Бытует мнение, что у ранних христиан основного потока не было никакого устоявшегося канона христианских текстов аж до появления канона Маркиона. И, как следствие, в принципе не было никакой ортодоксии.
Естественно, канон Маркиона вызвал у церковных христиан соответствующую реакцию и дисскусии на эту тему. Были и различные секты иудео-христиан: у них были свои разновидности Евангелия и скорее всего именно они сохранили послания Иакова и Иуды.
Но и у церковных ортодоксов был практически весь известный нам Новый Завет во главе с Евангелиями уже на рубеже веков!
Тексты поколения Мужей Апостольских обнаруживают знакомство со всеми посланиями Апостола Павла, включая послание к Евреям, с Евангелиями, включая Евангелие от Иоанна, и с первыми посланиями того же Иоанна и Петра.
Так, например, Климент, Игнатий и Поликарп прямо упоминают конкретные послания Павла соответствующим церквям, к которым пишут сами.
Цитата:
Возьмите послание блаженного апостола Павла. О чем он прежде всего писал вам в начале евангельской проповеди? Истинно он по вдохновению написал вам как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло у вас разделение на различные стороны. Но тогдашнее разделение подвергло вас меньшему греху; ибо вы преклонялись на стороны прославленных апостолов, и на сторону мужа, ими одобренного...
(Послание Климента к Коринфянам 49)
Цитата:
Знаю, кто я, и к кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу. Он во всем послании своем к вам поминает вас во Христе Иисусе.
(Послание Игнатия к Ефесянам 12)
Цитата:
Это пишу вам, братья, о праведности не по собственному притязанию, но потому, что вы сами вызвали на то меня. Ибо ни мне, ни другому, подобно мне, нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который находясь у вас, пред лицом живших тогда людей, ревностно и твердо преподавал слово истины, и после, удалившись от вас, писал вам послания.
(Послание Поликарпа к Филипийцам 3)
Также Поликарп явно цитирует 1-е Тимофея и 1-е Иоанна:
Цитата:
Начало же всех бед есть сребролюбие. Итак, зная, что мы ничего не принесли в мир... и ничего не вынесем из него...
(глава 4)
Цитата:
Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел в плоти, есть антихрист.
(глава 7)
А Климент послание к Евреям
Цитата:
Таков путь, возлюбленные, которым мы обретаем наше спасение, Иисуса Христа, Первосвященника50 наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей. Посредством Его взираем мы на высоту небес; чрез Него, как бы в зеркале видим чистое и пресветлое лицо Бога, чрез Него отверзлись очи сердца нашего, чрез Него несмысленный и омраченный ум наш возникает в чудный Его свет; чрез Него восхотел Господь, чтобы мы вкусили бессмертного ведения. Он, будучи сияние величия Его, столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо так написано: «Он творит ангелов Своих духами и служителей Своих пламенем огненным». О Сыне же Своем так сказал Господь: «Сын Мой Ты, Я ныне родил Тебя, проси от Меня и дам Тебе народы в достояние Твое, и пределы земли в обладание Твое». И еще говорит к Нему: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Кто же враги? Порочные, противящиеся воле Божией.
(глава 36)
А Игнатий и его оппоненты тексты с историей о Христе называют Евангелием:
Цитата:
Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви.
...
Я слышал от некоторых слова: «если не найду в Древних Писаниях; то не верю написанному в Евангелии;» а когда я говорил им, что написано, то отвечали мне: надо доказать. Но для меня древнее – Иисус Христос, непреложное древнее – крест Его, Его смерть и воскресение, и вера Его: вот чем желаю оправдаться при вашей молитве.
Хороши священники, но превосходнее Первосвященник, Которому вверено Святое святых, Которому одному вверены тайны Божии. Он есть дверь к Отцу, которою входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки и апостолы и Церковь. Все это для единения с Богом. Но Евангелие имеет в себе нечто превосходнейшее: это пришествие Господа Нашего Иисуса Христа, Его страдание и воскресение. Ибо возлюбленные пророки только указывали на Него, а Евангелие есть совершение нетления...
(к Филадельфийцам 5, 8, 9)
Также и в "Учении 12 Апостолов" (Дидахе) цитируется именно Евангелие:
Цитата:
И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки.
(8.2)
В своём знаменитом "Диалоге с иудеем Трифоном", который состоялся вскоре после восстания Бар-Кохебы, великий христианский философ Юстин рассказывает, как его познакомили с хоистианством - старец сказал ему:
Цитата:
Были некогда люди, которые гораздо древнее кого-либо из этих почитаемых за философов, – люди блаженные, праведные и угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказали будущее, которое и сбывается ныне: их называют пророками. Они одни и звали и возвестили людям истину, несмотря ни на кого, не боясь, не увлекаясь славою, но говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа. Писания их существуют еще и ныне, и кто читает их с верою, – получит много вразумления относительно начала и конца вещей, равно как и того, что должен знать философ. Они в своих речах не пускались в доказательства, ибо они выше всякого доказательства, будучи достоверными свидетелями истины; самые события, которые уже совершились и которые теперь еще совершаются, вынуждают принимать их свидетельство. Также ради чудес, которые совершили, Они заслуживают веры, потому что прославляли Творца всего, Бога Отца, и возвещали о посланном от Него Христе Сыне Его...
(гл. 7)
Что речь идёт не только о древних пророках, предвещавших Христа, но и о христианских, возвещавших, видно из дальнейших слов Юстина:
Цитата:
Сказавши это и многое другое, что повторять теперь не время, старец удалился, внушая мне размыслить об его словах, и я более не видал его. Но в сердце моем тотчас возгорелся огонь, и меня объяла любовь к пророкам и тем мужам, которые суть други Христовы;
(гл. 8)
О христианских Писаниях говорит и Трифон:
Цитата:
Но ваши правила в так называемом Евангелии я нахожу столь великими и удивительными, что, по моему мнению, никто не может исполнить их: я постарался прочитать их.
(гл. 10)
Итак, к 130 г.н.э. у христиан были чётко различимые Писания, основой которых были Евангелия.
Это же показывает и Апология Аристида, приблизительно этого же времени:
Цитата:
Христиане же ведут начало своей религии от Господа Иисуса Христа. Он исповедуется Сыном Бога Вышнего; снизшедши в Духе Святом с неба и рожденный от Еврейской девы, Он принял плоть и Сын Божий стал человеком. О пребывании Его ты, царь, если угодно, можешь узнать из называемого нами «Евангельского Писания».
Итак, Иисус рожден из народа Еврейского. Он имел двенадцать учеников и завершив свое удивительное домостроительство, был распят иудеями. После трех дней Он воскрес и вознесся на небо. Двенадцать же учеников вышли в пределы вселенной и учили о Его величии с большим успехом и достоинством, откуда внимающие их проповеди и называются христианами, которые хорошо известны.
(2.6-8)
Цитата:
Христиане же, царь, так как они всюду ходили и искали, обрели истину и, насколько можно судить из их Писаний...
...
Учения же их и заповеди, и священное служение, и ожидание будущей жизни ты, царь, можешь узнать из их Писаний.
...
И чтобы узнать тебе, царь, что все это я говорю не от самого себя, ты вникни в Писания христиан, и тогда найдешь, что, кроме истины, я ничего не говорю. И прочитав их Писания, я уверовал в это и в будущее; и ради этого вынужден открыть истину тем, которые имеют к ней склонность и ищут будущего мира.
...
Здесь конец моего слова к тебе, царь! Ибо об остальном, находящемся, как сказано, в их Писаниях трудно даже и говорить...
(гл. 15:1. 16:3,5. 17:1)