Из книги "Настоящая жизнь - всё ли это?"
Глава 12 - Богатый человек в аде.
Если Гадес является просто общей могилой мертвых людей, то почему Библия говорит о том, что какой-то богатый человек испытывал мучения в огне Гадеса? Показывает ли это, что Гадес, или, по меньшей мере, часть его, есть место огненного мучения?
Сторонники адского огня упорно указывают на это сообщение, как на ясное доказательство того, что действительно существует ад мучений, который ожидает злых. Делая это, они, однако, не принимают во внимание такие ясные и неоднократные библейские заявления, как: “Душа согрешающая, та умрет” (Иез.18:4,20) и “Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают” (Екк.9:5). Ясно, что эти заявления не поддерживают идеи мучения для “бедных душ” в огненном аду.
Учение Библии относительно состояния мертвых поставило поэтому священников христианского мира в неловкое положение. Та же самая книга, Библия, на которую они якобы опираются, противоречит их учениям. Но сознательно или подсознательно они чувствуют себя вынужденными взяться за Библию и найти в ней что-нибудь, чтобы доказать свой взгляд. Причем они делают, и себя, и других, слепыми относительно истины. Часто, это делается умышленно.
С другой стороны, искренние искатели истины хотят знать, что правильно. Они осознают, что они только обманывали бы себя, если бы они отклоняли части Слова Бога и в то же время заявляли бы, что они основывают свою веру на других частях. Они хотят узнать, что говорит Библия на самом деле относительно состояния мертвых. И, чтобы получить полное представление, они хотят узнать значение того, что сказано относительно богатого человека, который испытывал мучения в аде, и как это согласуется с остальным содержанием Библии.
Иисус Христос говорил об определенном богатом человеке, а также о нищем, которого звали Лазарем. Его слова находятся в Луки 16:19-31 и гласят:
“19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят”.
Обрати внимание на то, что сказано о богатом человеке. Почему он мучился в аде? Что он сделал? Иисус не сказал, что богатый человек вел плохую жизнь. Всё, что Иисус сказал, так это то, что человек был богатым, хорошо одетым и пировал роскошно. Там, правда, намекается на серьезное упущение богатого человека в его отношении к нищему Лазарю. Богатый человек не имел сочувствия к нему. Но отличала ли эта ошибка его достаточно от Лазаря?
Подумай о том, что Иисус сказал относительно Лазаря. Есть ли что-нибудь в сообщении, что дало бы нам основание заключить, что, если положение было бы обратным, то Лазарь был бы сочувствующим человеком? Читаем ли мы, что Лазарь создал себе хорошую репутацию своими делами пред Богом и, что привело бы к тому, что он попал на “лоно Авраамово”, т.е. в положение благосклонности Бога? Иисус не сказал этого. Он просто описал Лазаря, как болезненного нищего.
Следовательно, разумно ли заключать, что все болезненные нищие получат при смерти Божьи благословения, в то время как все богатые люди попадут на место мучения в полном сознании? Ни чуть. Нищенство, само по себе не является признаком благосклонности Бога. Наоборот, в Библии находится просьба: “Нищеты и богатства не давай мне” [Пр.30:8]. А о своем времени царь Давид писал: “Я был молод, и состарелся, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” (Пс.36:25).
Если мы понимаем слова Иисуса в буквальном смысле, то нам надо было бы делать еще и другие выводы, которые сделали бы эту притчу действительно странной. Например, что те, которые наслаждаются небесным счастьем, в состоянии видеть испытывающих мучения в аде и говорить с ними, что вода на кончике пальца не испаряется в огне ада и что, несмотря на большие мучения в аде, одна лишь капля воды дала бы страдающему облегчение. Казалось бы тебе разумно понимать это в буквальном смысле? Или ты, напротив, думаешь, что то, что сказал Иисус, не должно было бы пониматься буквально? Можно ли каким-нибудь образом удостовериться в этом?
Кто “богач” и кто “нищий”
Рассмотрим контекст. К кому обращался Иисус? В Луки 16:14 говорится: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним”.
Так как Иисус говорил в присутствии фарисеев, то рассказывал ли Он тогда о действительном случае, или Он использовал только притчу? Относительно метода, которым Иисус учил толпы людей, мы читаем: “И без притчи не говорил им” (Мат.13:34). Поэтому сообщение о богатом человеке и Лазаре должно бы быть притчей.
Эта притча была, очевидно, предназначена для фарисеев. Как класс, они имели сходство с богатым человеком. Они любили деньги, видное положение и лестные титулы. Иисус сказал о них:
“все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!” (Мат.23:5-7)
Фарисеи смотрели с презрением на других, особенно на сборщиков налогов, проституток и других людей, имевших репутацию грешников (Лк.18:11,12). Когда однажды чиновники, посланные, чтобы арестовать Иисуса, вернулись с пустыми руками, потому что Его учение произвело на них сильное впечатление, фарисеи сказали: “Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он” (Ин.7:47-49).
