Текущее время: Чт мар 28, 2024 7:15 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Известные богословы о бессмертии души.
СообщениеДобавлено: Ср май 20, 2009 7:38 pm 
Существует мнение что только СИ и АСД и ещё несколько небольших религий учат о том что душа умирает, но на самом деле множество известных богословов с разных деноминаций придерживаются подобного взгляда.

Я хотел бы привести мнение лишь некоторых из целого ряда богословов, принадлежащих к разным вероисповеданиям, но поддерживающих библейский холистический взгляд на человеческую природу, который отрицает веру в бессмертие души.

В нескольких своих книгах Уильям Темпл, архиепископ Кентерберийский, высказывается в поддержку библейского холистического взгляда на человеческую природу и провозглашает «небиблейским понятие о неуязвимости души, присущей ей от природы». Он пишет: «Человек не является бессмертным по природе или по праву; но он может стать бессмертным, и Бог предлагает ему воскресение из мертвых и жизнь вечную, если он желает принять ее на Его условиях».

В своей «Ингерсольской лекции о бессмертии человека», произнесенной в 1955 году в Андоверской церкви Гарвардского университета, швейцарский богослов Оскар Кульман подчеркнул фундаментальное различие между христианской доктриной о воскресении и греческой концепцией бессмертия души. Он сказал: «Душа не бессмертна. Должно произойти воскресение и тела, и души; ибо со времен грехо-падения весь человек „сеется в тлении"». Эта знаменитая лекция, впоследствии опубликованная в виде книги под названием «Бессмертие души или воскресение мертвых?», вызвала крайне враждебную реакцию со стороны тех, кто уподобил Кульмана «чудовищу, которому доставляет наслаждение причинять духовные страдания». Один автор заявил: «Французам, погибающим от недостатка Хлеба жизни, предлагают вместо хлеба камни, а то и вовсе змей». Подобная враждебность показывает, как трудно людям пересматривать свои устоявшиеся убеждения.

В своей книге «Основные христианские учения» лютеранский богослов Мартин Хейнешен отвергает как «ложный дуализм» понятие о том, что при творении «Бог создал душу, которая и есть реальность человеческого бытия, и что затем Он дал душе временное пристанище в виде тела, созданного из праха земного... Человека нужно рассматривать как единое целое... Христианский дуализм касается не души и тела и не вечного сознания и преходящей материи; это дуализм Творца и творения. Человек есть личность, единое существо, отвечающее за свои поступки и противостоящее своему Творцу и Судье. Он не имеет жизни или бессмертия в самом себе».

В «Карманном библейском комментарии» Бэзил Ф. Ч. Аткинсон, библиотекарь Кембриджского университета, пишет относительно Быт. 2:7: «Бытует мнение, что процесс наделения человека первоосновой жизни, описанный в этом тексте, вылился в бессмертие души, или духа. Будто бы сотворение по образу Божьему включает в себя бессмертие. Однако в Библии об этом нет ни слова. Если оно подразумевает бессмертие, то почему не включить сюда также и всеведение с вездесущностью или любое дру-гое свойство вечного Бога?.. Библия рассматривает человека, пребывающего вне Христа, как созданного из праха и пепла, как физическое творение, которому Бог на определенный срок дал первооснову жизни. Древнегреческие мыслители в большинстве своем считали человека бессмертной душой, заключенной в тело. Подобное мнение противоречит библейскому, но оно нашло широкое признание в христианской среде».

Некоторые католические богословы также признают, что традиционная концепция естественного бессмертия души не является библейской. Клод Тресмонтан, французский богослов-доминиканец, противопоставляет библейское «воскресение» всего человека традиционным дуалистическим представлениям. Он пишет: «Но иудео-христианское учение о воскресении говорит совсем об ином. Смысл его вовсе не в том, что некая часть человека — его душа — будет высвобождена из другой его части — материального тела; библейское учение говорит о спасении всего человека».
В книге «Библейское значение человека»

Дом Вульстан Морк, будучи также католическим богословом-доминиканцем, бросает вызов традиционному дуалистическому взгляду на человеческую природу и призывает читателя вернуться к библейскому холистическому взгляду. Он пишет: «Библейский человек, то есть человек, как он раскрыт в Библии, представляет собой единство плоти, души и духа, а не трихотомию или дихотомию тела и души». Далее он отмечает, что Библия рассматривает «человека как единое целое, и это здравая точка зрения на сбалансированную, цельную жизнь, которая непосредственно увязана и с Богом, и с человеком вместе со всем творением. Нам эта точка зрения насущно необходима для противодействия чисто платоновской позиции или коррекции слишком натуралистического, секуляризованного восприятия ситуации, в которой оказался человек». Морк считает, что возврат к библейскому холистическому взгляду на человеческую природу будет способствовать «более здравому отношению к человеческой личности и, конечно же, к материи вообще».

Рейнхольд Нибур, известный американский богослов и профессор Объединенной богословской семинарии, противопоставляет библейский холистический взгляд на человеческую природу классическому дуалистическому взгляду. Он делает вывод: «Все правдоподобные и неправдоподобные доказательства в пользу бессмертия души представляют собой попытку человеческого разума подчинить себе прекращение жизни. Люди пытаются тем или иным способом доказать, что вечная составляющая человеческой природы достойна существования после смерти и обладает такой способностью. Но всякая мистическая или рациональная методика, стремящаяся выделить вечную составляющую, тем самым отрицает значимость исторического единства тела и души, а вместе с ней и значимость всего исторического процесса с его бесконечным развитием этого единства».

В своей книге «Христианская надежда» лютеранский богослов Т. А. Кантонен отмечает, что для западной мысли со времен Платона характерно резкое разграничение между душой и телом. Тело якобы состоит из материи, а душа — из духа. Тело — это темница, из которой в момент смерти освобождается душа для продолжения своего собственного, нефизического существования. Таким образом, вопрос жизни после смерти рассматривается в свете демонстрации бессмертия души, т. е. способности преодолевать смерть. Телу не придается большого значения. Подобный образ мышления совершенно чужд Библии. В полном соответствии с Писанием и в явном противоречии с греческими представлениями христианский символ гласит: „Я верую в воскресение тела", а не „Я верую в бессмертие души"».

В своем впечатляющем исследовании библейского взгляда на человеческую природу, озаглавленном «Тело и душа», Р. Г. Оуэн, бывший проректор Тринити-колледжа Университета Торонто, проводит глубокий анализ различия между греческим дуалистическим взглядом и библейским холистическим взглядом на человеческую природу. Оуэн показывает, что человек в Библии представляет собой «единое психосоматическое целое» и что «нет никакой отделяемой части человека, способной существовать после физической смерти». «Библия, — пишет он, — предполагает единство человеческой природы; Новый Завет учит, что конечная участь человека включает „воскресение тела"». Оуэн полагает, что «старую доктрину о бессмертии высвобождающейся из тела души нужно мягко вытеснить в сферу оставивших этот мир духов».

Эмиль Брукнер, известный швейцарский богослов, находит дуалистический взгляд на человеческую природу несовместимым с библейским холистическим взглядом. Он пишет: «Где-то в христианской вере оказалась брешь, в которую и проникла эта чуждая доктрина. С библейской точки зрения только Бог обладает бессмертием. Мнение о том, что мы, люди, бессмертны, благодаря неуничтожимой, Божественной сущности нашей души, несовместимо с библейскими представлениями о Боге и человеке».
Брукнер рассматривает несколько негативных аспектов дуалистической концепции человеческой природы. Во-первых, он указывает, что дуализм «не только делает смерть безвредной, но и лишает зло его жала. Зло, как и смерть, воздействует лишь на низшую составляющую человека. Сущность этой составляющей — чувственная и импульсивная. Я лично не несу ответственности за зло — за все отвечает моя низменная природа, как бы навязанная моему более возвышенному и истинному существу. Таким образом, зло — это не деяние духа, не восстание эго против Творца, а лишь чувственная и импульсивная природа, не укрощенная разумом. Короче говоря, зло есть отсутствие разума, а не грех».
Второй аспект заключается в том, что «человек в своем духовном и возвышенном существе божественен, а не сотворен. Бог не создавал его, Бог есть полнота, часть которой и составляет человеческий дух. Человек причастен Божеству в самом прямом и буквальном смысле. И поскольку такому способу „обезвреживания" зла обязательно сопутствует учение о бессмертии души, т. е. признание смерти безобидным явлением, подобное решение проблемы смерти совершенно несовместимо с христианской мыслью».

В своей книге «Я верую во Второе пришествие» Стивен Трэвис, уважаемый британский богослов, признает, что если бы его поставили перед выбором между «вечным наказанием» и «условным бессмертием», он выбрал бы последнее. Во-первых, потому, что «бессмертие души — небиблейская доктрина, заимствованная из древнегреческой философии. Согласно библейскому учению человек „условно бессмертен" — то есть, у него есть возможность стать бессмертным, если он примет воскресение, или бессмертие, как дар от Бога. Это означает, что Бог дарует воскресение любящим Его и прекращает существование противящихся Ему».
Во-вторых, Трэвис указывает, что «древняя концепция души, некогда охранявшая преемственность между нынешней жизнью человека и жизнью будущей, в основном отвергнута современной мыслью. Природа человека рассматривается как единство, он не состоит из двух частей: физического тела, которое умирает, и души, продолжающей жить вечно. Его „душа", или „я", или „индивидуальность" — это лишь функционирование мозга. Поэтому, когда мозг умирает, умирает и человек, и не остается ничего, что продолжало бы существование».

