Мусульмане: Цитата:
К счастью, Коран сохранился абсолютно; он сохранился в перво-зданном виде до такой степени, что в нем не изменена и не перемещена ни одна буква. Он никогда не менялся, в отличие от Библии, и этот факт является несомненным до-казательством, что Коран — это непогрешимое Слово Божие.
С самого раннего детства в каждого мусульманина вдалбливают одно из величайших заблуждений: Библия была искажена, а Коран чудесным образом был сохранен от ка-ких—либо изменений. Истина же заключается в том, что доказательств текстуальной подлинности Библии неизмеримо больше, чем доказательств подлинности Корана. Да-вайте обратимся хотя бы к тому факту, что Библия состоит из шестидесяти шести книг, которые собирались в течение двух тысячелетий, тогда как Коран — сравнительно но-вая книга, написанная одним человеком за достаточно короткий промежуток времени в двадцать три года; как видите, существуют все основания полагать, что именно Библия достойна именоваться сохранившимся Словом Божиим. Давайте рассмотрим в качестве сравнения со всеми свидетельствами о рукописях Библии, что же в действительности происходило с самыми ранними кодексами Корана.
Изначальная компиляция текста КоранаВ течение жизни Мухаммада Коран никогда не переписывался и не составлялся в еди-ный текст. Как говорится в одном из наиболее надежных трудов о жизни и учении Му-хаммада, большая часть Корана была открыта ему незадолго до смерти и именно этот период его жизни был особенно богат на откровения (Сахих ал—Бухари, том 6, стр.474). Поэтому не было никаких оснований пытаться собрать его в единую книгу, особенно по той причине, что пока Мухаммад жил, оставалась надежда на получение дополнительных частей Корана.
И только после смерти Мухаммада были предприняты первые попытки собрать в еди-ное целое разрозненные рукописи текста Корана. Из того же источника явствует, что Абу Бакр, ближайший наследник Мухаммада, вдохновил хорошо известного чтеца Ко-рана Зайда ибн—Сабита собрать Коран в единый текст. Этот молодой человек писал, что ему пришлось обращаться к различным источникам, а именно: к стеблям пальмо-вых листьев, к тонким каменным пластинам и иным материалам, на которых были за-писаны части Корана, а также к памяти тех людей, которые знали его наизусть. По крайней мере один стих знал только один человек — Аби Хузайма ал—Ансари (Сахих ал—Бухари, том 6, стр.478). Собранный таким образом материал вряд ли можно считать его идеальным источником совершенной, непогрешимой компиляции.
В то время эта рукопись не представляла ровным счетом никакой ценности, разве что была облечена полномочиями самим халифом. Она была отдана на личное попечение Хафсы, одной из вдов Мухаммада (Сахих ал—Бухари, том 6, стр.478). Вскоре после этого ближайшими товарищами Мухаммада были скомпилированы остальные кодексы Корана; я считаю очень важным познакомить вас с наиболее известными из них.
1. Абдаллах ибн Мас’удОн чуть ли не самым первым был обращен в ислам. В исторических документах напи-сано, что когда Мухаммад упоминал четырех величайших авторитетов Корана, у кото-рых следовало его изучать, он неизменно называл имя Абдаллаха первым (Сахих ал—Бухари, том 5, стр.96). Хорошо известно, что он собрал собственную рукопись Корана, находясь в Куфе, где его вариант Корана считался официальным. В дошедших до нас исторических свидетельствах говорится, что никто, кроме него, не знал так хорошо текст Корана (Сахих ал—Бухари, том 6, стр.488).
2. Салим, получивший свободу раб Абу ХудхайфаОн был вторым персонажем в списке Мухаммада великих авторитетов Корана. И хотя он был убит в битве при Йамаме, вскоре после смерти Мухаммада, говорят, что он был первым из собравших Коран в мусхаф — рукопись или написанный кодекс (Ас—Суйути, Ал—Иткан фии Улум ал—Кур’ан, том 1, стр.135).
3. Убай ибн КаабЭтот человек также упоминается среди четырех авторитетов. Как говорится в источни-ках, Аллах настоятельно рекомендовал Мухаммаду слушать чтение частей Корана именно из уст этого человека. Он был широко известен как саййид ал—курра (образец чтецов). Он составил собственный текст Корана, который превалировал на протяжении долгого времени в Сирии.
Примерно в этот же исторический период было написано множество других кодексов. Среди них хорошо известны кодексы Али, Ибн Аббаса, Абу Мусы, Анаса ибн Малика и Ибн аз—Зубайра.
Приказ Усмана об уничтожении кодексовВ период правления Усмана, третьего преемника (халифа) Мухаммада, до него начали доходить слухи, что чтение Корана в провинциях мусульманского мира сильно разли-чалось. Усман решил объединить людей на почве мусхаф вахид (единого текста) и, по-сле затребования кодекса Зайда, который находился в распоряжении Хафсы, в Медине, где халиф заседал в правительстве, он приказал Зайду, вместе с тремя назначенными писцами, сделать семь дословных копий Корана, по числу провинций, и разослать их в каждую из них с приказом сжечь все имеющиеся в их распоряжении кодексы (сахих ал—Бухари, том 6, стр.479). Усман специально потребовал доставить ему кодексы Аб-дуллы ибн Ма’суда и Убаййа ибн Кааба, которые были уничтожены в его личном при-сутствии.
Сначала Абдулла ибн Ма’суд категорически отказывался подчиниться приказу. Копия кодекса Зайда никогда не была стандартизирована как официальный текст; она была использована только лишь потому, что в нужное время оказалась под руками Усмана, в Медине, и не была идентифицирована ни с одной группой мусульман. Абдулла жало-вался, что он получил семьдесят сур непосредственно от Мухаммада еще в то время, когда Зайд был маленьким мальчиком, так почему же он должен отказываться от того, чем обладал? (Ибн Аби Дауд, Китаб ал—Масахиф, стр.15). Кроме того, он недвусмыс-ленно давал понять, что предпочитает декламацию Корана, слышанную им от самого Мухаммада, нежели Зайда, сказав, что не считает кодекс Зайда в полной мере аутен-тичным, и добавив, что «люди виновны в ложном чтении Корана» (Ибн Саад, Китаб ал—Табакат ал—Кабир, том 2, стр.444).
И, несмотря на существование огромного количества свидетельств того, что кодекс Зайда был всего лишь одной из множества ранних рукописей и не имел под собой ни-каких оснований считаться лучшим из имеющихся в то время, менее всего мог считать-ся подлинной копией, он все—таки был стандартизирован Усманом как официальный текст Корана, каким остается и поныне. Позже, в этой главе, будет представлен сравни-тельный анализ сотен вариантов текстуальных чтений всех ранних кодексов Корана и нескольких выдержек из Библии. Однако на данном этапе мы должны обсудить дейст-вие Усмана, предавшего огню огромное количество рукописей Корана, составленных некоторыми ближайшими соратниками Мухаммада, включая и тех двух, которых он называл самыми лучшими знатоками Корана и от которых люди должны его учить.
Библию сжигали только ее враги. Усман приказал сжечь каждую рукопись Корана, от-личавшуюся от той, которая так удобно оказалась у него под руками. Кодексы, которые широко признавались как наиболее достоверные в различных областях, были сожжены в пользу рукописи, которую Хафса просто хранила у себя под кроватью! Это действие халифа вносит наиболее неблагоприятный контраст со свидетельствами, которые мы рассматривали в отношении библейского текста.