В первые века христианство сталкивалось с попыткой влияния языческих учителей. Возникало много ересей внехристианского толка.
Но был нанесен удар с противоположной стороны. От
ультра-радикальных христианских фундаменталистов.
По мнению Донатистов, характеристический признак истинной церкви составляет святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей; таинства теряют свою силу, если совершены священнослужителями, провинившимися против церкви, или в церкви, сохраняющей связь с виновными. Поэтому донатисты перекрещивали переходящих к ним.
Борьба за святость в духе вскоре переросла в борьбу с "плотью и кровью". К Донатистам присоединились Циркумцеллионы - бродячие во имя Христа аскеты, называвшие себя воинами Христа и считавшие своей обязанностью вести борьбу против всякой неправды, защищая всех обиженных и угнетенных, грабя и убивая людей богатых и высокопоставленных.
Среди самих донатистов появилось множество партий, последователей отдельных лиц, как-то: рогатисты, урбанисты, клавдиане и др.
...
В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, церковь приобрела сильного защитника в лице блаженного Августина, который отстаивал объективное значение церкви и
независимость действия благодати от святости служителя.