Четвертым аргументом атеизма является то, что в природе существует много негативных вещей, которые приносят человеку и животным страдания - поэтому не может быть никакого Творца; ибо если бы существовал Творец, то Он не допустил бы или отстранил бы такие вещи. Необходимо вновь согласиться с атеистом, что, действительно, в мироздании существуют негативные вещи, которые приносят человеку и животным страдания. Много несовершенств в природе, упомянутых в предыдущем пункте [параграфе, который начинается словами: “Третьим аргументом атеизма … - ред.], действительно приводят к страданиям человека и животных. Часто звери, пресмыкающиеся, рыбы и птицы воюют между собой и с человеком, тогда как человек, в свою очередь, часто воюет со своими ближними и с животными, рыбой, птицей и пресмыкающимися, причиняя разного вида страдания. Болезненность, грусть, боль и смерть есть повсюду. Несчастья, зараза, голод и враждебность творят опустошения среди людей. Потери, разочарования, недостатки, бедность и более или менее неплодородная земля причиняют множество страданий. Безумие, заблуждения, злобность и эгоизм дополняют эту горькую чашу, которую человек пьет, и часто до дна. Поэтому должен быть признан тот факт, что на Земле есть много негативных вещей. А бедные атеисты, отягощенные в большей или меньшей мере такими вещами, думают, что эти вещи опровергают существование Бога! Однако, с другой стороны, мы заявляем из добрых и достаточных причин, что такие негативные вещи не доказывают, что нет Бога. Мы перейдем теперь к представлению этих причин. Во-первых, ни одна из этих вещей не указывает на не существование Бога. Они могли бы прекословить мысли о Его доброте и милосердии, и лишь в том случае, если бы они не могли быть явленны как средства, которые служат причиной осуществления, в конце концов, большего добра; они означают, что Он не существует, ничуть не больше, чем присутствие больного в больнице означает, что не существуют целебных средств, или ничуть не больше, чем присутствие преступников в стране означает, что не существует в ней гражданских властей, и ни больше, чем боли непослушного ребенка, которого наказал отец, доказывают, что нет никакого отца. Во-вторых, положительные результаты, достигнутые в некоторых характерах с помощью негативных вещей, удостоверяют то, что они мудро допущены, по крайней мере, для таких характеров; и потому, вместо того, чтобы выступать как доказательства не существования Бога, они находятся в гармонии как с Его существованием, так и с Его добротой. Мы часто усматриваем глубину доброго характера - самую высочайшую форму доброты, а также материального добра, именно в сравнении с неблагоприятной средой, в которой находятся некоторые люди. По причине присутствия в мире страданий у некоторых развивается милосердие и сочувствие. Бескорыстная помощь вплетается в некоторые характеры при видении ими других в беде. Благородность, часто среди несчастий, поднимается к своим высочайшим высотам полета. Качества снисходительности, долготерпения и прощения проявляют свою сферу воздействия, когда превозносятся оскорбления, ибо иначе они и не могут проявляться и развиваться. Отвага и тактичность обычно начинают действовать среди опасностей, которые относятся к негативным вещам. Дружелюбие, произведенное в горне бедствия, является, как правило, наиболее неэгоистичной и постоянной. Таким образом, страдания настоящего времени очищают и облагораживают иные характеры так, как этого не может сделать ничто другое. И не только это, но и некоторые человеческие высочайшие физические и умственные усовершенствования существуют благодаря условиям страданий, которые окружают людей. Действительно, нужда научит всему. Наши комфортабельные дома, с их множественными улучшениями и оборудованием, и множеством других полезных вещей были разработаны по нужде, что является следствием вредных условий вокруг человека. Наличием этих вредных вещей вокруг нас обусловлено много учений, цивилизация, прогресс в искусстве, науке и изобретениях. Поэтому такие вещи не являются злыми для тех, кто использует их для своего морального, умственного и физического усовершенствования. Итак, из таких вещей атеизм не может вывести даже недоброжелательность Бога, тем более - Его не существование. Все же, из еще одной точки зрения наличие в мире страданий и даже смерти не является злом, и потому не подтверждает вывода атеизма, который мы теперь рассматриваем. Возьмем во внимание то, что было бы в результате, если бы страдание и смерть не были судьбой