Брюс Райхенбах, американский философ, исследует человеческую природу в своей книге «Может ли человек восстать из пепла?» Он приходит к выводу, что «доктрина, согласно которой человек как личность [душа] не умирает, ставит определенные трудности перед христианским дуализмом. Она явно противоречит библейским учениям... [приводится несколько текстов]. И эти, и многие другие отрывки показывают, что каждый из нас как личность должен умереть. Нет и намека на то, что речь идет лишь об уничтожении физического организма, а реальный человек, душа, не умирает, а продолжает жить».

Дональд Блош, ведущий евангелический исследователь, делает такое же заключение: «Душе не присуще бессмертие. Умирающий человек, если даже он умирает во Христе, претерпевает смерть и тела, и души». С ним соглашается Энтони Хоекема, богослов-кальвинист: «Мы не можем выделить в человеке ни одного врожденного качества или какой-либо аспект, который делал бы его неуязвимым для смерти».
Ф. Ф. Брюс, уважаемый британский исследователь Нового Завета, предупреждает, что «наши традиционные представления о „вечно живой душе", доставшиеся нам в наследство от древних греков и римлян, затрудняют наше восприятие Павловой [холистической] точки зрения».

Мюррэй Харрис, американский библеист, завершает свою статью «Воскресение и бессмертие» такими словами: «То, что человек обладает душой или сам является ею, не дает ему бессмертия. Он станет бессмертным, когда Бог преобразит его, воскресив из мертвых». Он поясняет, что хотя платоническая мысль и сделала бессмертие «неотъемлемым свойством души... Библия не дает душе определения, которое подразумевало бы ее неуязвимость для смерти».

В своей докторской диссертации на тему «Sheol в Ветхом Завете» Ральф Вальтер Доерманн завершает свой анализ ветхозаветного взгляда на человеческую природу следующим образом: «Древнееврейская точка зрения на психосоматическое единство человека не оставляет места для веры в „бессмертие души". Либо весь человек живет, либо весь человек нисходит в могилу... Ruach [дух] или nephesh [душа] не могут существовать независимо от тела. Со смертью тела безличный ruach [дух] „возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7), a nephesh [душа] исчезнет, хотя и будет еще присутствовать в очень незначительной мере в костях и крови».

X. Дойевирд, голландский философ-кальвинист, резко критикует дуалистический взгляд на человеческую природу. Он отвергает этот взгляд не только потому, что «идея о сущности, сосредоточенной в человеческом разуме (т. е. душе), находится в конфликте с признанием полной развращенности человеческой природы, но еще и потому, что отделимость души от тела поднимает различные проблемы». Одной из упомянутых им проблем является неспособность „души" осуществлять разного рода деятельность в отрыве от тела, поскольку физические функции неразрывно связаны со строением и функциями тела.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Известные богословы о бессмертии души.
СообщениеДобавлено: Пт май 22, 2009 12:28 pm 
Продолжение...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВНОМ БЕССМЕРТИИ ДУШИ

19 декабря 1513 года в связи с восьмым заседанием пятого Латеранского собора, папа Лев Х издал буллу, в которой заявил: "Мы осуждаем и предаем анафеме всех, кто утверждает, что сознательная душа является смертной". Эта булла была направлена против растущей "ереси" тех, кто отрицал естественное бессмертие души, признавая лишь условное бессмертие человека. Булла также постановляла, что "все, придерживающиеся подобных заблуждений должны быть исключены из церкви и наказаны как еретики". Следует заметить, что все постановления Латеранского собора были изданы в виде булл (Шредер. "Дисциплинарные постановления церковных соборов". 1937 г. стр. 483, 487).

В 1516 году Петр Помпонаций, из Мантуи, известный итальянский профессор, возглавлявший группу "аверрористов" (которые отрицали естественное бессмертие души) издал книгу под названием: "Трактат о бессмертии души", в которой выступил против существующего взгляда церкви.

Книга получила широкое распространение, особенно в итальянских университетах. В результате Петр Помпонаций вынужден был предстать перед инквизицией с соответствующим объяснением, а его книга была публично сожжена в Венеции.

Через некоторое время, 31 октября 1517 года Лютер прибил к двери Виттенбергской церкви свои знаменитые тезисы.

В опубликованной им "Защите 41 тезиса" Лютер назвал папское учение о бессмертии души "одним из отвратительнейших декреталиев Римской церкви" (Тезис 27). В 27 тезисе Лютер в своей "Защите" сказал: "Посему я допускаю, что папа может учреждать пункты веры для себя и своих верноподданных,- такие как: что хлеб и вино при причастии превращаются в таинство; что сущность Бога не имеет начала; что душа является реальной частью человеческого тела; что папа является императором мира, царем неба и богом земли; что душа бессмертна и что все эти отвратительнейшие декреталии Римской церкви даны для того, чтобы все соответствовало римско-католической вере - ее "благая" весть, ее "верноподданные", ее церковь; и чтобы уста могли упражняться в соответственной ничтожной пище, а запреты - могли быть достойным блюдом" (Веймарское издание трудов Лютера. Т. 7. 131, 132).

Архидиакон Френсиз Блекбурн в одном из своих сочинений "Краткое историческое обозрение спора о промежуточном состоянии", 1765 году писал: "На основании Священного Писания Лютер принял учение о том, что после смерти душа находится в состоянии сна - она спит, и приводил это место из Библии в доказательство против существования чистилища и поклонения святым. Такого убеждения он придерживался до конца своей жизни" (стр. 14).

В поддержку этой позиции Блекбурн приводит выдержки из учений Лютера.

ПРИМЕЧАНИЕ: "Лютеранский теолог доктор Т. А. Кантонен (Христианская надежда. 1594 г. стр. 37) подобным образом ссылается на позицию Лютера в следующих словах: "Лютер еще больше подчеркивал на воскресении, концентрируя внимание на библейском положении о смерти как о сне. Подобно тому как праведник засыпает и пробуждается утром, не зная что случилось, так мы внезапно воскреснем в последний день, не зная каким образом мы умерли и как находились в смертном состоянии". "Мы уснем, пока Он не придет и не пробудит из смертного сна и скажет: "Доктор Мартин, вставай!" Тогда я воскресну во мгновение ока и буду счастлив с Ним навсегда".

Ниже с некоторыми подробностями приводятся наиболее важные свидетельства Мартина Лютера и Вильяма Тиндаля, а также других богословов прошлого относительно данного вопроса.

16 столетие

Мартин Лютер (1493-1546) - немецкий реформатор и переводчик Библии.

Чистилище, которое предполагает сознательное мучение душ после смерти, побудило Лютера глубоко задуматься над этим вопросом и он пришел к выводу, что душа после смерти не мучится, а спит.

Хотя Лютер не всегда был последовательным, но основная его мысль во всех произведениях одна и та же, а именно, что души после смерти спят мирным сном, не ощущая ни радости, ни страданий. Мертвые ничего не сознают: они не видят, не чувствуют, не разумеют, ничего не знают о происходящих событиях. Лютер верил и утверждал, что в смертном сне есть полное и абсолютное неведение о состоянии смерти, ни о течении времени. Смерть - это глубокий, здоровый и сладкий сон. Мертвые покоятся во сне до дня воскресения. Во время этого события душа и тело оживут и снова соединятся.

Вот некоторые выдержки из его произведений: "Соломон,- читаем мы,- говорит, что мертвые спят и ничего не чувствуют.

Они не считают ни дней, ни годов, и когда пробудятся, им покажется, что прошло лишь одно мгновение" (Толкование на книгу Екклезиаста. 1573 г.).

"Мы, христиане: искупленные драгоценной кровью Сына Божьего, должны так укрепиться в вере, чтобы смогли презирать смерть и смотреть на нее как на глубокий и сладкий сон, считать гроб ни чем иным, как лоном Господа нашего Иисуса Христа, или раем; а могилу - ни чем иным, как мягким ложем покоя.

У Бога так оно и есть, потому что Спаситель в Ев. от Иоанна 11, 11 Сам говорит: "Лазарь, друг наш уснул". И в Мат. 9, 24 сказано: "Девица не умерла, но спит". Подобно этому и ап.

Павел в 1Кор. 15, удаляет из нашего поля зрения страшный призрак смерти и внушает нам приятную и радостную мысль о будущей жизни. Он говорит: "Сеется в унижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстанет тело духовное" (Христианские песни - латинские и немецкие - для употребления при похоронах. 1542 г. В трудах Лютера (1932 г.) том. 6. 287. 288).

"Таким образом, душа после смерти идет на ложе покоя и во время сна она не сознает ничего.

И только Бог может пробудить ее. Бог способен был пробудить Илию, Моисея и других и дать им жизнь. Как это происходит? Мы этого не знаем, но это нам понятно из сравнения с телесным сном из слов Божьих о том, что смерть - это сон, мирный покой. Спящий не знает всего, что делается по соседству с ним, и тем не менее он жив. Вопреки самой природе жизни он не ощущает происходящего. Такое же состояние мы переживем в тот момент, когда пробудимся от смерти для новой нетленной жизни" (Исповеди. Т. 1. 1759. 1760).

