Но данное дело становится еще худшим, когда мы приходим к сферам моральных и религиозных мотивов и поступков. Бог, согласно пантеизму, на самом деле является тем, кто поклоняется и служит богам политеизма, пантеизма, деизма и теизма, находясь в атеистах, материалистах и агностиках! Бог в действительности был тем, кто приносил человеческие жертвы, включая ужасы культа Молоха! Бог в действительности был тем, кто принимает участие в бессмысленных и вредных обрядах фальшивых религий! Он в действительности является тем, кто падает ниц перед идолами язычества и христианства! Он является тем, кто придерживается различных ритуалов самоискупления для Себя в язычестве и христианстве! Бог в действительности является тем, кто принимает Свое имя напрасно при лжесвидетельствах, кощунствах, чародействах и богохульствах людей! Он есть тот, кто проявляет неверие в Себя, так распространенное в человечестве! Бог является тем, кто не слушается и относится непочтительно к Себе при непослушании и неуважении, которое обнаруживают дети к своим родителей! Он тот, кто убивает Себя при человеческих убийствах и опустошает и губит Себя при войнах и смертных казнях среди человечества! Бог в самом деле является тем, кто совершает прелюбодеяние, и это Сам с Собой, при супружеской неверности, которая случается среди людей! Бог действительно является тем, кто ненавидит, пренебрегает, относится с презрением, завидует, лелеет чувство оскорбления, мести и непримиримости, и это все относительно Себя, при соответствующих поступках Его человеческих “видов”! Бог является тем, кто крадет, обманывает, надувает, одурачивает, фальшивит, грабит, занимается мошенничеством, и вдобавок, делает все это Сам Себе при соответствующих поступках тех же Его человеческих “видов”! Он тот, кто перекручивает факты, оговаривает, клевещет, фальсифицирует и обманывает при соответствующих поступках людей! Бог в действительности является тем, кто проявляет жадность, зависть, скряжничество в духе своекорыстия! Он в самом деле есть тот, кто, при соответствующих поступках Своих человеческих видов, дает Себе волю в пьянстве, обжорстве, в употреблении наркотических средств, балует Себя ленью, находит приятность в спеси, пустом гоноре, относится снисходительно к Себе при малодушии, лицемерии и раздражении! Одним словом, Бог пантеизма является тем, кто давал и далее дает Себе волю в грехах, ужасный список которых указан ап. Павлом в Рим.1:29-31; ибо если люди являются просто видами Бога, частями Бога, то Бог, находясь в них, обнаруживает всякую злобность, которую обнаруживают они. Каким отвратительным Богом является Бог пантеиста! Он даже хуже богов греческой мифологии; ибо со всеми их недостатками, те боги в сравнении с Богом пантеизма были в некоторой мере приличными богами. Конечно, такой Бог, который ошибается и грешит, как Бог пантеизма, является для наших христианских моральных и религиозных чувств Бог мерзким, и мы, по причине Его небожественных мыслей, мотивов, слов и поступков, никогда не желали бы иметь Его как какого-то Бога. Унижение пантеизмом человека является еще одним аргументом против него. Мы только что увидели, что пантеизм унижает Бога. Теперь мы перейдем к выявлению того, как он унижает человека. Пантеизм унижает человека через отрицание ее личности; ибо, согласно пантеизму, люди не являются индивидуумами, , не являются отдельными и отличительными одни от других и, как таковые, сознают сами себя и других. Человек, согласно пантеизму, является только определенным видом или частью вселенной, которая сама себя не осознает. Это, в результате, приводит к отбрасыванию значительной части человеческого знания, например, самопознания и познание других как отдельных и отличительных. Пантеизм также унижает человеческие моральные способности, отрицая человеческую свободу выбора. Согласно пантеизму, добрый человек ведет себя, ощущает и говорит в зависимости от принципа, который заставляет его вести себя, ощущать и говорить доброе именно так, как он это и делает. Это, конечно, отнимает у него всякую моральную способность, которая выражается в выборе добра через оценивание присущей ему стоимости и отбрасывания зла через отвращение присущий ему не стоимости. С другой стороны, пантеизм делает невиновными наихудших грешников, потому что он отрицает свободу выбора и грешника и приписывает ему порабощение его мотивов, слов и поступков, и принудительный характер таких грешников, что согласно пантеизму, выражается именно так, как, собственно, он и проявляется в жизни - делает грешных бесхарактерными автоматами, которые волей-неволей творят зло. Соответственно, пантеизм делает автоматами как добрых, так и злых, и, таким образом, унижает человечество до состояния животного. Разве не делает эта теория всех их многочисленными видами их пантеистического Бога - частями их Бога? Вдобавок, это унижение является так же религиозным, как и умственным и моральным. Конечно, такая теория делает человека религиозным автоматом и, в согласии с ней, не может быть никакого различия в добродетели между одними и другими религиозными людьми. В религиозном отношении святое лицо не имеет никакой большей ценности, чем наиболее испорченный поклонник идола - каждый из них, не имея вообще способности обнаруживать выбор в данном деле, вынужден исповедовать ту религию, которую, собственно, каждый из них и исповедует. Вдобавок, пантеизм унижает всякого религиозно в еще более полном значении, он делает всякого неспособным к