В притче нищий Лазарь хорошо изображает, следовательно, тех простых людей, которых фарисеи презирали, но которые раскаялись и стали последователями Иисуса Христа. Иисус показал, что эти презренные грешники, если они раскаялись бы, то попали бы в положение благосклонности Бога, в то время как фарисеи и другие выдающиеся религиозные руководители, как класс, потерпели бы неудачу. Он сказал: “ истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему”. (Мат.21:31,32).
Смерть “богача” и “Лазаря”
Что означала тогда смерть “богача” и “Лазаря”? Нам не обязательно нужно думать, что здесь речь идет о буквальной смерти. Соответственно тому, как Библия употребляет это слово, смерть может также изображать большую перемену в положении отдельных лиц. О людях, ведущих образ жизни противоположный воле Бога, говорится, что они “мертвые по преступлениям и грехам”. Но, если они попадают в одобренное положение перед Богом, как ученики Иисуса Христа, то о них говорится, что они были “оживлены” (Еф.2:1,5; Кол.2:13). В то же время эти живые люди становятся “мертвыми” для греха. Мы читаем: “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.6:11).
Так как “богач” и “Лазарь” в притче Иисуса ясно символические фигуры, то логично, что также и их смерть имеет символическое значение. Но в каком смысле они умерли?
Ключ к ответу на этот вопрос мы находим в том, что Иисус сказал непосредственно перед тем, как Он сделал вступление к притче: “Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.” [Лк.16:18].Может быть, кажется, что это заявление не имеет ничего общего с притчей. Но это не так.
На основании Закона Моисеева народ Израиля находился в союзном отношении с Богом, и поэтому о нем можно было сказать, что он был Ему женой. В Иер.3:14 Бог, например, ссылается на нацию, как на неверную жену: “Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами”. Когда позже пришел Иисус, иудеям была дана возможность стать частью Его “невесты”. Поэтому Иоанн Креститель сказал своим ученикам: “Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться” (Ин.3:28-30).
Для того чтобы стать частью “невесты” Христа, иудеи должны были быть освобождены от Закона, который делал их, образно говоря, женой по отношению к Богу. Без такого освобождения они не могли попасть в супружеское отношение с Христом, так как это было бы прелюбодеяние. Слова в Рим.7:1-6 подтверждают это: “Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве”
Несмотря на то, что смерть Иисуса Христа была основанием для освобождения иудеев от Закона, уже до Его смерти раскаявшиеся могли войти в привилегированное отношение с Богом как ученики Его Сына. Возвещенная Иоанном весть и проведенное ими дело открыли иудеям дверь к возможности приобрести благосклонность Бога и получить надежду на небесное наследство как члены невесты Христа. Иисус Сам выразился так: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Ин.11:12).
Проведенное Иоанном Крестителем и Иисусом Христом дело и возвещенная ими весть повели, следовательно, к совершенному изменению в положении символического “богача” и символического “Лазаря”. Оба класса умерли по отношению к их прошлому положению. Раскаявшийся класс “Лазаря” достиг положения Божьей благосклонности, а класс “богача” впал в немилость Божью, потому что он не раскаивался. Однажды класс “Лазаря” обращался к фарисеям и другим религиозным руководителям, чтобы получить духовных “крошек”. Но Иисус удовлетворил их духовные потребности тем, что Он возвестил им истину. Сравнивая духовную пищу, доставленную Иисусом, с таковой у религиозных вождей, Библия сообщает: “народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи” (Мат.7:28,29). Действительно, произошло полное изменение. Показалось, что религиозные руководители иудаизма ничего не имели, что они могли бы предложить классу “Лазаря”.
В день Пятидесятницы 33 года н.э. изменение состояния обоих классов было завершено. В то время новый союз заменил старый законный союз. Люди, которые раскаялись и приняли Иисуса, были тогда полностью освобождены от старого законного союза. Они умерли по отношению к нему. В тот день Пятидесятницы также недвусмысленно показалось, что ученики Иисуса Христа были возвышены далеко над фарисеями и другими выдающимися религиозными руководителями. Не религиозные руководители иудаизма, а эти ученики получили дух Бога, который дал им способность говорить о “великих делах Божиих” на родных языках людей из находившихся на больших расстояниях друг от друга мест. (Дн.2:5-11). Какое ведь это было чудесное доказательство благословения и одобрения Бога! Класс “Лазаря” действительно попал в одобренное положение тем, что он стал духовным семенем Авраама, Иеговы. Это изображено “лоном” [Сравни Ин.1:18].
Нераскаявшиеся фарисеи и другие выдающиеся религиозные руководители умерли по отношению к их прежнему положению кажущейся благосклонности. Они были в “аде”. Так как они остались нераскаявшимися, то они были отдалены от верных учеников Иисуса как бы “великой пропастью”. Это была “пропасть” неизменимого справедливого судебного приговора Бога. Об этом мы читаем в Пс.35:7: “судьбы Твои - бездна великая”.