Приведем еще одну выдержку: "Мы должны научиться понимать смерть в истинном свете, чтобы не бояться смерти, как неверующие. Смерть во Христе - это лишь приятный, кратковременный сон, который уводит нас из долины слез, избавляет от греха и страха предстоящей смерти и от всех горестей жизни. Мы будем спокойно и беззаботно покоиться как в постели до того дня, когда Божий глас пробудит нас для вечной славы, где мы будем иметь радостную встречу с Его детьми. Называя смерть сном, мы знаем, что не останемся в таком состоянии вечно, но пробудимся и оживем и время смерти покажется нам мгновением. Тогда мы будем укорять себя за то, что нам не нужно было так тревожиться о приближении смерти, что она - лишь мгновение, после которого мы воскреснем из своих могил в нетленном и славном состоянии для встречи с нашим Господом Иисусом Христом на облаках небесных. Говоря о смерти святых, Св. Писание ободряет нас словами о том, что они уснули и приложились к своим отцам, т. е. своей верой и утешением во Христе победили смерть и ожидают своего воскресения вместе с раньше умершими святыми" (Краткое обозрение богословия Лютера, 242 стр.).

Вильям Тиндаль (1484-1536) - переводчик Библии, мученик инквизиции.

Англичанин Вильям Тиндаль, переведший Библию на английский язык, сделался защитником ожившего учения об условном бессмертии. Этот и ряд других пунктов Библии привели его в прямое столкновение с защитником папства Томасом Мором, то же родом из Англии.

В 1529 году Мор сильно восстал против "пагубной секты", возглавляемой Тиндалем и Лютером, поскольку последние учили о том, что "все души покоятся во сне до дня суда". В 1530 году Тиндаль ответил ему решительным образом, говоря: "Помещая усопшие души на небо, в ад или чистилище, вы тем самым разрушаете доводы, с помощью которых Христос и ап. Павел доказывают воскресение мертвых. Если же души и в самом деле находятся на небе, то что же мешает им уподобиться ангелам? И для чего в таком случае нужно воскресение?" (Ответ на диалог Томаса Мора. 1850 года. Книга 4. гл. 4. стр. 180. 181).

Тиндаль затронул самую сущность данного вопроса, указывая на попытки папства соединить свое учение о естественном бессмертии души с учением языческих философов. Он пишет: "Истинная вера надеется на воскресение, которое мы призваны ожидать каждую минуту. Языческие философы вообще отвергают воскресение, утверждая, что души живут вечно.

А папа старается соединить духовное учение Христа с плотским учением философов, что практически невозможно, как невозможно соединить в одно в верующем человеке Дух и плоть. Папа, имеющий плотский ум, соглашается с языческим учением и чтобы утвердить его, не страшится искажать Священное Писание" (Там же, стр. 180).

Далее, говоря в своем трактате о молениях, с которыми якобы можно обращаться к святым, Тиндаль ссылается на тот же довод, указывая, что как такового учения об усопших Святых на небе во дни Христа еще не было: "Томас Мор говорит: "Если они действительно Божьи, тогда они находятся на небе, потому что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Опираясь на эти слова и доказывая, что святые находятся на небе в небесной славе вместе со Христом,- Мор полностью извращает довод Христа, с помощью которого Он доказывает воскресение. Иисус говорит о будущем воскресении Авраама и всех святых, а не о том, что их души находятся на небе. Такого учения в мире до сих пор не было. Оно фактически лишает воскресение всякого смысла и делает слова Христа - ненужными" (Там же, стр. 118).

Тиндаль в своем рассуждении идет еще дальше, показывая явное противоречие между учением папы и учением ап. Павла.

Он с иронией замечает: "Нет, Павел, ты еще многого не знаешь. Иди к господину Мору и поучись у него. Если верующие не воскресают,- говорит он,- то им нечего печалиться и считать себя самыми несчастными людьми, так как сразу после смерти их души идут на небо и находятся там в таком же блаженстве, что и воскресший Христос". И я удивляюсь тому, что ап.

Павел не утешал фессалоникийцев этим учением, зная, что души умерших их близких находятся в небесном блаженстве, а утешал мыслью о воскресении. Если души согласно вашему учению находятся на небе в такой же славе как и ангелы, тогда скажите мне, в чем же смысл воскресения?" (Там же, стр. 118).

Джон Фрит (1503-1533) - сотрудник Тиндаля, казненный вместе с ним за свои убеждения, пишет: "Допустим, что некоторые находятся в аду, а некоторые - на небе (что само по себе противоречит Св. Писанию).

Тогда слова Христа о воскресении, о том, что мы вновь оживаем, теряют всякий смысл. Что же касается их места покоя, то я открыто говорю, что они находятся в руке Божьей" (Ответ Джону Фишеру).

Георг Вишарт (1500-1546) - ученый, друг Латимера, воспитатель Нокса, мученик. Вишарта обвинили в том, что он отвергал некоторые пункты католического вероисповедания, как то: тайную исповедь (священнику), преосуществление, соборование, святую воду, моление святым и чистилище.

В предъявленном ему обвинении пункт 16 касается распространения учения о смертном сне души.

Обвинение "XVI": "Ты лживый еретик, - говорится в нем,- открыто проповедовал, что душа человека спит до последнего дня суда и не обретет бессмертия, пока не наступит тот день" (Блекбурн. Историческое обозрение. Стр. 21).

БАПТИСТЫ

В своих "лекциях" по истории церкви ректор Геттингенского университета Иоанн Мосгейм свидетельствует о том, что многочисленные группы баптистов можно было встретить во всех провинциях Англии (Мурдок. Кн. 4. Гл. XVI разд. 3, 23). Один из пунктов их вероучения гласил: "Что душа после смерти до дня воскресения не ощущает ни радости, ни страданий. Она находится в бессознательном состоянии" (Там же).

С другой стороны, Кальвин, сильно встревоженный распространением этого учения во многих странах, в 1534 г. написал воинственный трактат "Психопанникия. (Сон души).

В нем он опровергал учение о том, что "душа умирает или спит" и утверждал, что эта пагубная ересь уже охватила тысячи людей.

Видя, что многие из ранних реформаторов приняли учение о том, что "душа спит", доктор Иосиф Пристли написал такие слова: "Если бы Кальвин с его большим авторитетом не выступил так резко против учения о "сне души", то учение о посмертном сознательном состоянии человека по сей вероятности рухнуло бы, так же быстро, как и учение о чистилище" (Извращения среди христианства. Т. 5. Стр. 229).

17-е столетие

Ричард (Роберт) Овертон - ученый, воин и памфлетист. "Смертность человека" 1643 год.

На первой странице этой книги он пишет: "Если весь человек согрешил, то это значит, что весь человек умер.

И никакого различия между душой и телом здесь нет.

А утверждение о том, что душа идет на небо или в ад является сплошным вымыслом. Бессмертие человека начинается только при воскресении, когда ему будет вынесено определение к погибели или ко спасению".

Самуил Ричардсон (1633-1658) - проповедник первой особой баптистской церкви в Лондоне.

В своем трактате "О муках ада" он писал: "Основание этого учения подвергалось тщательному исследованию и в конце концов было отвергнуто. С помощью неопровержимых доводов было доказано, что бесконечных мучений, якобы ожидающих человека после его смерти,- не будет" (1658 г.).

Джон Мильтон (1608-1674) - величайший из религиозных поэтов, секретарь Кромвеля.

В своем трактате "О христианском учении" (т. 1, гл. 13) он говорит о бессознательном сне человека после смерти до пришествия Христа и воскресения: "Всем известно, что человек состоит из тела и души (хотя невозможно определить эти подразделения).

В ходе своих рассуждений я покажу, что как весь человек, так и каждая часть его в отдельности в момент смерти лишаются жизни. Могила - это обитель для всех до наступления дня суда" (гл. 13).

Георг Витер (1588-1667) - христианский поэт, переводчик, епископ Емеса (1636 г.). Георг Витер был сторонником учения об условном бессмертии души, утверждал, что душа в смерти спит.

Джон Джексон (1686-1763) - ректор Россингтоского университета, автор следующих работ: "Диссертация о материи и духе" 1735 г. "О потустороннем мире" 1745 г. "Разница между истиной и ложной религией" 1750 г. В своих произведениях он опровергал учение о вечных муках.

Джон Канн (1590-1667) - баптистский проповедник из Бристоля, издававший произведения Овертона и придерживавшийся с ним одинаковых взглядов. Написал труд: "Ссылки Библии" 1682 г.

Джон Тиллотсон (1630-1694) - архиепископ Кентерберийский (его произведения изданы в 1683 г.) писал: "Нигде не видно, чтобы учение о бессмертии души подтверждалось Священным Писанием; оно принимается только на веру" (Труды, 1717 эд. Т 1. 749 стр.).

Доктор Исаак Барроу (1630-1677) - профессор греческого языка и литературы при Кембриджском университете. Считал вечную жизнь условной и верил в окончательное истребление нечестивых.

18 столетие

Доктор Вильям Говард (1657-1725) - лондонский врач, в своем "Очерке учении о душе", пишет: "Рассуждения о человеческой душе, предполагающие духовную и бессмертную субстанцию души, соединенную с человеческим телом,- суть языческий вымысел, противоречащий принципам философии, разума и религии" (1702 г.).

"Дальнейшие мысли относительно человеческой души" 1703 г.

Генри Лейтон (1607-1706) - член англиканской церкви, автор 12 книг об условном бессмертии. Вот главные из них: "Доказательства и ответы в диспуте относительно естества души" (1793 г.). "Исследование о душе" (1706 г.). "В своих трудах он доказывает, что мы в жизни существуем и движемся Христом. Умирая, мы покоимся в Нем до дня воскресения при Его Втором пришествии".

Иосиф Николь Скотт (1703-1769) - проповедник, помощник и сотрудник своего отца Томаса Скотта. Его важный труд: "Проповеди в защиту религии" (1743 г.). Во втором томе своих проповедей в защиту религии (проповеди 17 и 18) он утверждает, что жизнь получат только праведные, а все нечестивые будут истреблены.