проявлению относительно Бога некоторых высочайших религиозных способностей человеческого сердца. Отождествление пантеизмом Бога с природой действует пагубно на некоторые религиозные качества человека. Сама идея пантеистов, которая вытекает из размышлений над природой, является идеей силы. Природа наполнена проявлением силы. Отсутствие у природы личности и естественные проявления проклятия склоняют к тому, что обычному человеку природа кажется такой, которой явным образом недостает мудрости, справедливости и любви, хотя следы этих качеств можно увидеть в природе, которая окружает человека; но при ограничении и условия проклятия данные качества для обычного человека являются обнищавшими. Соответственно, пантеист предлагает нам силу Бога как объект для религиозных чувств. Наверняка, Бог пантеизма - природа - не вызывает проявлений преданности, жертвования и бескорыстной любви; ибо что в силе есть такого, что вызывало бы эти чувства в наших сердцах? Сила, сама по себе бездействует и не влияет на такие наши религиозные способности. Она также не вызывает в нас признательности; потому что сила не обладает ничем таким, чтобы быть ей признательным. Она бессильна возбудить в нас желание тесного общества и близких отношений с таким Богом; ибо такой Бог не выдвигает нам ни одного основания для общества и общения, поскольку такое общество и общения могут проявляться только в отношении какого-то лица, которым пантеистический Бог не является. Сила также не может вызвать в нас чувство почтительности; хотя она может, и часто это делает, возбудить в нас чувство страха и ужаса. Кроме того, такой Бог не может в нас возбудить чувство обязательной любви к Богу, которое также требует личности в ком-то, относительно кого оно выражается как к Богу. Таким образом, влияние пантеизма, который оказывается недостаточным для возбуждения высочайших религиозных качеств и для развития их, проявляет относительно человека в религиозном отношении не возвышающий, а унижающий характер. Поэтому вся религиозная тенденция пантеизма находится, в лучшем случае, на очень низкому уровне, а в худшем случае является почти такой же плохой, как тенденция атеизма и материализма. Если мы посмотрим на религиозные качества, которые пантеизм может возбудить через ощущение навеваемой им силы, то мы без труда увидим, что он не может поднять человека религиозно очень высоко. Какие есть у нас чувства, которые проявляются относительно силы? Одним из наиболее утонченных данных чувств является чувство увлечения, которое возникает относительно тех проявлений силы, которые не вредят наблюдателю таких ее явлений. Однако, данное чувство является настолько же чувствам эстетичным, насколько оно является чувством религиозным. Еще одним чувствам, которое может вызвать ощущение силы, является удивление. Еще другим есть благоговение и воодушевление. Но все эти чувства являются, главным образом, артистичными эмоциями и могут ощущаться и без какого-то религиозного чувства. Когда же сила проявляется с ущербом для нас, она естественно возбуждает в нас страх и ужас, которые наверняка не являются чувствами религиозными в настоящем значении этого слова согласно заявлению Св. Писания (1Тим.1:5), с чем, наши христианские опыты находятся в гармонии. Простая сила безличного характера не склонит к поклонению и пылкой любви, которые требуются к какому-то лицу как их объекту. Мы можем обнаруживать в определенном аспекте надежду и веру относительно определенных проявлений силы; но, если источник данных проявлений силы является безликим, то такая надежда и вера значительно уступают той надежде и вере, которую имеют правдивые христиане. Такой низкий уровень веры и надежды может обнаруживать и обнаруживает даже атеист. Фактически, атеист и пантеист имеют одно и то же понятие о силе, которая существует в мире; только атеист не выставляет себя в смешном виде, называя эту силу Богом, как это делает пантеист. Если пантеист лишает себя каждой йоты теизма, чего на практике он придерживается, то, в таком случае, нет ни какой разницы между ним и атеистом, за исключением слов их названий. Рассматривая вселенную, атеист ощущает такие же самые увлечения, удивление, благоговение, воодушевление, страх, ужас, надежду и веру, которые чувствует пантеист при раздумье над этой же вселенной - Богом пантеистов. С другой стороны, истинное дите Божье, из теистического верования, к вышеупомянутым чувствам аромата религиозности дополнительно обнаруживает почет, поклонение, преданность, посвящение, бескорыстную и обязательную любовь, чувство общительности и расположения к Библейскому Бог через Его личность, и вследствие этого достигает высочайшего уровня религиозного развития, от которого, конечно, вера пантеиста отделяет его. Пантеизм ошибочен и из-за своего учения, что Все является определенной числовой единицей. Современные пантеисты, такие как Геккель, Карус, Хоуфдинг, Форель и т.