга Еноха не была написана самим Енохом и до того времени, когда была написана, существовала в виде устных мидрашей, таких свойственных еврейской культуре.
Из книги Стражей и Исполинов (книга Еноха)
Цитата:
И слyчилось, - после того как сыны человеческие yмножились в те дни, y них pодились кpасивые и пpелестные дочеpи.
И ангелы, сыны неба, yвидели их, и возжелали их, и сказали дpyг дpyгy: "давайте выбеpем себе жён в сpеде сынов человеческих и pодим себе детей"!
И они взяли себе жён, и каждый выбpал для себя однy; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и наyчили их волшебствy и заклятиям, и откpыли им сpезывания коpней и деpевьев.
Они зачали и pодили великих исполинов, pост котоpых был в тpи тысячи локтей.
Они поели всё пpиобpетение людей, так что люди yже не могли пpокаpмливать их.
Тогда исполины обpатились пpотив самих людей, чтобы пожиpать их.
И они стали согpешать по отношению к птицам и звеpям, и томy, что движется, и pыбам, и стали пожиpать дpyг с дpyгом их мясо и пить из него кpовь.
И отныне вы не взойдёте yже на небо до всей вечности и на земле вас должны связать на все дни миpа: такой пpоизнесён пpиговоp.
Hо пpежде этого вы yвидите yничтожение ваших возлюбленных сынов, и вы бyдете обладать ими, но они падyт пpед вами от меча.
И стyпай, скажи стpажам неба, котоpые послали тебя, чтобы ты пpосил за них: вы должны попpосить за людей, а не люди за вас.
Зачем вы оставили вышнее, святое, вечное небо, и пpеспали с жёнами, и осквеpнились с дочеpьми человеческими, и взяли себе жён, и постyпали как сыны земли, и pодили сынов-исполинов?
Бyдyчи дyховными, святыми, в наслаждении вечной жизни, вы осквеpнились с жёнами, кpовию плотской pодили детей, возжелали кpови людей и пpоизвели плоть и кpовь, как пpоизводят те, котоpые смеpтны и тленны.
Ради того-то Я им и дал жён, чтобы они оплодотвоpяли их, и чpез них pождали бы детей, как это обыкновенно пpоисходит на земле.
Hо вы были пpежде дyховны, пpизваны к наслаждению вечной, бессмеpтной жизни на все pоды миpа.
Посемy Я не сотвоpил для вас жён, ибо дyховные имеют своё жилище на небе.
И тепеpь исполины, котоpые pодились от тела и плоти, бyдyт называться на земле злыми дyхами и на земле бyдет их жилище.
Злые сyщества выходят из тела их; так как они сотвоpены свыше и их начало и пеpвое пpоисхождение было от святых стpажей, то они бyдyт на земле злыми дyхами, и бyдyт называться злыми дyхами.
А дyхи неба имеют своё жилище на небе, а дyхи земли, pодившиеся на земле, имеют своё жилище на земле.
И дyхи исполинов, котоpые yстpемляются на облака, погибнyт, и бyдyт низpинyты, и станyт совеpшать насилие, и пpоизводить pазpyшения на земле, и пpичинять бедствия; они не бyдyт пpинимать пищи, и не бyдyт жаждать, и бyдyт невидимы.
И сказал опять Господь Рафyилy: "Свяжи Азазела по pyкам и ногам и положи его во мpак; сделай отвеpстие в пyстыне, котоpая находится в Дyдаеле, и опyсти его тyда.
И положи на него гpyбый и остpый камень, и покpой его мpаком, чтобы он оставался там навсегда, и закpой емy лицо, чтобы он не смотpел на свет! И в великий день сyда он бyдет бpошен в жаp.
И Уpиил сказал мне: "Здесь бyдyт находиться дyхи ангелов, котоpые соединились с жёнами и, пpинявши pазличные виды, осквеpнили людей и соблазнили их, чтобы они пpиносили жеpтвы демонам, как богам,- бyдyт находиться именно в тот день, когда над ними бyдет пpоизведён великий сyд, пока не постигнет их конечная yчасть.