Доктор Иосиф Пристли (1733-1804) - унитарий, ученый и философ. Он написал: "Исследования касающиеся материи и духа" в Трудах (том 3). В своем другом труде "История учения о состоянии мертвых" он пишет о том, что "душа при смерти находится в таком же бессознательном состоянии, как и тело".

Епископ Эдмунд Ло (1703-1787) - учитель колледжа имени святого Петра и архидиакон Стаффордшира. Он написал следующие труды: "Исследования. теории религии" (1749 г.). "Состояние мертвых" (1765 г.). В своих трудах он отвергает учение о посмертном сознательном состоянии души. Он считает смерть сном, отсутствием всякой жизни, мышления и действия,- состоянием покоя, безмолвия и забвения.

Петр Пекард (1718-1797) - глава Магдаленского и Кембриджского колледжей, диакон в Питсборо. Его труд: "Исследование учения о промежуточном состоянии между смертью и воскресением" (1756 г.). В своих трудах он пишет о том, что бессмертие не является естественным - оно суть дар в Иисусе Христе.

Архидиакон Френсиз Блекбурн (1705-1787) - из Клевеланда, ректор Ричмондского университета. Главный его труд: "Краткое историческое обозрение спора относительно промежуточного состояния" (1765 г.). Посвятил вопросу о состоянии души после смерти свой труд, в котором эта тема прослеживается на протяжении всего 18 века.

Епископ Вильям Варбуртон (1698-1779) - участник богословских споров. Написал труд: "Божественная миссия Моисея" (1738-1741 гг.). Называл верующих в вечные муки "Жестокими докторами".

Самуил Бурн (1714-1796) - из Ланкашира. Написал труд: "Христианское учение о будущем наказании" (1759 г.) и другие труды. В своих произведениях подчеркивает полное истребление неисправимых грешников.

Доктор Вильям Вистон (1667-1752) - баптистский богослов, профессор математики при Кембриджском университете. Важен его труд: "Размышление о вечных муках ада" (1740 г.). Отрицал учение о вечных муках и верил в полное истребление нечестивых.

Доктор Джон Тотти (1772-?) - священник церкви Христовой в Оксофрде, архидиакон Вурчестера. Написал труд: "Проповеди, сказанные в Оксфордском университете" (1775 г.). Выступал против учения о естественном бессмертии души.

Профессор Генри Додвелл (1641-1711) - из Оксфорда, классический богослов, прозванный ученым. Написал: "Письмо относительно бессмертия души" (1703 г.). "Естественная смертность человеческих душ" (1708 г.). В этих и в ряде других трудов о состоянии души после смерти он утверждает, на основании Св. Писания и первых отцов, что душа от природы смертна, свое бессмертие она обретает лишь по воле Божьей.

19 столетие

Епископ Тимофей Кендрик - член англиканской церкви. Написал: "Проповеди" (1805 г.). В этих проповедях он утверждал, что душа человека умирает вместе с его телом и обретает жизнь только при Втором пришествии Христа, в момент воскресения.

Доктор Вильям Томпсон (1819-1890) - архиепископ Йоркский. Написал труд: "Размышление о смерти" (1852 г.). В этом труде он писал, что жизнь нечестивого равнозначна его истреблению, поскольку вечно имеет право существовать лишь то, что угодно Богу".

Доктор Эдвард Вайт (1819-1887) - пастор церкви имени св. Павла, председатель конгрегационалистских церквей. Свыше 40 лет в числе других видных богословов отстаивал учение об условном бессмертии. Написал труды: "Жизнь во Христе" (1846 г.). "Эта неизвестная область" (симпозиум). "Бессмертие" (симпозиум). В 1883 г. он заявил: "После сорокалетнего исследования данного вопроса я пришел к твердому убеждению, что представление о бесконечных душевных и телесных страданиях, которое в Америке защищает Ингерсолл, а в Англии - Брадлаф, противоречит каждой строчке Св. Писания, равно как и нравственному чувству каждого человека" (Невыразимый дар. 1884 г. 22 стр.). В следующем году он дополнил эту мысль: "Ветхий завет последовательно открывает нам истину о вечной жизни детей Божьих и вечном истреблении нечестивых. Если Ветхий Завет принимать просто, без всякого предубеждения, то мы в нем находим последовательное стройное учение. Евангелия и послания с той же последовательностью и почти тем же языком говорят об участии нечестивых, что они умрут, исчезнут, не увидят жизни, подвергнутся полному и окончательному истреблению вместе с душой и телом в геенне огненной" (Гомилетический ежемесячник. Англия. Март 1885 г.).

Доктор Джон Томас (1805-1871) - издатель, апологет первоапостольской церкви, основатель Христодельфианской церкви. Верил, что нечестивые определены на окончательное истребление, а бессмертие - это дар в Иисусе Христе.

Г. Г. Добни (1809-1883) - баптистский проповедник из Мейдстауна (Англия). Написал: "Заметки лекций о будущем наказании" (1844 г.).

Архиепископ Ричард Вотли (1787-1863) - из Дублина, профессор и директор Оксфордского университета. Написал труд: "Обозрение откровений Св. Писания относительно будущего состояния". Учил, что в Библии нигде не говорится о том, что нечестивые останутся жить; напротив, везде подчеркивается, что они будут истреблены.

Декан Генри Альфорд (1810-1871) - из Кентербери, исследователь Библии. Написал: "Греческий Новый Завет". Он подчеркивал, что "вечная жизнь принадлежит только тем, кто живет в согласии с Богом".

Джеймс Пантон Гем - проповедник конгрегационалист из Бристоля. Написал: "Жизнь и смерть" или Теология Библии относительно смертного состояния человека.

Чарльз Ф. Худсон (1821-1867) - проповедник конгрегационалист и исследователь греческого языка и литературы. Написал труды: "Грех и благодать - их отношение к учению о будущей жизни" (1857 г.). "Христос - наша жизнь. Св. Писание говорит, что бессмертие даруется только чрез Христа" (1860 г.).

Доктор Роберт Дейл (1829-1895) - проповедник конгрегационалист из Бирмингема, издатель, председатель союза конгрегационалистов Англии и Уэльса; председатель первого международного совета конгрегационалистских церквей в 1891 году. О своем согласии с учением кондиционализма, т. е. об условном бессмертии, он открыто заявил в журнале перед съездом конгрегационалистов в 1874 году: "Вечная жизнь,- писал он,- это наследие тех, кто пребывает во Христе. А кто не пребывает в Нем, умрет второй смертью, из которой нет воскресения. Не думаю, чтобы мое отношение к кондиционализму подорвало авторитет моего учения относительно основных истин христианства. Что касается истины о тройственности Божества, то она остается неизменной. Учение же о воплощении, об искуплении, об оправдании верой, а также учение о суде согласно дел и учение о возрождении с позиции кондиционализма стали еще более наглядными и доступными нашему пониманию" (Отмечено Фреером в "Жизнь и труды Эдварда Вайт" 1902 г. стр. 354. 355).

Декан Фредерик Фаррар (1831-1903) - священник Вестминстерского аббатства, настоятель Кентерберийского собора. Написал: "Вечная надежда" (1877 г.). "Вера и милость". "Милость и суд" (1881 г.). В своих произведениях отрицал догмат о бесконечном сознательном страдании. В Св. Писании не нашел ни одного места, которое можно было бы истолковать в пользу этого учения.

Герман Ольсгаузен (1796-1839) - профессор богословия в Кеннигсберге. Написал: "Библейский комментарий на Новый Завет", т. 4. (1860 г.). Он говорит: "Во всей Библии мы не встречаем ни одного слова о бессмертии души. И даже самое наименование этого учения - ей чуждо" (Библейский коммент. на Новый Завет. 1860. Т. 4. 381 стр.).

Священник Генри Констейбл (умер 1894 г.) - из Ирландии. Написал труды: "Хадес: или промежуточное состояние человека". "Восстановление всего". "Продолжительность и природа будущего наказания". В своих религиозных трудах он свидетельствует о том, что не только учения о бессмертии души, но и самого названия такого учения в Библии нет.

Вильям И. Гладстон (1809-1898) - премьер-министр Великобритании и богослов. В своем труде "Вспомогательное изучение к трудам епископа Батлера" после серьезной критики апологии епископа Батлера, в которой тот отстаивает учение о естественном бессмертии,- Гладстон пишет: "Мысль о естественном бессмертии души (в противоположность учению Библии) стала утверждаться в христианской церкви лишь со дней Оригена" (Вспомогательное изучение к трудам епископа Батлера. Стр. 184).

"Учение о естественном бессмертии не стало предметом широкого обсуждения и не было подвергнуто строгому и точному анализу. Оно вкралось в церковь так сказать с заднего входа, незаметным образом и с молчаливого согласия столпов церкви получило печать авторитета" (Там же, стр. 195).

"Следует отметить еще одно весьма важное обстоятельство, а именно, что учение о естественном бессмертии души совершенно чуждо духу Св. Писания. Оно не имеет под собой иной почвы, кроме хитроумного, но широко и серьезно оспариваемого философского суждения" (Там же, стр. 197).

"Если признать, что согласно изволению Божьему существует вечное мучение, тогда характер Всемогущего ставится под сомнение. Если же согласиться с тем, что наказание, каким бы оно ни было, не может быть вечным,- тогда с точки зрения человеческого суждения характер Божий вполне оправдан" (Там же, стр. 241).