Страдания “богача”
Класс “богача” испытывал также страдания. Каким образом? Посредством огненных судебных вестей Бога, возвещенных учениками Иисуса (Сравни Откр.14:10).
Нет сомнения в том, что религиозные руководители испытывали страдания из-за вести, возвещенной учениками Иисуса. Они отчаянно старались положить конец этому свидетельствованию. Когда апостолы Иисуса защищались перед верховным еврейским судом, состоявшем из видных религиозных лиц, “они [судьи] разрывались от гнева и умышляли умертвить их” (Дн.5:33). Позднее защитная речь Стефана вызвала такие же мучения у членов того суда. “Они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами” (Дн.7:54).
Эти религиозные руководители желали, чтобы ученики Иисуса пришли и “прохладили их язык”. Они хотели, чтобы класс “Лазаря” покинул лоно благосклонности Бога и возвещал свою весть без того, чтобы причинять им неудобства. Подобным образом они хотели, чтобы класс “Лазаря” смягчил весть Бога, чтобы их “пять братьев”, их религиозные союзники, не попали в “место мучения”. Да, они не хотели, чтобы кто-нибудь из их коллег испытывал страдания из-за судебных вестей.
Но, как это показал в Своей притче Иисус, ни класс “богача”, ни его религиозные союзники, не были бы освобождены от мучительных последствий вести, возвещенной классом “Лазаря”. Апостолы Иисуса отказывались смягчать весть. Они отказывались перестать учить на основании имени Иисуса. Они ответили верховному иудейскому суду: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Дн.5:29).
Если религиозные союзники “богача” хотели бы избежать этого мучения, то это было бы возможно для них. У них были “Моисей и пророки”, т.е. инспирированное Священное Писание, написанное Моисеем и другими пророками древних веков. Ни разу эти инспирированные Писания не указывали на буквальное место мучения после смерти, но в них находилось всё, что было нужно, чтобы узнать Иисуса как обещанного Мессию или Христа (Втор.18:15,18,19; 1Пет.1:10,11). Следовательно, если бы класс “богача” и его “пять братьев” уделяли бы внимание “Моисею и пророкам”, то они приняли бы Иисуса как Мессию. Таким образом они могли бы достичь Божьей благосклонности и получить защиту от мучительных последствий судебной вести Бога.
Христианскому миру следовало бы знать
У священников христианского мира едва есть причина не знать объяснения этой притчи Иисуса. Ведущий протестантский комментарий к The Interpreter’s Bible обращает внимание на подобное объяснение. Он подчеркивает, что многие толкователи видят в словах Иисуса “аллегорическое добавление, предполагающее столкновение между ранним христианством и православным иудаизмом. Богатый человек и его братья изображают неверующих иудеев. Иисус заявил, что они упрямо не желали раскаяться, несмотря на очевидные свидетельства Библии о Нем, и предсказал, что Его воскресение не произвело бы впечатления на них. Думается, что Лука и его читатели понимали эти слова в таком или подобном смысле”. И католическая Jerusalem Bible признает в сноске к 16 главе Луки, что это есть “притча в виде рассказа без всякой связи с какими-нибудь историческими лицами”.
Ввиду таких фактов мы по праву можем спросить: Почему священники христианского мира не признали хотя бы перед членами своих церквей, что это притча? Почему продолжают те, кто знает, что Библия не учит бессмертию человеческой души, объяснять явную притчу в буквальном смысле? Честно ли это? Не проявляют ли они не уважение к Слову Бога, умышленно утаивая факты?
Притча о богатом человеке и Лазаре содержит для нас сегодня важные уроки. Обращаем ли мы внимание на инспирированное Слово Бога? Желаем ли мы следовать ему как преданные ученики Иисуса Христа? Кто отказывается это делать, как иудейские фарисеи, тот не избежит мучительных последствий судебной вести Бога против него. Верные служители Бога будут и впредь возвещать истину и бесстрашно разоблачать религиозные лжеучения.
Какова твоя точка зрения в этом отношении? Думаешь ли ты, что пора прекратить такое разоблачение, думая, что в каждой религии есть кое-что хорошее? Или ты возмущен тем, что христианский мир своими ложными учениями о мертвых представляет Бога в ложном свете? Желаешь ли ты, чтобы имя Бога было очищено от позора, который был навлечен на Него ложными учениями? Хотел бы ты, чтобы не жалелось сил в старании освободить людей с честным сердцем от рабства религиозного обмана? Если да, то ты найдешь намерение Бога относительно мертвых и живущих в высшей степени утешительным.
_________________ С уважением, Владимир.
Последний раз редактировалось jiwik Пт июл 22, 2005 8:14 am, всего редактировалось 1 раз.
|