д., имеют привычку называть себя монистами, а свою теорию - монизмом; но под этим словом они понимают тоже самое, что предыдущие пантеисты понимали под словом пантеизм. Карус, высказываясь об этом, говорит: это “означает, что вся действительность, которой является все существующее, составляет одну неотделимую и неделимую целость. Монизм, соответственно, является определенным унитарным понятиям мира. … Поскольку Все является одним взаимосвязанным целым, то каждая вещь в нем, каждая его черта и каждое отношение между его частями имеют смысл, значение и реализм лишь тогда, когда рассматривать их в соотношении со всем миром и с данной целостью самой по себе. В этом значении мы говорим, что монизм [пантеизм] является взглядом на мир как определенную единицу”. Данный язык доказывает, что пантеисты считают Все за определенную числовую единицу, ибо они твердят, что только одно целое является реальностью и что его части, рассмотренные отдельно, являются только абстракциями - умственными представлениями, но не реальностями. Числовая единица не может иметь в себе разновидностей, потому что они делали бы ее двойственностью или множественностью реальностей, которые пантеизм отрицает. Но такая теория, что Все является определенной числовой единицей, которая не имеет в себе никаких разных видов, противоречит каждому известному факту из бытия. Это противоречит известным фактам из физики, которые доказывают, что материя в молекулах, атомах и электронах различается. Данная теория противоречит химии, которая классифицирует химические элементы на, по крайней мере, девяносто два вида. Она противоречит астрономии, которая не только различает миллиарды солнц [звезд - ред.] и десятки миллиардов планет одни от других, но также различает между собой миллиарды солнечных [звездных - ред.] систем. Она противоречит биологии, которая различает во всем животном, насекомом и птичьем мире роды от родов и виды от видов. Она противоречит геологии, которая отличает земные наслоения, окаменелости и т.д., и минералогии, которая совершает тоже самое с земными минералами. Она противоречит физиологии, которая различает разные элементы нашего тела. Она противоречит дендрологии, которая различает деревья. Она противоречит ботанике, которая различает цветы и растения. Она противоречит карпологии, которая различает фрукты и овощи. Она противоречит антропологии, которая различает одни от других человеческие индивидуумы, как также расы и народы. Она противоречит медицине, которая различает между собой лекарство. Она противоречит психологии, которая различает ума индивидуумов - что индивидуумы имеют интеллект, чувство и волю как умственные способности. Она противоречит френологии, которая различает разные органы мозга. Она противоречит этике, которая различает добро и зло. Она противоречит теологии - учению о Боге как отличительного от всех Его созданий. Одним словом, она противоречит фактам любой области науки - все эти факты доказывают, и это через наблюдение и умственные интуиции, отделимость и отличие бытия на разных сферах существования. Данная теория противоречит и интуициям разума, которые различают одних от других, каждое лицо [самого человека с ее собственным я, - ред.], мир и Бога. Поэтому, пантеизм или, употребляя его более современное название, монизм является теорией, несовместимой с любой сферой знания, основанного на разуме, ощущении и интуиции; ибо, согласно всем сферам знания, мир является определенным составом отдельных вещей, более или менее связанных между собой, а не какой-то числовой единицей, поскольку разнообразие намекает на наличие всякого творения, а не какой-то числовой единицы. Это удостоверяет, что пантеизм является ошибочным взглядом и на Бога, и на мир, и на человека. Учение пантеизма включает в себя множество бессмыслицы, что делает ее негодной принятия. Согласно данному учению, все является Богом и Бог создал все. Это, при анализе, доказывает, что Бог создал Сам Себя; итак, Он должен был существовать прежде, чем Он стал существующим, потому что причина предшествует своему следствию. Это является дальнейшим абсурдом, ибо означает, что первая причина не была беспричинной. А отрицание Его личности отрицает и то, что Он мог создать все; потому что, существуя перед созданием, Он, чтобы привести все к существованию, должен был быть личностью, поскольку все существующее наполнено выражениями личности: мудростью, силой, замыслом, благожелательностью и справедливостью. Итак, эти качества, находясь в следствии, должны были быть и в причине, а они указывают на личность. Доктрина пантеистов о том, что природа создает природу (natura naturans) также абсурдна, ибо такая доктрина намекает на существование вещи, созданной перед тем, чем она стала создана, и, когда эта вещь была, таким образом, несуществующей, она задействовала себя творчески относительно себя же. Почему произведением этого несуществующего творца не стало ничто, не можем понять ни мы, ни, думаем, сами пантеисты. Это одно, как абсурд, несомненно достойно главной премии дурака и заслуживает для своего владельца высокого сидения в углу аудитории с кепкой тупицы на своей голове и с отвернутой от класса и учителя спиной. Отрицать личность человека в то время, как человек обладает именно теми вещами, которые составляют личность - осознание себя и осознание других, чем владеют все чувственные существа, также является явной бессмыслицей. Твердить, как это делает пантеизм, что человек, взят во внимание только как часть всего, является просто абстракцией, а не определенной реальностью, является еще одним абсурдом, поскольку абстракции это всего лишь представление, а это отрицает возможность реально существующим и чувствительным существам ощущать, знать и предпочитать, как делает это человек. Заявлять, что нет никакого действительного различия между добрым и злым, между святым и грешником, является не только интеллектуально абсурдным, но и морально абсурдным, и вредным. Данные рассмотрения удостоверяют, что пантеизм является таким же абсурдным, как и фальшивым.
|