Иосиф Паркер (1830-1902) - конгрегационалист, проповедник из Лондона. В книге "Библия для народа", т. 1 на Бытие, он говорит: "В духе любви, которая характеризует все действия Божьи, Бог ставит перед человеком вопрос: желает ли он избрать жизнь и быть подобным Ему или же готов принять тьму и вечную смерть. Бог не говорит человеку: "Я сделаю тебя бессмертным, и ты, независимо от твоего желания, будешь жить вечно". Нет, Он создал его способным к жизни, предусматривая для него в конечном итоге вечную жизнь. Он призывает человека стремиться к этой возвышенной цели, заверяя его, как только может заверять Сам Бог, что Он не имеет радости в смерти грешника, но хочет, чтобы он жил. Это учение, по моему мнению, упрощает и вместе с тем возвеличивает историю человечества, переданную в Библии.

Жизнь и смерть не предложены ни одному из животных. Они предложены только человеку. Человек может жить, он предназначен, чтобы жить, он призван, чтобы жить. Провидение и план спасения трудятся над тем, чтобы он жил. Зачем же ему умирать?" (Библия для народа. Т. 1. 126 стр.) Говоря об окончательном удалении греха из вселенной, Паркер добавляет: "Под уничтожением зла я не понимаю заключения его в нравственную темницу, которая с течением времени разрастется до такой степени, что станет пристанищем для миллионов нечестивых грешников. Под уничтожением зла я понимаю его полное и окончательное истребление, в результате чего во всей вселенной не будет больше ни пятна, ни порока,- она станет обителью безгрешных творений". (Там же, стр. 160.) В своем комментарии к книге "Истребление Содома" Паркер категорически отвергает мысль о том, что "Бог не властен отнять у сотворенного им человека жизнь или эту жизнь возвратить ему". Он говорит: "Если бы человеку были даны жизнь и бессмертие, какими обладает только Бог, то он возгордился бы и стал превозноситься над делами рук Своего Творца. Учение о бессмертии души представляется мне полнейшей нелепостью. Его даже трудно назвать небогохульным. Бог оставил за Собой право - взять обратно то, что Он дал, потому что все Его дары предлагаются на условиях, которые не нуждаются ни в каком пересмотре и исправлении" (Там же, 222 стр.).

"В случае с Содомом мы имеем пример полного и вечного истребления. Из Нового Завета мы узнаем, что Содом подвергся казни огня вечного, т. е. огня, который привел Содом к полнейшему уничтожению, и тем самым исполнил намерение Божье. Огонь был вечным,- это правда. Но это не значит, что Содом продолжает гореть и сегодня. Дым их (т. е. жителей Содома) мучения, будучи дымом вечного огня, поднимался вечно, т. е. постоянно, но, как известно, в наши дни в той местности не видно никакого дыма.

Под выражением "огонь вечный" нельзя понимать время в его буквальном значении: оно скорее обозначает его основательное, абсолютное, совершенное и окончательное действие,- нечто совершившееся раз и навсегда". (Там же, стр. 223).

Епископ Иоанн Д. С. Перрон (1823-1904) - ученый языковед в области еврейского языка, член англиканской церкви, епископ Вурчестера. Написал "Лекции о бессмертии" (1868 г.). В них сказано: "Бессмертие души в Ветхом Завете нигде не доказывается и не подтверждается" (Лекции о бессмертии. 31). Георг Г. Стоукс (1820-1903) - профессор математики при Кембриджском университете, президент королевского общества. Участвовал в симпозиумах: 1. "Эта неизвестная область" (1889 г.). 2. "Симпозиум о бессмертии". Он подчеркивает: "Естественно, что после утраты бессмертия вследствие грехопадения человек инстинктивно стремясь к бессмертию, вообразил себе, что в его существе есть что-то бессмертное. Поэтому, если мы желаем знать что-либо о человеке и его промежуточном состоянии между смертью и воскресением,- мы должны обратиться к откровению" ("Эта неизвестная область", стр. 829).

"Вследствие грехопадения человек утерял свою первоначальную сущность и отныне будущая жизнь дается ему не по праву рождения, а по действию божественной благодати.

Искать же в нынешнем плотском естестве человека признаки бессмертия, допуская, что последний одарен возвышенными умственными способностями,- хотя они и не используются по назначению,- это все равно, что искать живых среди мертвых.

Свою гарантию на бессмертие человек должен искать не в себе, а за пределами своего "я" (Симпозиум о бессмертии, 123 стр.).

Доктор В. А. Браун (1865-1943)- один из руководителей Нью-Йоркской унионной семинарии в своем труде: "Христианская надежда" (1912 г.) говорит: "От Израиля вышло учение о воскресении и пришествии, от греков - учение о естественном бессмертии".

Доктор Д. Агар Бит (1840-1924) - профессор, методист в своем предисловии к труду: "Бессмертие души" пишет: "Следующие страницы. являются опровержением учения, которое в течение многих веков почти всеми воспринималось за библейскую истину, но которое по букве и духу совершенно чуждо Св. Писанию, потому что заимствовано из греческой философии. До последнего времени это небиблейское учение оставалось сравнительно безвредным, но теперь оно начинает приносить весьма печальные плоды. Конечно, многие могут говорить, что это учение, как впрочем некоторые другие, хотя и не совсем ясно выражено в Библии, тем не менее оно подразумевается. Те, кто свое учение утверждает на авторитете Библии, должны доказать, что оно происходит от Него. Но таких доказательств нет" ("Бессмертие души", 5 издание, 1902 г. Предисловие).

Доктор Р. Ф. Уэймаус (1822-1902) - переводчик Нового Завета на современный английский язык. В связи с работой над Новым Заветом, он пишет следующее: "Трудно представить себе более грубое извращение языка, чем то, которое мы встречаем при переводе пяти-шести выразительных, конкретных греческих слов, обозначающих полное уничтожение или истребление. Но в эти слова вкладывается иной смысл, якобы предполагающий "вечное и вместе с тем несчастное существование". Если белое заменить черным, то в сравнении с данным толкованием это будет выглядеть не столь абсурдно" (Цитировано Эдвардом Вайт в книге: "Жизнь во Христе". 1878 г. стр. 365).

Ричард Френсиз Уэймаус дает следующее примечание на 1Кор. 15, 18: "Поэтому и умершие во Христе "погибли",- здесь апостол очевидно имеет в виду: "прекратили существование". К Евр. 9, 27 он делает следующее примечание: "Употребление таких новозаветных слов, как "смерть", "истребление", "огонь", "погибель",- описывающие будущее возмездие, свидетельствует о переживании страданий, которые окончатся смертью человека,- полным прекращением его существования. Такая участь ожидает тех, кто своим упорным отвержением Спасителя делает себя неисправимым грешником".

На Откровение 4, 11: "В данном стихе нет ничего, чтобы указывало на вечные мучения. Подобным же образом и "наказание", о котором говорится в Мат. 25, 46, не дает нам никакого понятия о продолжительности времени наказания".

На Откровение 20, 10: "Озеро огненное" - означает сильное страдание и полное, окончательное уничтожение".

Доктор Лейман Абботт (1835-1922) - конгрегационалист, проповедник и издатель журналов: "Христианское единство" и "Обозрение". Участвовал в симпозиуме: "Эта неизвестная область". 1889 г. В этом труде он говорит: "Вне стен Иерусалима, в долине сынов Гиннома (откуда и слово геенна) постоянно горел огонь. Туда сваливали мусор и отбросы со всего города. Это и есть огонь ада Нового Завета. Христос предупреждает Своих слушателей о том, что постоянное упорство во грехе сделает их подобными отбросам, которые сваливали за святым городом Иерусалимом для полного истребления. Червь, который не умирает - это червь, пожирающий мертвецов. Он является символом не вечного мучения, а полного и окончательного истребления" ("Эта неизвестная область", стр. 72).

"Мысль о том, что окончательное наказание за грех есть продолжение жизни в грехе и страдании,- в моем представлении,- частично основано на ложном понимании сущности человека.

Согласно такому пониманию, человек по своей природе бессмертен. Я пришел к выводу, что по учению науки и Библии человек - это живое существо и подобно всем другим живым существам - смертен. Бессмертие относится только к духовной жизни, а эта духовная жизнь возможна только в общении с Богом. Одним словом, бессмертие предназначено для людей не при творении, а при искуплении, и при том только для тех, кто избрал жизнь и бессмертие через Господа нашего Иисуса Христа" (Там же, стр. 72).

Доктор Эдвард Бичер (1803-1895) - конгрегационалист, богослов, президент Иллинойского колледжа, говорит: "Библия не только признает, она категорически отвергает естественное врожденное бессмертие души.

Она убеждает нас в том, что бессмертие имеет только Один Бог (1Тим. 6, 16). Под этим мы понимаем бессмертие в самом высоком смысле слова, т. е. врожденное бессмертие; бессмертие, составляющее неотъемлемую часть Его естества. Все, кроме Него Самого, является Его творением и Им созиждется. Люди, вопреки учению Платона, не являются вечными существами, имеющими жизнь в самих себе, бессмертными по своей природе. Врожденной бессмертной души как таковой - не существует.

Бог поддерживает жизнь каждого сотворенного Им существа и может по Своей воле отнять ее" ("Учение о библейском воздаянии", стр. 58).

Доктор Эммануил Петавел-Олифф (1836-1910) - швейцарский богослов, лектор при Женевском университете. Написал труды: "Борьба за вечную жизнь". "Прекращение зла", 1889 г. "Проблема бессмертия". Доктор Френз Дилич (1813-1890) - профессор, специалист в области еврейской истории. Написал труд "Новый комментарий на Бытие". В нем он пишет: "Во всей Библии нет ни единого намека о врожденном бессмертии души" (Коммент. на Быт. 3, 22). "С библейской точки зрения душу можно погубить, иначе говоря, она смертна" (Коммент. на Числ. 23, 10).