нечестивцев и эгоистов. Не могло бы быть иначе и хуже от того, чем являются настоящие условия? Если за такой краткий период жизни, которым наделен человек сегодня, многие люди из нашего рода развили такую хитрость, на которую только были способны, чтобы перехитрить своих ближних, с большим вредом для последних, то какими были бы условия, если бы они жили тысячи лет или вечно? Если за несколько лет некоторые могут стать мультимиллионерами и даже миллиардерами, иногда с большим вредом для народных масс, то чего они достигли бы на пути обретения на протяжении тысячелетий или вечности? Рассмотрим это эксплуатирующее и подневольное действие на менее добывчивых членах человеческого рода. Если бы завоеватели, подобные Александру, Цезарю, Наполеону и т.д., могли бы продолжать свои стремления на протяжении веков, то какие невыносимые условия это означало бы для большей части человечества! Если бы деспотичные, кровожадные, вороватые, прелюбодейные, жадные, клеветнические, мятежные, чрезмерно честолюбивые, мошеннические и т.п. лица могли бы продолжать свои злодеяния неограниченно, к какому невыносимому существованию дошло бы человечество! Притом, при таких условиях молодые, неопытные и, особенно, честные находились бы в безнадежном и невыгодном положении! Оно было бы в тысячу раз более худшим, чем находятся сегодня молодые, неопытные и честные. Соответственно, благословением для большей части человечества является то, что нечестивцы и эгоисты страдают и умирают в относительно коротком времени. Две вышеупомянутые причины - (1) что добрые и предприимчивые становятся еще лучшими благодаря их опыту со злом, и (2) что нечестивцы и эгоисты более быстро уменьшаются через зло - доказывают, что страдание и смерть включают в себя услугу добра; и потому они, вопреки претензиям атеизма, не свидетельствуют ни против Божьей доброты, ни против Его существования. Мы представляем четвертый аргумент, который опровергает четвертый аргумент атеизма, т.е., что вредные вещи в мире опровергают Божье существование - им является конечный Божественный замысел в допущении зла, насколько это касается нечестивцев и эгоистов. Выше мы показали облагораживающее влияния опыта со злом на добрых. Теперь мы хотим показать это относительно злых и эгоистичных. Когда атеизм высмеивает Библейское учение о человеческом падении от совершенства в грех и условия страдания, которые заканчиваются смертью, он должен признать тот факт, что человек находится сегодня в состоянии, в котором он испытывает всякого вида зло, которое достигает высочайшей точки в смерти, несмотря на то, как он вошел в это состояние. Все милосердные сердца плачут, а все чистые ума сознают этот факт. Атеизм признает факт относительно настоящих злых условий; однако, он не имеет действительного объяснения относительно того, как это случилось, почему это продлевается, что исцелит это и как будет происходить такое исцеление. Не было бы мудрым для атеистов, которые находятся в таком запутанном состоянии, направить свой слух на объяснение, которое поясняет, удовлетворительно для ума и сердца, всю данную проблему относительно зла? Мы перейдем теперь к объяснению Библейского решения этой проблемы: зло допущено на злых и эгоистических, чтобы научить их посредством практики тому, чему бы они никаким иным способом не научились - что грех вреден в своей природе и ужасен в своих результатах, и потому должен быть возненавиден и отвергнут. К этому краткому утверждению мы прибавим несколько деталей. Опыт со злом является одной (первой) частью Божьего творческого процесса в приведении человеческого рода к совершенству и счастью. Следующий опыт с праведностью будет другой частью Его творческого процесса в направлении приведения рода к совершенству и счастью. Он задумал создать человеческий род свободно моральных существ, которые, умно оценивая грех по опыту его природы и следствий и умно оценивая праведность по опыту ее природы и следствий, ненавидели бы, в результате этих двух опытов как своих учителей, грех и не имели ничего общего с ним и любили и практиковали праведность. Предвидя, что неопытный Адам, хотя и совершенный в способности, но неиспытанный в зле, упадет при соблазне в грех, Бог решил допустить это, но не принудить к этому, зная также, что через потерю Адамом жизни и совершенства он не сможет передать эти две вещи в наследство своим потомкам, но, наоборот, передаст им по наследству то, что будет иметь - смерть и несовершенство. Таким образом, человеческий род без своей вины - просто через закон