Ищущий писал(а):
Кто нибудь слышал как на самом деле этот огонь появляется?
http://www.razumru.ru/humanism/journal/ ... khotov.htmПоявление огняВ конце 19 – начале 20 века среди видных православных деятелей и учёных преобладала скептическая позиция в отношении чудесной природы Благодатного огня. Их мнение подытожил выдающийся востоковед И. Ю. Крачковский:
«У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому говорить о “торжестве освящения огня при Гробе Господне”» (1).
Т. е. внутри гроба уже есть огонь, который освящается молитвой.
Как пример скептического отношения к чуду в статьях востоковедов и богословов 19 века можно привести такой пассаж, при описании Благодатного огня известным учёным проф. А. А. Дмитриевским. Ссылаясь на проф. А. А. Олесницкого, он пишет:
«Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесён к предшествующему дню» (2).
Для Дмитриевского естественно, что православное «чудо» может переноситься по прихоти исламского наместника.
Наиболее полно аргументация православных критиков была собрана выдающимся деятелем православной церкви, профессором Ленинградской Духовной академии Н. Д. Успенским (учеником Дмитриевского) и доложена в актовой речи 9 октября 1949 г. Разобрав древние свидетельства, Успенский приходит к следующему заключению:
«Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, “что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного”, и к этим словам наместника Иерусалимского патриарха добавить от себя, что для нас этот огонь есть, был и будет священным ещё и потому, что в нём сохраняется древнехристианская и вселенская традиция» (3).
О реакции на этот доклад руководства РПЦ оставил записи бывший профессор Ленинградской Духовной академии, порвавший с религией и ставший одним из самых видных атеистов и критиков религии, А. А. Осипов.
«Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, – пишет об Успенском А. А. Осипов, – он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого “чуда” никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями над гробом Лампады. (…) И в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской учёной степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им (многие из моих бывших коллег, наверное, помнят): “Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвал по имени-отчеству автора речи и исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падёт и сама вера!”» (4).
Н. Д. Успенский, после разбора исторических данных о благодатном огне, вспоминает свидетельство, оставленное другим видным учёным и деятелем Православной церкви, основателем Русской Православной миссии в Иерусалиме епископом Порфирием (Успенским). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году. Вот точная цитата:
«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибратма паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» (5).
В этом свидетельстве важно обратить внимание на следующие моменты:
1. «Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня». Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви!
2. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». Результатом признания явилась потеря веры в чудо святогробского духовенства!
3. «Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи». Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий! Очевидец признания в подлоге!
4. «После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал». Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Замечу, Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
Люди, чьё мнение я привёл, имеют очень хорошую репутацию, прежде всего как учёные, но также и как заслуженные православные деятели.
В наше время первым православным критиком Благодатного огня стал опальный для РПЦ священник, доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин. Его мнение получило выражение в статье с кричащим названием «Божественная пиротехника от министерства культуры», напечатанной в газете «Известия» (6, 7). Недавно появилась дипломная работа по литургике на тему «Чинопоследование схождения благодатного огня в Иерусалиме», выполненная студентом 5 курса Института теологии БГУ (8), в которой он также подверг критике аргументы апологетов Благодатного огня и попытался защитить от их нападок православных авторов разоблачений. Чрезвычайно показательно выступление, даже целый конфликт между А. Кураевым и президентом РЖД (Российских железных дорог) В. Якуниным. После интервью с патриархом Феофилом А. Кураев написал на своём форуме:
«Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: “Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от Гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о Воскресении от Кувукпия разошлась по миру”. Ни слова “чудо”, ни слова “схождение”, ни слов “благодатный огонь” в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог» (8).
Там же Кураев ответил на недоуменные вопросы по поводу его отношения к Благодатному огню (текст позже был с сайта удалён):
«Пока я полагаю, что чудо с огнём было. В его честь было установлено ежегодное литургическое воспоминание – representation. А потом в восприятии некоторых людей стёрлась грань между первопричиной и её образом. Но может, Иерусалимский патриархат и Свято-Гробское братство теперь, в ответ на недоуменную реакцию из России, засвидетельствуют иначе и официально? Тогда я, наверно, снова поверю свидетелям. А их ведь лишь двое – армянский патриарх и греческий. И на сегодняшний день их показания совпадают…».
Кроме того, поистине разоблачающи и слова патриарха Феофила, который уже не говорит о схождении Благодатного огня, как его предшественники, а называет действие репрезентацией и древней церемонией, по сути пользуясь той же терминологией, что и отрицающее ежегодное чудесное схождения огня католическое и армянское святогробское духовенство.
Для ожидания Благодатного огня внутрь Кувуклия входят два священника. Обычно это патриарх Греческой Православной церкви и архимандрит Армянской Апостольской церкви (ААЦ). Другими словами, у ААЦ есть свидетель, который ежегодно непосредственно видит, что происходит внутри Кувуклия, т. е. в месте, внутри которого появляется Благодатный огонь. Что говорят представители армянской церкви? Отвечает игумен монастыря Св. Архангелов (ААЦ) иеромонах Гевонд Оганесян, который 11 лет присутствовал на церемонии освящения огня, и лично знаком с теми священниками Армянской Апостольской церкви, которые входили внутрь Кувуклия для освящения огня вместе с греческим патриархом.
«К часу дня двери Гроба запечатывают воском. Где стоят 2 священнослужителя: армянин и грек. К двум часам, отрывают двери и греки вносят туда закрытую (зажжённую) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3 круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе продвигаются к дверям. Первый заходит греческий патриарх, а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба став на колени вместе молятся. После первым свечи от зажжённой лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из гроба выходит грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу игуменскую» (9).
Однако необходимо пояснение, которое позже было сделано Гевондом Оганесяном:
«Отмечу, моя статья в инете о самой процессии, я пропустил об одном моменте, о той лампаде, которую поначалу вносят ещё до того как запечатывают Гроб… я тогда думал, что официально внесённая лампада уже зажжена, и от которой и зажигают вторую лампаду, но оказывается что официальную зажигают от первой… Ибо когда входят во внутрь – уже обе горят… После выноса официальной (проходит минут 10 – 15), когда начинается наш Крестный Ход и когда уже ТВ не снимают греческий монах выносит эту лампаду…».
Таким образом, если верить армянскому свидетелю, огонь уже горит в лампаде при появлении внутри Кувуклия греческого патриарха и армянского архимандрита.
Я бы ещё раз обратил внимание на обстоятельства церемонии. На врата Кувуклия наносят большую восковую печать, затем печать снимают и туда священник вносит закрытую колпаком лампаду. После его выхода Кувуклий не осматривается. И только позже появляется торжественная процессия во главе с греческим патриархом, и грек с армянином входят внутрь. Сколько ни обыскивай патриарха, это ничего не даст – у них есть возможность зажечь огонь при входе священника с лампадой.
Пасхальный огонь
Евгений Барсуков, кандидат химических наукhttp://www.skeptik.net/miracles/pasfire.htm