Скопипастил из "соседского форума" весьма интересную выкладку на сию тему:
"Некоторыми форумчанами в прошлых постах выше было справедливо замечено, что благовествование или проповедь Евангелия Царства в тексте НЗ выделяется как один из даров святого духа. Так, например, мы читаем у Матфея, что, посылая своих двенадцать учеников проповедовать Иисус дал им власть не только благовествовать, но и попутно исцелять больных, воскрешать мертвых и изгонять бесов (Мф 10:5-8). В контексте евангелий можем вспомнить, что как раз изгнание бесов было предметом полемики Иисуса с фарисеями о Веельзевуле, когда он однозначно заявил, что дело это логически может проистекать только от святого духа, противное же этому утверждение (что это веельзевул изгоняет демонов) есть «хулой на Духа» (Мф 12:25-31).
Перед своим уходом Иисус заверил своих апостолов, что именно святой дух научит их тому, что именно проповедовать людям, и напомнит им все нужное из его учений, даже если они что-то забудут (Ин 14:26). В другом месте говоря о проповеди перед концом, Иисус заверяет учеников, что тот же святой дух будет говорить за них перед их гонителями, и что им не нужно беспокоиться о подборе правильных слов (Мар 13:11). По всей видимости это было сказано в силу еврейской традиции с ветхозаветных времен приписывать всякое истинное божественное слово духу пророчества (Иез 2:2,3), в противовес человеческим словам лжепророков (Иер 23:25-28; Иез 13:1-9; Мф 24:5; 2 Фес 2:2; 2 Пт 2:1), но это уже отдельная тема.
Вот поэтому становится понятна та последовательность событий, в силу которой апостолы не побежали сразу по уходу Иисуса благовествовать, но ожидали сошествия обещанного святого, пророческого духа, что и произошло согласно текстам Луки: Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.(Деян.1:8)
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян.2:1-4)
Посему вполне логично что в письмах Павла дар благовествования, наряду с пророчествами, учительством, упоминается среди даров святого духа, которым в церкви владели далеко не все поголовно.
Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Коринф.12:4-11)
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1Коринф.12:28-30)
Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. (Рим.12:4-8)
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
(Еф.4:11)
Из всех этих текстов можно сделать простой и однозначный вывод, что как в теле человека не могут все органы выполнять и служить одной и той же задаче, так и верующий в церкви может приносить пользу условно как рука, глаз, ухо, нога или любой другой орган. Имеешь дар благовествования, действуй! Имеешь дар учителя, учи. Можешь утешать, помогать материально нуждающимся, это тоже не менее важный вид служения. Как врача никто не может обязать лечить все болезни, а лишь те, в которых он является специалистом, так отдельный вид служения, (даже такой важный как проповедь) не может быть обязательным в церкви для всех без исключения. Иначе нам бы пришлось лечить зубы у анестезиолога, он же принимал бы роды, занимался онкологией, коррекцией зрения и лечением головных болей.
Далее, очень важно обратить внимание на такую деталь, что апостолы в своей проповеди, порученной им Христом должны были стать "свидетелями Иисуса" (Деян 1:8). Вопреки демагогии Сторожевой Башни, быть свидетелями это не просто говорить о чем-то прочитанном в книге, но являться очевидцами событий, относящихся к жизни и воскресению Иисуса (Ин 15:27).
Это обстоятельство неоднократно в своих проповедях и письмах подчеркивал, например, Петр (Деян 2:32; 10:39-41; 2 Пт 1:16). Павел также не раз упоминал что получил задание благовествовать Иисуса не от людей, а лично через откровение от него (Деян 22:10-15; 1 Кор 1:17; 11:23; Гал 1:1,11,12).
Христианство ширилось и распространялось постоянно и неуклонно по всей территории Римской империи, вплоть до его полной легализации Константином в IV веке , однако фундамент этого был заложен как раз публичной проповедью очевидцев- свидетелей Иисуса и первого поколения уже учеников тех апостолов, лично слышавших проповедь этих свидетелей очевидцев. Период свидетельства очевидцев не мог быть очень долгим, он и стал относительно коротким, практически параллельным продолжительности жизни большинства апостолов (приблизительно в 35 лет), вплоть до начала гонений от Нерона. После пожара в Риме в 64 году и объявления христиан злодеями, преступниками и «врагами рода человеческого» публичная проповедь была закончена. Свидетельство уже не могло вестись открыто и публично, проповедь осуществлялась негласно (через личный пример в большей степени), через казни мучеников, трезвым и нравственным образом жизни, и общения христиан с теми, кто сам (подобно Иустину философу) находился в активном поиске истины. Логично, что таких условиях, (когда церковь пряталась в лесах и катакомбах) тем более никто не мог, и не имел права призывать других публично ходить благовествовать, а продолжалось это почти три столетия…
Осталось разобраться в чем была разница между «благовестниками» и «учителями» в ранней церкви и к кому, и в каких территориальных рамках именно был обращен призыв Иисуса проповедовать в таких стихах как Мф 28:19, Деян 1:8, Мф 24:14?
Продолжение следует…"
_________________ С ув., мипо.
|