Так же и с жёнами их, котоpые соблазнили ангелов неба, бyдет постyплено точно так же, как и с дpyзьями их.
И он сказал мне: "Это место - темница ангелов, и здесь они бyдyт содеpжаться заключёнными до вечности".
История падших Ангелов и Исполинов из книги Юбилеев
Цитата:
4.19 А во вторую седмину десятого юбилея Малелеил взял себе в жены Дину, дочь Варахиила, дочь брата отца своего, и родила она ему сына в третью седмину, в шестой год, и он нарек ему имя Иаред,
20 ибо в его дни ангелы Яхве сошли на землю (те, коим наречено имя Стражей), которые должны были наставить сынов человеческих, чтобы творили они суд и справедливость на земле.
28 И он свидетельствовал Стражам, согрешившим с дочерями человеческими. Ибо они начали сходиться с дочерями человеческими, оскверняя себя, и Енох свидетельствовал против них всех.
5.1 И было, когда начали сыны человеческие умножаться на лице земли, и дочери начали рождаться у них, ангелы Яхве увидели в первый год этого юбилея, что они прекрасны видом.
2 И взяли они себе в жены всех тех, которых выбрали, и те родили им сыновей, которые были Нефилами.
3 И возросло беззаконие на земле, и всякая плоть извратила пути свои, и люди, и скоты, и звери, и птицы, и все, что ходит по земле.
4 Все они извратили свои порядки, и стали пожирать друг друга, и возросло беззаконие на земле, и все помышления разума всех людей было злом постоянным.
5 И воззрел Бог на землю, и вот, извратилась она, и всякая плоть извратила свои порядки, и все, что было на земле, совершало всякое зло пред очами Его.
6 И сказал Он, что истребит человека и всякую плоть, какую сотворил Он, с лица земли.
7 Только Ной обрел милость пред очами Яхве.
8 И на тех ангелов, коих послал Он на землю, был Он разгневан чрезвычайно, и приказал Он изгнать их из всех владений их, и велел Он нам сковать их в глубинах земных, и вот, были они скованы в средине земли и содержались отдельно.
9 И пришло повеление от лица Его о сынах их, да будут они поражены мечом и удалены из-под небес.
10 И сказал Он: “Дух Мой не вечно будет терпеть человека. Ибо они также суть плоть, и будут дни их сто и двадцать лет”.
11 И послал Он меч Свой на них, чтобы каждый убил ближнего своего, и они начали убивать друг друга, пока все не пали от меча и не были истреблены с земли.
12 И были отцы их свидетелями того, и после были они скованы в глубинах земных навеки, вплоть до дня великого осуждения, когда суд совершится над всеми, кто извратил пути свои и дела свои пред Яхве.
7. 20 И в двадцать восьмой юбилей начал Ной давать сыновьям сыновей своих повеления и наставления, и все суды, какие знал он,
21 и призывал он сынов своих блюсти праведность, и покрывать стыд плоти своей, и благословлять Создателя своего, и почитать отца и мать своих, и любить ближнего своего, и блюсти души свои от блуда, и нечистоты, и всякой неправедности.
22 Из-за трех этих вещей пришел потоп на землю: из-за блуда, когда Стражи против закона повелений своих предались греху с дочерями человеческими, и взяли себе из них жен, всех, которых выбрали, и положили они начало нечистоте.
23 И породили они сыновей Нефилов, и все они были неправедны, и пожирали они один другого, и Нефилы убивали Нефилов, и Нефилы убивали Елиудов, а Елиуды – род человеческий, и один человек – другого.
24 И каждый продавал себя, чтобы творить неправедность и проливать множество крови, и земля исполнилась неправедности.