Епископ Чарльз Д. Елликотт (1820-1905) - из Бристоля, председатель английского ревизионного комитета, в журнале "Цейлонский евангелист" за октябрь 1893 год пишет: "Невозможно представить себе, чтобы там, где есть Бог все и во всем было какое-либо темное место; то место, где в бесконечном мучении и с проклятием на устах нечестивые руки грешников поднимались бы против Отца и Бога вечной любви".

Доктор Георг Дана Бордман (1828-1903) - проповедник первой баптистской церкви в Филадельфии, основатель кафедры христианской этики при Пенсильванском университете. Он написал труд "Изучения, касающиеся творческой недели" (1880 г.). По поводу бессмертия он пишет следующие слова: "Во всем Священном Писании, насколько мне известно, начиная от Бытия и кончая Откровением нет ни одного места, которое бы говорило о естественном бессмертии человека. Напротив, Священное Писание подчеркивает, что бессмертие имеет только Один Бог (1Тим. 6, 16), т. е. только Бог имеет жизнь в Самом Себе и в истинном смысле слова - бессмертен" ("Изучения, касающиеся творческой недели", стр. 215-216). "Если же человек станет бессмертен,- это бессмертие только будет даровано ему в будущем.

Он получит бессмертие не потому что он был создан таким, но потому что он стал таким, получив бессмертие от Того, кто Один обладает безусловным бессмертием. В этом смысле дерево жизни посреди рая является символом и залогом вечной жизни. Это видно из следующих слов о грехопадении: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как Один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы хранить путь к дереву жизни" (Быт. 3, 22-24). Если человек по своей природе был бессмертен, то какую нужду он имел в дереве жизни? Ясно одно: условием бессмертия всего человека (его духа, души и тела было употребление плодов этого чудного дерева" (Там же, стр. 216).

Д. Г. Петтингелл (1815-1887) - конгрегационалист, секретарь правления конгрегационалистских иностранных миссий. Написал следующие труды: "Бесконечная нищета", "Всеобщее спасение или условное бессмертие" (1878), "Платонизм против христианства" (1881), "Вечная жизнь - что из себя представляет? Где будет? Кто наследует?" (1882), "Невыразимый дар" (1884).

В своем труде "Вечная жизнь" он пишет: "Примечательно, что учения о вечном мучении мы не находим ни в учении апостолов, ни в Никейском символе веры, ни в двух основных символах веры 16 столетия, а именно в символе веры французской реформаторской церкви и в 39 тезисах англиканской церкви. Мы убеждены, что утверждение этого догмата в протестантских церквах есть следствие средневековых ошибок и умозрительных теорий платонизма.

Исследуя Писания первых отцов церкви: Варнавы, Климента Римского, Гермеса, Игнатия, Поликарпа, Юстина-мученика, Феофила Антиохийского, Иринея, Климента Александрийкого, мы видим, что все они придерживались апостольского учения об истреблении нечестивых. Догмат о вечном мучении проник в церковь под усиливающимся влиянием философии Платона" (Вечная жизнь, стр. 66-67).


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Известные богословы о бессмертии души.
СообщениеДобавлено: Пт май 22, 2009 12:31 pm 
20 столетие

Священник Вильям Х. М. Хей Эткин (1841-1927) - англиканский руководитель миссионеров - говорит: "Учение о вечном мучении больше не оказывает своего влияния на здравый смысл и нравственное сознание человечества.

Люди не верят и не желают верить, что безгранично благой и милосердный Бог способен подвергнуть свои творения (Деян. 17, 28-29) бесконечному мучению как наказание за грехи и ошибки, допущенные ими в течение немногих лет жизни на земле". (Предисловие к книге Эрика Левиса "Жизнь и бессмертие", 1949 г.).

Эрик Левис (1864-1948) - работник Кембриджского университета, миссионер, трудившийся в Судане и Индии.

Написал труды: 1. "Жизнь и бессмертие" - 1949 г. 2. "Христос - первые плоды" - 1949 г.

Левис подводит итог своим размышлениям о бессмертии в следующих словах:

1. "Человек смертен. Его бессмертие - не свойство, присущее ему от рождения, а дар Божий во Христе на условии веры и послушания, посредством обитания в нем Духа Божьего. И это бессмертие он получит при воскресении".

2. "После смерти весь человек (как его душа, так и плоть) умирает и возвращается в прах".

3. "После смерти дух человека, который не может существовать отдельно от тела, возвращается к Богу, Который дал его, в то время как человек погружается в бессознательный сон до дня воскресения".

4. "При воскресении Бог возвращает человека к жизни, вдыхая в него Свой Дух. Тогда земные тела праведных при воскресении преобразятся в духовные, прославленные тела сообразно славному телу воскресшего Господа".

"Одни из людей воскреснут для суда, другие - для вечной жизни. Те, чьи имена не будут найдены записанными в книге жизни, будут брошены в озеро огненное для окончательного истребления и сгорят как солома. О длительности их мучения знает только Бог; Он будет судить их по делам. Это есть "смерть вторая", из которой нет воскресения". ("Христос - первые плоды", стр. 79).

Доктор Вильям Темпль (1881-1944) - бывший архиепископ Кентерберийский, патриарх Великобритании. Написал труды:

1."Христианская вера и жизнь" - 1931 г.

2. "Лекции о бессмертии" - 1931 г.

3. "Природа, человек и Бог" - 1953 г.

В своих трудах он пишет: "Учение о будущей жизни побуждает нас очистить ясное учение Священного Писания от посторонних наносов, которые очень быстро способны затемнить его" ("Природа, человек и Бог" стр. 460).

"Ни по своей природе, ни по данному праву человек не является бессмертным.

Но через воскресение из мертвых он может обрести жизнь вечную, если будет веровать в Бога и примет Его условия" (Там же, стр. 472).

"Но разве нет таких мест в Св. Писании, которые бы говорили о бесконечном мучении погибших? Насколько я понимаю, таких мест нет" (Там же, стр. 464).

"В конце концов истребление - это вечное наказание, но отнюдь не бесконечное мучение" (Там же стр. 464). "Можно смело сказать одно, а именно, что вечного мучения не существует. Если бы люди не усвоили греческую небиблейскую мысль о естественном бессмертии души, то в Новом Завете они нашли бы учение не о вечном мучении, а о полном истреблении. Вечным назван огонь, а не жизнь людей, подверженная этому огню" ("Христианская вера и жизнь", стр. 81).

"Как можно представить себе рай для некоторых рядом с адом для тех, которые будут вечно мучиться в нем? Может ли рай быть раем для матери, если ее родное дитя будет мучиться в аду?" (Там же, стр. 454).

Доктор Герард ван дер Лиф (1890-1950) - профессор Гронингенского университета. Написал труд: "Бессмертие или воскресение", 1947 г.

Комментируя Екклезиаста 3, 19-21, он пишет: "Врожденное бессмертие - суть понятие, вполне соответствующее философии пантеизма. Со смертью же связано не бессмертие, а воскресение" ("Бессмертие или воскресение" стр. 30).

"Церковь, несмотря на то, что она многое приняла от духа еллинизма, всегда придерживалась учения о телесном воскресении. Тело человека умирает и даже дух, который в нем и душа перестают существовать. Душа также умирает. Но вся жизнь человека будет обновлена Богом. Бог воскресит его "в последний день" (Там же, стр. 32).

"Бессмертие имеет только Бог (1Тим. 6, 16). Человеку Он дал обетование о воскресении." "Творение обновится, станет новым творением и это обновление есть воскресение от Бога" (Там же, стр. 36).

"Многие проповедники в последнее время не решаются прямо говорить о бессмертии. Раньше, когда в сознании людей были "тленное тело" и "бессмертная душа",- проповедь о вечной жизни не имела никакого эффекта. Этими представлениями о бессмертии души проникнуты все старые духовные книги и сборники псалмов. И по сей день людей, находящихся в доме плача или стоящих на краю могилы утешают из того же источника,- но этот источник не христианского происхождения, он связан с еллинской философией и противоречит сущности христианской веры" (Там же, стр. 20).

Доктор Эбрей Р. Вайн (1900.) - издатель конгрегационалистского журнала, профессор Йоркширского колледжа. Написал труд: "Подход к Христологии", 1948 г. В нем он пишет: "Учение о естественном бессмертии духа исходит скорее от еллинов, чем от христиан" ("Подход к Христологии", стр. 314).

"Понятию о естественном бессмертии мы должны противопоставить тот факт, что только Бог имеет жизнь в Самом Себе и что все существует лишь по Его воле. Поэтому, называя что-либо или кого-либо бессмертным, мы должны помнить о том, что истинным бессмертием в самом высоком смысле слова обладает только Бог" (Там же, стр. 315).

Доктор Мартин Д. Хейнекен - профессор систематического богословия Лютеранской духовной семинарии в Филадельфии. Написал книгу: "Основы христианского учения". 1949 г. Говоря о человеке как цельной личности, он заявляет: "Из библейского повествования о сотворении человека мы знаем, что Бог образовал человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою. Многие в этом усматривают смысл, что Бог создал душу, т. е. личность и лишь после этого поместил ее во временную храмину, в тело человека, образованное из праха земного. Но это понятие - ложное, делящее человека на два начала. На самом же деле человек должен рассматриваться как единое целое" ("Основы христианского учения", стр. 36-37).