наследственности - был поддан опыту со злом, в котором он научится благодаря опыту как учителю ненависти к греху и желанию избегать его при всяких обстоятельствах. Становясь заместителем Адама в смерти и праведности, Иисус стал владельцем необходимого имущества - жизни и праведности - для человеческого рода, что ровнялось вещам, которые были утрачены Адамом, и которые, по причине их потери, втянули человеческий род в опыт со злом. Это имущество Он использует как необходимую вещь для освобождения рода - мертвых и живых - от опыта со злом и приведение его к опыту с праведностью. Как через физическую, умственную, моральную и религиозную деградацию, вызванную опытом со злом, преимущественно вследствие Адамового греха и смерти, человеческий род научится чрезвычайной ненависти к греху, так через противоположный физический, умственный, моральный и религиозный подъемы, который будет вызван опытом с праведностью, осуществленным благодаря Христовой смерти и праведности, когда всякое зло и страдания настоящего времени перестанут существовать и их противоположности станут преобладать, человек научится любить праведность. Тогда человеческий род, воспитанный таким способом в уме и сердце наилучшими учителями - опытом - относительно греха и праведности, будет поддан решающему испытанию для доказательства того, допустит ли он моральному закону свободно руководить им, чтобы Бог таким образом смог получить то, что Он, начиная от сотворения, намеревался привести к существованию - род свободно моральных существ, которые, умно оценивая грех и праведность, будут ненавидеть и избегать первого и любить и практиковать последнее. Те критические испытания проявят сердечное отношение каждого к греху и праведности, и после них наступит вечное уничтожение тех, которые падут под ними, оказавшись, таким образом, несостоятельными допустить моральному закону руководить ими, и вечное сохранение в блаженстве и доброте тех, кто верно снесет это испытание и будут расположены руководствоваться моральным законом. Мы можем надеяться, что эти два опыта настроят большинство человеческого рода против греха и склонят к праведности, в результате чего Бог при завершении творческого процесса приобретет то, что Он собирался создать - род свободно моральных представителей, которые, умно оценивая грех и праведность, будут ненавидеть и избегать первого и любить и практиковать второе. Итак, настоящее зло, рассмотренное таким образом, является определенной частью творческого процесса для человеческого рода. Это есть Библейское решение проблемы допущения зла; и оно, так рассмотренное, полностью разбивает силу четвертого аргумента атеизма, а именно: что распространенное на Земле зло опровергает Божье существование. Наоборот, такое зло, как выше рассмотренное, означает Божье существование и Его доброжелательный и целесообразный замысел в его временном допущении властвовать и в уничтожении его после навечно. Это был четвертый, и самый слабый аргумент атеизма, который аппелирует к поверхностным мыслителям больше, чем три других атеистические аргумента. Мы верим, что наши четыре ответа на него отнимают всякую его силу и что наши аргументы против других трех атеистических аргументов также делают их бессильными. И посредством этого аргументы данной теории разваливаются. Но еще есть множество других вещей, которые могли бы быть сказаны против теории атеизма. Некоторые из них мы кратко выскажем. Неверность ее доказательств, по причине ее ограниченности, говорит против нее. То, что она оставляет неразвитыми некоторые высочайшие и наиблагороднейшие способности человеческого мозга - духовность, надежду и благоговение - говорит против нее. Устранение ею главной причины - почтения для Бога и уважения к человеку как высочайшему Божьему земному созданию – а также и других человеческих высочайших способностей: добросовестности, доброжелательности, стойкости и постоянства, также сильно свидетельствует против нее. Ее направление против общественного курса и индивидуального добра, ее подбивка некоторых к гордыне и заносчивости, других - к грусти и отчаянию, тоже дают свидетельства против нее. Она лишает жизнь наибольших радостей, благословений, опытов и достояний, и затворяет двери надежды на блаженное будущее. Она отлучает от общества с Богом и богоподобными. Она ослепляет ум на наиболее замечательные и наиболее благородные истины; связывает руки, не давая заниматься наиболее созидающей службой - направлению других к Богу; и сковывает ноги, не позволяя бегать дорогами жизни.
|