25 И после того грешили они против зверей, и птиц, и всего, что движется и ходит по земле; и много крови было пролито на земле, и всякое помышление и стремление людей воображало суету и зло непрестанно.
26 И Яхве истребил все с лица земли за зло дел их, и за кровь, которую пролили они посреди земли, истребил Он все.
8.3 И нашел он надпись, которую прежние люди высекли на скале, и он прочел ее, и переписал ее, и согрешил из-за нее.
4 Ибо содержала она учение Стражей, в согласии с которым наблюдали они приметы солнца, и луны, и звезд во всех знамениях небесных.
5 И записал он эту надпись, и не сказал ничего о ней, потому что боялся он сказать о ней Ною, дабы не разгневался Ной на него из-за надписи той.
10.1 И в третью седмину того юбилея начали нечистые демоны обольщать сыновей сынов Ноевых, и вводить их в заблуждение и истреблять их.
2 И пришли сыновья Ноевы к отцу своему Ною, и сказали они ему о демонах, которые сбивают с пути, и ослепляют, и убивают сыновей сынов его.
3 И он молился пред Яхве, Богом своим, и сказал:
4 “Бог духов всякой плоти, явивший милость мне, и спасший меня и сыновей моих от вод потопа, и не погубивший меня, как сделал Ты сынам погибели, ибо велико было благоволение Твое ко мне, и велика была милость Твоя к душе моей!
5 Пошли милость Твою на сынов моих и не дай злым духам повелевать ими, дабы не истребили они их с земли.
6 Но благослови меня и сынов моих, дабы возрастали мы, и умножились, и наполнили землю.
7 И знаешь Ты, что творили во дни мои Стражи, отцы духов этих.
8 И заключи этих духов, которые живут сейчас, и содержи их в месте осуждения, и не дай им нанести разрушения сынам слуги Твоего, Бог мой.
9 Ибо они злобны и сотворены, чтобы разрушать.
10 И не дай им повелевать духами жизни, ибо Ты один имеешь власть над ними.
11 И не дай им власти над сынами праведных отныне и навеки”.
12 И повелел нам Яхве, Бог наш, сковать их всех.
13 И вождь духов, Мастема, пришел и сказал: “Господи, Создатель, дай некоторым из них остаться предо мною, и повели им слушать голоса моего и делать все то, что я скажу им;
14 ибо, если не останутся у меня некоторые из них, не смогу я властвовать волею моею над сынами человеческими, ибо они – для того, чтобы совращать и сбивать с пути по суду моему, ибо велико зло сынов человеческих”.
15 И сказал Бог: “Пусть десятая часть их останется пред ним, а девять частей отправляются в место осуждения”.
16 И одному из нас повелел Он, чтобы научили мы Ноя всем средствам от недугов их, ибо знал Он, что не будут они ходить в прямоте, и не будут устремляться к праведности.
17 И сделали мы по всем словам Его: всех злых духов сковали мы в месте осуждения, а десятую часть их оставили мы, чтобы были они подданными Сатаны на земле.
18 И объяснили мы Ною все средства от недугов их, а также соблазны их, как лечить ему их травами земными.
19 И записал Ной все в книгу, как научили мы его о всяком средстве целебном.
20 И препятствовало это злым духам вредить сынам Ноевым.
Очевидна зависимость всех этих сочинений от Бытия. А тот факт, что практически одинаковая информация содержится в двух сочинениях, говорит об общей предшествовавшей им, устной или письменной литературной традиции.
http://www.pravenc.ru/text/189985.html Цитата:
В межзаветную эпоху появляется целый ряд текстов, надписанных именем Е., повествующих о нем или содержащих откровения, полученные им. Все эти тексты известны во фрагментах или в компиляциях и переработках более позднего времени: Еноха первая книга (или эфиоп. Книга Еноха), представляющая собой компиляцию ряда более древних текстов (Книги стражей, Астрономической книги Еноха, Книги снов Еноха, Послания Еноха, Книги притчей (Книги подобий) Еноха), по отдельности не сохранившихся (известны арам., греч., копт., эфиоп. версии), и Книга исполинов (гигантов) (или Манихейская книга Еноха), фрагменты к-рой обнаружены в Кумране (известны арам., греч., лат., персид. версии).
