Подумайте ,а за счёт чего человек смог распространиться повсюду?
Например, животные для того, чтобы занять другие ареалы, чтобы жить в иных ландшафтных условиях,
эволюционируют за пределы вида!Человек же остаётся в пределах одного вида.
Ведь все животные живут в определённых для каждого вида условиях.
Так, волк, например, - степной зверь. Он живёт в степи или перелесках, но в глухой тайге волков нет.
Бурый Медведь - лесной зверь, в степи ему делать нечего.
А белый медведь - не сородичь ему, это уже другой вид, относящийся к роду медвежьих. Он настолько уже отдалился от своего какого-то прапрапрапредка, что к современному лесному бурому медведю относится так же, как теперешний человек к неандертальцу. Он приспособился жить в арктических льдах, питается тюленями.
Но, есть ещё такой "гималайский медведь", который так приспособился есть плоды, что живёт только на деревьях.
Все же люди остаются в пределах одного вида, и , тем не менее, распространились от Арктики до тропиков.Они живут в сухих местностях и в высокогорных, и во влажных, и в джунглях - где угодно, везде адаптируясь в любом ландшафте.
За счёт чего такая мобильность?
Во-первых, потому что человек, как принято считать по-научному, - существо социальное.
Что такое "социальный"? - это латинское слово "socium", переводимое как "общество", "общественный"; в таком значении употребляется во всех западно-европейских языках (как по отношению к животным формам, так и к человеческой).
Просто люди жили коллективами-группами, потому что
никто не смог бы выжить один.
И это групповое деление с появлением общества, естественно, не исчезло, а наоборот, постепенно развиваясь, создало те ценности, которые мы называем этносами.
"Этнос" у человека - это то же, что прайды у лювов, стаи у волоков, стада у копытных животных и т.д.Это - форма существования и выживания вида и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик (расы).
Расы различаются
по чисто внешним признакам, которые можно определить
анатомически."Этнос" же - нечто другое.
Итак, что есть разные этносы, всем известно. Это французы, немцы, папуасы, масаи, эллины, персы и т.д.
А вот что же это такое по своей сути ? Понятию "этнос" практически никто так и не дал толкового объяснения.
У разных этносов разные между собою (но общие внутри одного вида)
стереотипы мышления и поведения.Кроме того, ни один этнос на данный момент времени не существует с самого начала развития человечества.
Нигде нет такой карты, где бы этносы были показаны ну хотя бы от начала исторического периода.Были сарматы - нет их, на месте сарматов были половцы (куманы) - и их нет.
Два и более этносов могут сосуществовать и ассимилироваться на одной территории веками, а могут друг друга уничтожать.
Значит, "этнос" - это не биологическое и не социальное, а географическое явление!, всегда связанное с вмещающим ландшафтом, который "кормит" адаптированный этнос.
Существует целая так называемая наука - этнография.
Как и все науки, она
имеет систему изучения, выводит определённые закономерности, как и наука "физика", например.
Известно, что человечество КАК ВИД - едино, и в данном аспекте представляет собою антропосферу всей планеты (и является в целом частью биосферы Земли), но
имеет внутривидовое этническое разнообразие.Чем же определяется единство разнообразных этногенезов?
Оказывается, что в их основе лежит только одна модель этногенеза, проявляющаяся в последовательности фаз. (Дальше тем, кто с физикой не дружит, придётся напрячь ся )
Эта модель иллюстрирует частный случай проявления второго начала термодинамики (закона энтропии) - получение первичного импульса энергии системой и затем последующая растрата этой энергии на преодоление сопротивления внешней среды до тех пор, пока не уравняются энергетические потенциалы.
Переведём эти слова на язык житейского примера :
костёр от спички вспыхивает с одного края, тяга вначале увеличивается и пламя разгорается, затем горение замедляется из-за нехватки кислорода внутри костра, и огонь продолжает бушевать по краям. Наконец, сгорает всё топливо, угли затухают и превращаются в остывающий пепел.
