ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ из Второканонических книг на тему загробной жизни
В книге "Премудрость Соломона" есть такие высказывания на тему жизни и смерти, что только за них, можно и нужно любить и ценить эту книгу.
В 1-й главе в ст. 13,14, мы читаем: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия..." А во 2-й главе в 23 и 24 ст. добавляется: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть" Сюда же нужно добавить, для понимания, перескочив через контекст и слова из 11-й гл. ст. 25,26: "Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или бы как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? "
Но, что же, по книге, происходит со смертью, какова надежда для праведников?
Во 2-й главе мы читаем: "1.Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. 2 Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. 3 Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; 4 и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. 5 Ибо жизнь наша - прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается." Здесь на первый взгляд может показаться, что такое представление о посмертном существовании или точнее несуществовании, это мнение "неправо умствующих", но это только, если не прочитать далее. Там далее говорится, что поэтому надо брать от этой жизни всё и сразу, в том числе грешным способом. (6-20) В итоге в 21,22 ст. читаем: "Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных." А далее следуют уже приведённые слова. Т. е. неправда в их умствованиях этих беззаконных относилась к тому что они в вопросах жизни и смерти не учли посмертной награды, а не в том, что после смерти нет бытия.
В противоположность им, далее в 3 главе мы читаем: "1 А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 2 В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, 3 и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. 4 Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия." Но не говорится ли здесь о загробном блаженстве бессмертных душ? В 7 и 8 ст. мы читаем: "Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки. " Т. е. не после гроба сразу или почти сразу, а в определённое "время воздаяния". Это подчёркивается ещё раз: "она получит плод при воздаянии святых душ. ". (ст.13) Тоже самоё касается и нечестивых: "А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда"(ст.18) Поэтому слово душа здесь подразумевает личность, а не дух загробный.
Это хорошо видно из 4 главы: "7 А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, 8 ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: 9 мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости. 10 Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, 11 восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. 12 Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. 13 Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; 14 ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, 15 что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. 16 Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного; 17 ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; 18 они увидят и уничижат его, но Господь посмеется им; 19 и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет" Обратим внимание, что конечное наказание нечестивым вполне земное, а не загробное!
Далее следует глава 5, которую можно также неправильно понять, если невнимательно прочесть и если не учесть всего вышесказанного. "1 Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; 2 они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его 3 и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. 4 Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! 5 Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его - со святыми? " Такое впечатление, что святой явился с того света! Но тот же эффект получится, если бы он был чудом спасён или настало "время воздаяния святых душ" и воскресение, как говорится после: "14 Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. 15 А праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. 16 Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. " Вспомним, что святые "Будут судить племена и владычествовать над народами" (3:8)
Итак, мы будучи "смертными потомками первозданного земнородного, с одним входом в жизнь и одинаковым исходом" (7:1-6), знаем, что в планах Бога даровать нам бессмертие и бессмертие это связано в первую очередь с нетлением земного тела, как было изначально. "Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь. Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души".(16:13,14) Бог может возвратить исшедший дух и взятую душу умершему, а не наградить святые души загробным блаженством. Как говорится о неразумном человеке: "сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его...., ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни". (15:9,11) Здесь под душой очевидно имеется в виду жизнь разумная в человеке. Идолы называются "бездушными", а идолопоклонники, приносящие детей им в жертву, "родителями, убивавшими беспомощные души".(12:6; 13:10,17)
Ну, а теперь, что касается сложности понимания таких мест, как 8:19 и 9:15. Их как раз в первую очередь берут, как основу для существования отдельной от тела души. Но при пристальном рассмотрении становится очевидным несостоятельность этих притязаний, а наоборот это только подтверждает, что душа в книге "Премудрость Соломона" это синоним личности. В 8 гл. говорится о том, как Соломон полюбил и приобрёл премудрость (см. гл.7), а потом: "Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое." То есть? До этого отрок был без души совсем? Или ему заменили старую душу? А кто тогда был без тела? Может получил, как часть новой личности, обогащённой Божественной премудростью? Вот здесь нам в помощь глава 1:4: "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху" , и 17:1:"ненаученные души впали в заблуждение". А в продолжении 8 главы, слова из 9:15, если прочесть их в контексте: "13 Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? 14 Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, 15 ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. 16 Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах - кто исследовал? 17 Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа? " Смертное тело отягощает душу, не тем, что не отпускает в свободный ничем не обременительный полёт, а в том что душа не отделима от тела, которое тленно и ограничено!
_________________ "Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто.... ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их"
Последний раз редактировалось стефан Пт ноя 04, 2016 2:35 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
|