К енохической традиции примыкает неск. текстов, в к-рых упоминается Е. и даже цитируются его писания, хотя по ряду принципиальных богословских вопросов они расходятся с чисто енохическими сочинениями. В частности, Книга Юбилеев, составленная между 168 и 150 гг. до Р. Х., считается одним из первых свидетельств использования писаний Е. при интерпретации Пятикнижия (ср., однако, т. зр. Ж. ван Рюйтена, к-рый отвергает теорию ее лит. зависимости от 1-й Книги Еноха на основании анализа лексики и синтаксиса)
Есть ещё и так называемый Апокриф Бытия с похожей информацией
Цитата:
1. Вот тогда я подумал про себя, что от Стражей это зачатие, либо от святых (существ) оно, или у исполинов ...
2. и сердце мое изменилось к этому мальчику ...
3. Тогда я, Ламех, смутился и пошел к Битенош, к же[не ...
4. ... вплоть до Всевышнего, Господа Великого, царя всех ве[ков] ...
5. ... Сыны неба, с тем, что все правдиво ты сообщишь мне ...
6. ... ты сообщишь мне и без лжи, так ли ...
7. царем вечности, с тем, что ты скажешь мне и без лжи ...
8. Тогда Битенош, жена моя, с сильным волнением сказала мне и ...
9. и сказала она: О брат мой, о господин мой, припомни наслаждение мое ...
10. ... время, и дыхание мое в теле моем, и я правдиво все ...
11. ... и сильно сердце мое тогда изменилось во мне
12. и когда увидела Битенош, жена моя, что изменилось лицо мое ...
13. тогда душа ее опечалилась, и заговорила она со мной, и сказала мне: О, господин мой, о ...
14. наслаждение мое, и я поклянусь тебе Великим Святым, царем не[бесным] ...
15. что от тебя семя это и от тебя это зачатие, и от тебя произрос плод ...
16. а не от кого-нибудь чужого, и не от какого-нибудь из Стражей, и не от кого-нибудь из Сынов не[ба] ...
17. Лицо твое так изменилось у тебя и поникло, а душа твоя так оскорблена ...
18. правдиво я говорю с тобой.
19. Тогда я, Ламех, [побежал?] к Мафусаилу, отцу своему, и все ему ...
20. отцу своему, [чтобы] все от него правдиво он узнал, ибо он любим и ...
21. жребий разделил, и ему сообщают все. И когда услышал Мафусаи[л] ...
22. ... к Еноху, отцу его, чтобы узнать от него всю правду ...
23. желание. И он отправился к ... Парваим и там он нашел Е[ноха]
24. [и] он сказал Еноху, отцу своему: О, отец мой, о господин мой, к которому я ...
25. ... и говорю тебе, чтобы ты не сердился на меня, что ныне я пришел к [тебе] ...
26. ... боясь тебя ...
Я, Енох ...
4. ... неба, но от Ламеха сы[на] ...
9. И теперь я тебе скажу ... и тебе я поведаю
10. Иди, скажи Ламеху, сыну твоему ...
24. И когда услышал Мафусаил ...
25. И Ламеху, сыну своему ... он сказал ...
26. И когда я. Ламех ...
27. ... что от меня рожден ...
И всё более менее удобоваримо, если бы не завладевшая умами евреев языческая идея загробного мира и духа/души, как составной часть живых существ и неумолимое желание подробно описать этот мир и разложить на полочки, уровни, сферы, отделения и комнаты. Неудивительно, что Тертуллиан с современниками, не увидели в ней ничего противоречащего из-за своего греко-римского культурно-религиозного наследия, с пещерами подземного мира и многосферными небесами.