"Мы имеем дело с цельной личностью, а не с чем-то неопределенным, называемым душой, которая пребывает в доме, называемом телом, хотя в действительности тело является единой сущностью вместе с душой, но не отдельной частью личности" (Там же, стр. 38).

Затем, переходя к вопросу о бессмертии души, он продолжает: "Некоторые люди верят, что в каждом человеке есть неизменная, неуничтожимая сущность, обладающая безусловным бессмертием.

Она не подвержена действию времени и не имеет ни начала, ни конца. Она всегда была и всегда будет. Она пришла в этот материальный мир из царства вечности, куда она вновь возвратится" (Там же, стр. 133).

"Такое учение о бессмертии души ни в коем случае нельзя отождествлять с христианским. Христиане верят, не в бессмертие души, а в воскресение и в свою постоянную связь с Богом, источником вечной жизни.

В основе христианского дуализма - не душа и тело, вечный разум и предметы преходящего материального мира,- а взаимоотношение Творца и творения.

Человек есть индивидуальная личность, нравственно ответственная лишь перед своим Творцом и Судьей. В самой себе она не имеет жизни или бессмертия. Своим происхождением человек обязан Творцу. На земле он живет столько лет, сколько ему назначено Божьим Провидением. Как возмездие за грех он пожнет смерть" (Там же, стр. 133-134).

"Свое будущее люди представляют следующим образом: после смерти душа отделяется от тела и предстает пред Богом на предварительный суд (о котором в Писании нигде не говорится), после чего переходит в предварительное состояние блаженства или осуждения. При звуке последней трубы тело воскресает и соединяется с душой, чтобы как одно целое еще раз предстать пред окончательным публичным судом и обрести навеки благословение или проклятие. Неудивительно, что при таком представлении люди перестали придавать значение воскресению и ограничились лишь надеждой на искупление души" (Там же, стр. 135).

"Умереть в таком случае означает: перейти к воскресению и суду в конце времени. Если кто-либо скажет, что все люди спят до тех пор, пока не услышат звук последней трубы, то что значит время сна для спящих? Переход от момента смерти до момента воскресения покажется им одним мгновением, подобно тому, как ложась вечером в постель и вставая утром после сна, мы не замечаем, сколько прошло времени" (Там же, стр. 136). Давид Р. Девис (1889.) - ректор университета имени святой Марии Магдалины в Англии. Написал труд: "Искусство рекламного, неискреннего покаяния", в котором говорит: "Душа человека не обладает абсолютным бессмертием - ее можно погубить.

Библия не дает нам никакого основания считать, что душа не подвластна ни смерти, ни уничтожению. Душу можно уничтожить, погубить.

Учение о бессмертии души основано не на Библии, а на еллинской философии. Библейское учение о душе признает только воскресение из мертвых. Человек - это сотворенное существо. Бог создал его из ничего. Человек был предназначен для бессмертной, вечной жизни, но вследствие своего неповиновения Богу он сделался смертным" (Стр. 84).

"Идея о бессмертии души восходит к греческой философии, предполагающей будущую жизнь в "хадесе" - в потустороннем царстве теней, где душа проводит полусознательное (сумеречное) существование.

Мы заменили греческое слово "хадес" словом "ад", под которым понимаем место мучения.

Но греческое слово "хадес" не означает места мучения. "Ад" как место мучения происходит скорее от еврейского понятия о геенне, чем от греческого понятия о хадесе, поскольку хадес по представлению греков означал более элементарное, призрачное существование, лишенное всяких чувств и страданий. Это был продукт извращенного представления греков о человеке, состоящем из души и тела. Они думали, что после смерти душа человека выходит из тела, как из темницы, чтобы проводить в дальнейшем самостоятельное существование. Еврейское же представление о человеке было совсем другим. Согласно Библии человек представляет собой единство жизни и духа, проявляющееся одновременно как тело и душа. Так как человек сделался смертным, то и душа его стала смертной. Человек не есть нечто, составленное из двух отдельных субстанций,- материи и духа,- а представляет собой единство духа, функционирующее как душа и тело. И это единое целое - человек - сам по себе смертен" (Там же, стр. 84-85).

Доктор Басил Ф. К. Аткинсон, библиотекарь при Кембриджском университете. Написал: "Карманный комментарий Библии". Часть первая: Книга Бытие. 1954 г. Комментируя Быт. 2, 7, он пишет: "Некоторые считают, что согласно содержанию данного стиха речь идет о бессмертии духа или души.

Утверждают, что быть сотворенным по образу Божьему - значит быть сотворенным бессмертным. Но Библия нигде так не говорит. Если же допустить, что в ней говорится о бессмертии души, то почему бы в таком случае не говорить о ее всеведении и вездесущности,- т. е. свойствах, которые присущи только Безначальному? Почему же говорят только о бессмертии души? Дух жизни был вдохнут не в сердце человека, а в его лицо, что свидетельствует о физической жизни.

Во всей Библии человек без Христа предстает пред нами как создание из праха и пепла, в которое Господь вложил дух жизни. Греческие же философы были склонны считать человека бессмертной душой, помещенной в тело как в темницу. Такое представление, хотя и противоречащее Библии, постепенно утвердилось в сознании многих христиан" (стр. 32).

Доктор Эмиль Бруннер (1889.) - профессор систематического и практического богословия при Цюрихском университете. Написал книгу "Вечная надежда", 1954 год.

Проанализировав распространенное традиционное понятие о продолжении жизни души после смерти тела в свободном независимом состоянии, он говорит: "В истории западного мышления учение Платона о бессмертии души получило особое значение. Оно настолько глубоко проникло в сознание западно-европейского человека, что было усвоено и даже объявлено (на Латеранском соборе в 1512-1513 гг.) как догмат, несогласие с которым считалось ересью" ("Вечная надежда", стр. 100).

Затем он прибавляет: "Лишь недавно в результате более глубокого понимания Нового Завета появилось серьезное сомнение относительно совместимости этого учения с христианским понятием о взаимоотношении Бога и человека" (Там же, стр. 100). По учению Платона "тело было смертно, а душа бессмертна.

В смертной оболочке сокрыта вечная субстанция, которая в момент смерти тела выходит из него и обретает свободу" (Там же, стр. 101).

Подметив, что это двойственное понятие о человеке не соответствует христианскому учению, он говорит: "Если согласно учению о бессмертии души нет никакого возмездия за грех, то в этом случае смерть совершенно не страшна, что находится в непримиримом противоречии с христианским учением" (Там же).

Комментируя дальше "учение о бессмертии души" (стр. 105), которое средневековое христианство восприняло от "греческой философии",- он замечает, что впоследствии для христианства стало "крайне чуждым свое собственное учение". И далее он прибавляет: "Мнение о том, что мы, люди бессмертны, потому что наша душа имеет божественную сущность, которую невозможно уничтожить,- не совместимо с библейским учением о Боге и человеке" (Там же, стр. 105-106).

"Философская вера в бессмертие подобна эху, которое отражает и одновременно искажает первоначальное Слово божественного Творца. Она - ложная, потому что не учитывает потерю первоначального предназначения человека через его грехопадение" (Там же, стр. 107).

Доктор Рейнольд Нибур (1892.) - профессор унионской богословской семинарии.

Написал труд "Природа и судьба человека" - 1955 г.

Сравнив два противоположных понятия о человеке - греко-римское и библейское,- Нибур делает вывод о том, что в мышлении средневекового католицизма оба они фактически сгладились и слились в одно понятие ("Природа и судьба человека", т. 1, стр. 5).

Классический взгляд, согласно которому душа или дух бессмертна - неразрывно связан с дуалистическим, т. е. двойственным, понятием о человеке (стр. 7).

Но евреям,- замечает он,- "понятие о бессмертной душе в смертном теле во все века оставалось чуждым" (Там же, стр. 13).

"Платонизм Оригена полностью разрушает библейское понятие о единстве человека" (Там же, стр. 153).

"Платоническое понятие Григория Ниссанского о взаимоотношении души и тела наглядно выражено им в его сравнении золота с породой" (Там же, 172 стр.).

"Библейское учение о воскресении тела современному мышлению кажется оскорбительным.

Поэтому оно было заменено учением о бессмертии души, в котором якобы, более возвышенно и понятно выражена надежда на жизнь вечную" (Там же, т. 2, стр. 294).

"Бессмертие души скорее рассматривается как человеческая возможность или способность обрести его. И тем оно отличается от воскресения. Все благовидные и неблаговидные доказательства о бессмертии души являются всего навсего лишь попыткой человеческого разума управлять жизнью. Люди стараются доказать, что вечная сущность, заложенная в человеческом естестве, достойна и способная жить после смерти" (Там же, т. 2, стр. 295).

"Христианская надежда на жизнь вечную и фактическая история человечества выглядят куда более разумно, чем всевозможные противоречивые учения, стремящиеся доказать бессмертие с помощью естественной способности человека и его происхождения" (Там же, т. 2, 298 стр.).

Доктор Кентонен (1900.) - лютеранин, профессор Гамской духовной академии, член всемирной лютеранской федерации по вопросам богословия. Его труд "Христианская надежда" - 1954 г.

Он пишет: "Влияние еллинской философии, особенно в лице Александрийского богословия, выразилось в одухотворении эсхатологии (т. е. конечной судьбы мира и человека), в превращении ее в постоянное внутреннее очищение и процесс достижения бессмертия души" (Христианская надежда, стр. 20).

