В апокрифе сирийских христиан, в так называемом Сирийскрм Апокалипсисе Варуха(2 Варуха), тексте того же времени и той же мысли, что и 3 Ездры, та же картина мира.
Это уникальная еврейская литература домишнаитского иудаизма. После разрушения Иерусалима Римом благочестивый иудей вопрошает Бога: будет ли опять освобождение Израилю? как после Вавилонского разрушения и плена. Возможно автор отвечает этим на такие вопросы среди евреев и особенно евреев-христиан. И автор от имени Бога разьясняет, что будет освобождение в последние дни, когда будут судимы все люди на земле.
В 3Ездры явно влияние христианства и знание Иисуса Христа, как Сына Божьего. И уже на фоне этого продолжаются чаяния еврейского народа. В явно еврейском Апокалипсисе Варуха ожидается пришествие Мессии, освобождение еврейского народа и наследование им вечной жизни.
В некоторых местах, этот текст по уровню национализма сопоставим со Свитком "Войны Сынов Света против Сынов Тьмы". И следовательно, вечная жизнь и нетление будет продолжаться на земле после уничтожения всех сынов тьмы.
Цитата:
III. 1. И я сказал: «Яхве, Бог мой, для того ли я пришел в этот мир, чтобы видеть грехи моей матери? Нет, Яхве!
2. Если я обрел милость в Твоих глазах, отними сперва мой дух, дабы мне отойти к моим отцам и не быть при погибели моей матери.
3. Ибо я весьма страшусь двух этих вещей: Тебе противиться — не могу, но и видеть грехи моей матери также не вынесет душа моя.
4. Одно только я скажу пред Тобою, Яхве:
5. Что же будет после всего этого? Ибо если Ты разрушишь Твой город и предашь Твою землю ненавидящим нас, как еще останется память имени Израиля?
6. Или как вознесется слава Тебе? Кому будут объяснять то, что содержится в Твоем Законе?
7. Или мир возвратится к своей изначальной природе и век вернется к молчанию, бывшему искони? Или множество душ будет унесено, и человеческая природа не будет более называться своим именем? И что станет со всем, что сказано Тобою о нас Мойсею?
IV. 1. И Яхве сказал мне: «Этот город будет предан на время, и народ на время наказан, но мир не будет предан забвению.
2. Или ты думаешь, что об этом городе Я сказал: «Я вырезал тебя на ладонях рук Моих»?
3. Нет, это здание, что возвышается сейчас посреди вас, не то, которое будет открыто у Меня, уготованное здесь от времени, когда Мне на мысль пришло создать рай.
Я показал его Адаму до того, как он согрешил. Когда же он преступил повеление, он утратил его, также, как и рай.
4. Я показал его также и Аврааму ночью между разсеченными жертвами.
5. И Моисею Я тоже показал его на горе Синай, когда Я открыл ему образ Скинии и всех ее сосудов.
6. И вот теперь Я храню его у Себя, равно как и рай.
7. Итак, иди и исполни то, что Я повелел тебе
Здесь совершенно отчётливо говорится, что здание храма и значение города имеет лишь временный характер и лишь подобие рая и образа небесного. Этот ответ звучит уже в самом начале сочинения, как ответ на вопрос о разрушении.
Цитата:
XXXII. 1. Вы же, если приготовите ваши сердца к тому, чтобы посеять в них плоды Закона, Шаддай пощадит вас в то время, когда Он потрясет все создание.
2. Ибо через краткое время Здание Сиона будет потрясено, а затем возстановлено.
3. Это новое Здание будет также временным и после некоторого времени также будет разрушено и останется в развалинах до времени.
4. Затем ему должно будет обновиться в славе и придти к вечному исполнению.
5. Не надо скорбеть чрезмерно, видя бедствие, постигшее нас ныне, как и то, которое еще будет.
6. Ибо еще более ужасным, чем эти два потрясения, будет испытание, в котором Шаддай обновит творение.
Автор отчётливо показывает, что знает уже о втором разрушении! И ожидает всецелого обновления творения, которое будет ещё большим потрясением.
Цитата:
XXXIX. 1. И Он отвечал мне, говоря: «Варух, вот истолкование видения, которое ты видел.
2. Так же, как ты видел большой лес, окруженный высокими и крутыми горами — вот значение этого —
3. точно так же наступают дни, когда царство, некогда уничтожившее Сион, само будет уничтожено и покорено пришедшему вслед за ним.
4. Оно также будет скоро разрушено, и возстанет третье, которе будет главенствовать в свое время и тоже исчезнет.
5. После этого возстанет четвертое царство, власть которого будет суровей и злее власти предыдущих царств, и оно будет править долго, как лес в долине, и побеждать века и вознесется как кедр Ливанский.
6. Истина скроется от него, а те, кто запятнан нечестием, будут прибегать к нему, как злые звери прибегают в лес и прячутся в нем.
7. И когда приблизится время его конца и время его падения, будет открыта власть Моего Мессии. Она будет подобна источнику и винограднику, и открывшись, выдернет с корнем их собравшееся множество.
8. Что же до высокого кедра, уцелевшего в одиночестве из леса, и слов, которые ему были сказаны виноградником и которые ты слышал, вот значение их:
XL. 1. Последний вождь, который уцелеет в то время уничтожения множества его собраний, будет связан и приведен на гору Сион. Мой Мессия обличит его во всяком нечестиии, соберет и поставит перед ним всякое деяние его воинств.
2. И потом Он казнит его и будет покровителем для остатка Моего народа, который обретется в месте, избранном Мною.
3. И Его власть пребудет вовек, доколе не прекратится этот мир тления, и не исполнятся предсказанные времена.
4. Вот твое видение, и вот его истолкование».
Отчетливо видна аллюзия на Рим, который четвёртым правит Израилем, которого последнего царя убьёт Мессия
Примечательно
Цитата:
VI.
5. Еще один ангел сошел с неба и сказал им: «Держите факелы, но не зажигайте пожар, доколе я не скажу вам.
6. Ибо я послан сказать прежде слово земле и передать ей то, что повелено мне от Яхве Элиона».
7. И я видел, как он сошел на Святое Святых и взял завесу, святой ефод , седалище искупления, две скрижали и священное облачение священников, алтарь для курений, сорок восемь драгоценных камней, что носят священники, и святые сосуды Скинии.
8. И он сказал земле громким голосом: «Земля, земля, земля, слушай слово Эл Шаддаи, прими предметы, которые я вручаю тебе, и храни их до последних времен. Тогда лишь, когда ты получишь повеление, ты вернешь их. И так чужие не овладеют ими.
9. Ибо настало время, когда Иерусалим будет предан ненадолго, пока не придет повеление возстановить его навечно».
10. И земля разверзла свою пасть и поглотила их.
Показано представление куда делись священные предметы из храма в певый раз.
Апокалипсис Варуха
http://khazarzar.skeptik.net/books/apok_bas.htm" rel="nofollow" rel="nofollow" rel="nofollow" rel="nofollow" rel="nofollow
По другой традиции Иеремия спрятал их:
Цитата:
Глава 2
1 В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано
2 и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их.
3 Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего.
4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.
5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.
6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.
7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа.
8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место
2Маккавеев