Эта модель знакома кибернетикам.
В природе всё стареет: животные и растения, люди и этносы, культуры, идеи и памятники. И всё, преображаясь, возрождается обновлённым; благодаря этому диалектическому закону и развивается наша Праматерь - биосфера.
Собственно, к чему я это всё?
Очень просто: да к тому же, что обывательский спор о старшинстве и молодости разных народов - полный вздор! что ссоры и распри, ведущие к кровавым разборкам между народами, закладываются в почве невежества и национальных претензий на особую древность или особую духовную неприкосновенность...
Изучать надо просто свою и общюю историю
по-научному,
с системным подходом - и не будет тогда такого явления, как "национализм".
Вот, например, вам точка для отталкивания:
принцип пассионарности - колебательного движения времени, в течение которого умещается жизнь этноса от начальной точки запуска до окончательного затухания с растратой всех запасов энергии этногенеза.
Прочитайте труд "Конец и вновь начало" (Л.Гумилёв), где он изложил систематику и хронологию человечества сквозь призму механизма рассеивания энергии живого вещества биосферы, открытой и обоснованной ещё
академиком Вернадским ("ноосфера").
Гумилёв (тоже академик) изложил правило "осевого времени" (т.е. высшую цветуще-разрушительную фазу, в которой пассионарный "кряжевый" удар приходится на сам этнос, на его внутренние опоры и силу "перегрева", так сказать, этот этнос начинает направлять на своих соседей. "Осевое время" - это время прохождения через надлом энергетической природы этноса, и этот надлом переносят все народы.
Это - ЗАКАНОМЕРНОСТЬ, как и во всей Природе: угасание пассионарности связано с последним актом жизни этноса,
когда утрата императивов и мечты этноса становятся мемориальной частью его существования. Тема для умных, вообще-то, ожидается.
Вы книжку-то прочитайте....
Не все люди читают книги по истории.
А сейчас рынок наводнён несусветной литературой: пишут все, кому не лень. Немножко в "Ленинской" библиотеке посидели за копиями Нестора и Татищева и всё - считают, что можно уже целый труд строчить со сногсшибательными выводами...
И книги раскупаются большими тиражами - народ голодный, особенно по язычникам читает всё подряд
А кого и что читает - не задумываются.
А эта книга даёт МЕТОД изучения истории, а не просто перечисление тех или иных исторических событий, книга даёт общий взгляд на ход истории и её закономерности.
Не путайте только, пожалуйста,
научный труд с обыкновенным учебником по истории.
Это всё равно что сравнивать какой-то единичный случай со всей статистикой вообще...
В целом, надо сказать, цикличность историического процесса наблюдали ещё авторы Анналов - хронисты Рима и средневековые монахи.А за последние лет сто редкая вообще книга по истории может дать
всецелую картину того, что же такое история в том виде, в каком мы являемся её наследниками...
Данная тема предложена не для споров, а
для понимания самого исторического процесса - что откуда берётся, куда исчезает и по каким причинам, для понимания того, как один этнос превращается в другой, перенимая его стереотипы поведения.
И Лев Гумилёв - единственный историк, подошедший к проблеме изучения комплексно:
он привлёк представителей естественных наук - биологов, геологов, географов, климатологов, физиков и экологов.
Таким образом, историческое знание было проверено опытным путём!
А ведь в начале Нового времени в XVII - XVII веках историю кто писал?
Внутри одной народности - прежде всего астрономы, алхимики, мореплаватели, путешественники и свободные писатели...
А на международном поприще ? -всегда переписывали историю на заказ под новый политический строй и всегда это без крови не обходилось.
Так что, кто хочет знать, тот будет заниматься изучением серьёзно, если действительно хочет получить все точки над i
Так что вот вам две книжки: "Этногенез и биосфера Земли" и "Конец и вновь начало"
Ждёмс отзывов плиз ...