"Примитивный анимизм с его понятием об отделении духа (или души) от тела, который продолжает, якобы, вести призрачное существование после смерти человека и даже может вступать в общение с живыми,- по-прежнему лежит в основе многих нынешних популярных религий.

С богословской же точки зрения более важным и влиятельным является греческое понятие о бессмертии души, которое нашло свое классическое выражение в философских суждениях Платона 400 лет до Христа. Поскольку для христианского богословия в период его формирования платонизм был источником наиболее утонченной и изощренной формы мышления, то не удивительно, что многие отцы церкви отождествляли христианское учение о вечной жизни с платоническим учением о бессмертии и что в конце концов пятый Латеранский собор (1512-1517 гг.) принял это учение как один из догматов церкви" (Там же, стр. 27).

"Характерным признаком западного мышления со дней Платона было резкое разграничение души и тела. Тело считалось созданным из материи, а душа - из духа. Тело - это темница, из которого после смерти душа освобождается, чтобы продолжать самостоятельное нематериальное существование. Вследствие своей нематериальной сущности душа считается неистребимой. Отсюда жизнь после смерти рассматривается как способность души сопротивляться смерти, существовать вечно. А тело при этом имеет лишь второстепенное значение. Такой образ мышления совершенно чужд Библии. Вопреки еллинскому понятию, но в полном согласии со Священным Писанием христиане верят не в бессмертие души, а в воскресение тела" (Там же, стр. 28).

"Душа не является отдельной частью человека, имеющей свою собственную субстанцию" (Там же, стр. 29).

"Христианской религии ничего не известно о бессмертии человека. Бессмертие человека означает отрицание смерти, непризнание ее как суда, как возмездие со стороны Бога. Христианская религия знает лишь пробуждение человека от фактической смерти посредством силы Божьей. Жизнь после смерти возможна лишь через пробуждение, воскресение. Бессмертия души как такового - нет, а есть воскресение всего человека (его души и духа) от смерти. Единственное бессмертие, которое признает Библия,- это бессмертие личного общения человека с Богом в Иисусе Христе" (Там же, стр. 33).

"Библия не делает никакого различия между человеком и животным на том основании, что человек - имеет бессмертную душу, а животные - нет. Люди, животные и даже растения,- подобны в смерти.

В наших рассуждениях о будущей жизни нам не стоит прибегать к спиритизму, или ко всевозможным гипотезам. Вопрос о смерти и жизни после смерти станет ясным и простым для нас, если мы будем верить в Бога, способного взять в нас жизнь и снова вернуть ее через воскресение. Без победы Христа над смертью и нашей уверенности в том, что мы участники этой победы,- жизнь сама по себе не заключает для нас никакой надежды и не имеет никакого смысла.

"В Св. Писании есть немало доказательств о том, что как тело так и душа смертны. Эти доказательства померкли вследствии засилья еллинского учения о естественном бессмертии души, вытеснившим собой Священное Писание" (Там же, стр. 34).

"В библейском учении есть два неопровержимых факта: факт о смерти и факт о воскресении из мертвых при Втором пришествии Христа. Между смертью человека и пришествием Христа - есть интервал, который по мнению большинства людей составляет большой период времени" (Там же, стр. 36).

"В противоположность римско-католическому учению связанному с понятием о чистилище, протестанты полностью отвергают всякое понятие о нейтральном состоянии ожидания и учат, что душа человека после смерти сразу переходит в состояние мучения либо блаженства" (Там же, стр. 37).

"Если смерть означает вход на небо, тогда воскресение и Божий суд теряют всякое значение" (Там же, стр. 38).

"Отдельно от тела душа не существует. Весь человек (тело и душа) умирает и весь человек вместе с телом и душой будет воскрешен в последний день. Человека после смерти ожидает лишь окончательное воскресение и суд. Никакого периода ожидания нет, ибо ожидание связано со временем, а после смерти время не имеет никакого значения. Мы, живущие, можем в определенном смысле сказать, что мертвые спят и вполне согласимся со словами Лютера, что для спящего прошедшие столетия равны одному мгновению. Мы можем даже утверждать, что умершие в вере обрели свою обитель у Господа в том смысле, что их борьба и страдания окончились и они достигли того, к чему стремились" (Там же, стр. 96-97).

"Окончательное решение судьбы нечестивых - это не их бесконечное мучение, но совершенное уничтожение. Понятие о вечной смерти должно согласоваться с дополнительным оттенком значения новозаветного взгляда о смерти в общем (аполея) как уничтожении или истреблении. Защитники этой точки зрения претендуют, что идея о вечном наказании покоится на платоновском понятии о естественном сохранении души и что здесь нужен разумный подход, чтобы доказать ложность такого понятия. Лишь на таком основании можно доказать сущность естества Божьего" (Там же, стр. 107).

"Когда Христос в конце веков упразднит "всякое начальство и всякую власть", то этим он положит конец всякому возмущению против Бога как со стороны людей, так и ангелов. Такое понятие вопреки понятию о всеобщем спасении предпочитает две фазы небесного суда. Быть окончательно отделенным от Бога, источника жизни, значит полностью прекратить свое существование. Если самые лучшие надежды этой жизни обратятся в ничто, то будущее человека, связанное с его вечной погибелью и без вечных мучений представляется достаточно ужасным" (Там же, стр. 108).

"Надежда христианина в момент смерти заключается не в его человеческой способности оказать сопротивление смерти, а в силе Божьей воскресить его из мертвых. Смерть реальна и человек не обладает никакой врожденной способностью, чтобы перешагнуть порог смерти и вступить в иную сферу существования" (Там же, стр. 111).

"Величайшее значение победы Христа над смертью проявится в воскресении мертвых" (Там же, стр. 112). Доктор Д. Р. Г. Оуэн - профессор богословия при колледже тринитариев. Его труд "Тело и душа" - 1956 г.

"Споры,- пишет он,- все время идут вокруг понятий "тело" и "душа". "Религиозная" антропология (в отличие от библейской) исходит из крайнего дуализма, утверждая, что тело и душа представляют собой две различные субстанции. Она считает, что душа по своему происхождению и природе - божественна, а тленное тело - это источник греха и всякой нечистоты. Отсюда - воспитание души в отрыве от тела, подавление всяких физических потребностей и естественных влечений.

Согласно этому учению тело - это темница (или гробница) для души, из которой она хочет освободиться. И, наконец, утверждается, что душа даже в ее земном, связанном состоянии совершенно независима от тела: она имеет свободу выбора и действия вопреки законам, действующим в физическом мире" ("Тело и душа", стр. 26).

"Если же мы обратимся к Библии (что и сделаем позднее), то найдем в ней совершенно иное понятие о человеке. В ней нет никакого признака дуализма и никакого понятия о бессмертии отделенной от тела, независимой души" (Там же, стр. 29).

"Платон до конца жизни оставался дуалистом. Западное мышление с его "религиозной" антропологией обязано в первую очередь ему и его последователям" (Там же, стр. 41).

"Этот последний взгляд - особенно идея, что душа может существовать отдельно от тела,- очевидно подразумевает некоторую форму дуализма: душа - тело. Этот дуализм души и тела обязательно включает греческое учение о бессмертии души" (Там же, стр. 59).

"В Св. Писании встречается лишь немного мест, которые можно было бы истолковать в пользу бессмертия души в греческом смысле слова; основной же тон Библии совсем не таков: так в Новом Завете подчеркивается воскресение тела, а такое учение почти полностью противоречит мистической эсхатологии. Чем же в таком случае увлекло это небиблейское учение отцов церкви?" (Там же, стр. 59).

"Факт остается фактом, что отцы церкви, приняв "религиозную" идею о бессмертии души, отдельной от тела,- все это привело их к учению о дуализме души - тела" (Там же, стр. 61).

"Идея о промежуточном состоянии в конце концов развилась в учение о чистилище" (Там же, стр. 61).

"Отцы церкви всецело находились под влиянием доказательств еллинской философии о бессмертии души. В довершение всего мысль о промежуточном состоянии давала им еще одну возможность очищения своих грехов перед наступлением окончательного Божьего суда. Эта мысль привела к учению о чистилище со всеми его предрассудками и неблаговидными деяниями, которые в конечном итоге явились одной из важнейших причин реформации" (Там же, стр. 62).

"В результате антропологии отцов церкви библейские и греческие идеи смешались между собой. К новозаветному учению о воскресении тела прибавилась идея о промежуточном состоянии, при котором душа существует отдельно от тела, ожидая в конце своего возвращения" (Там же, стр. 77).

"Религиозная" антропология на западе имеет не библейское, а еллинское происхождение.

Она характерна также для многих восточных религий, таких, как, например, индуизм и буддизм. В виду своей "религиозности" и ряда других причин она вкралась в церковь и извратила христианское учение о человеке. Это заблуждение, как мы видели утвердилось среди отцов церкви и в средневековый период церкви, а современный католицизм и протестантизм стремятся увековечить его" (Там же, стр. 163).

"Библейский взгляд о человеке всецело отличен от такого "религиозного" взгляда" (Там же, стр. 164).

"Идея о бессмертии души в греческом смысле весьма распространена в литературе различных мудрецов, но более всего ее можно обнаружить в апокрифах.

Это направление мышления впоследствии развилось в еллинский иудаизм Александрийского богословия. Все это происходило в периоде между Ветхим и Новым Заветом и религиозная философия Платона сыграла в ней выдающуюся роль" (Там же, стр. 178).

Таковы имена лишь некоторых из большого числа защитников условного бессмертия (или жизни во Христе) и окончательного истребления нераскаявшихся грешников.


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

cron