بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
اِنَّمَا اْلمُؤْمِنُونَ اِخْوَةٌ فَاَصْلِحُوا بَيْنَ اَخَوَيْكُمْ * اِدْفَعْ بِالَّتِى هِىَ اَحْسَنُ فَاِذَا الَّذِى بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَاَنَّهُ وَلِىّ ٌ حَمِيمٌ * وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللّهُ يُحِبُّ اْلمُحْسِنِين Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. "Ведь все, кто верует, - в едином братстве, А потому - мирите же обоих ваших братьев... " "Добро и зло не могут быть равны, Так оттолкни же зло добром, (И тот, кто ненависть к тебе питает, В родного друга обратится.)" Коран, 49:10 и 41:34 "... сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делаю- щих добро!" Коран, 3:134
Пристрастность, упрямство и зависть, которые порождают разлад и разобщенность, злобу и враждебность между верующими людьми, с точки зрения истины, мудрости и ислама, являющегося наивысшей гуманностью, а также в отношении личной, общественной и духовной жизни скверны и неприемлемы, несут вред и несправедливость и являются отравой для жизни человека.
О несправедливый человек, питающий злобу и ненависть к верующему человеку! Например, ты находишься на каком-нибудь корабле или в каком-либо доме, и вместе с тобой есть еще девять невинных людей и один преступник. Ты поймешь, в какой же степени жестоко поступит человек, который будет стараться потопить этот корабль или поджечь этот дом, и до небес огласишь о его жестокости. И даже если будет всего лишь один невинный человек и девять преступников, то опять же ни по какому закону правосудия этот корабль потопить нельзя. И точно так же, в естестве верующего человека, тело которого является своеобразным божественным домом и неким божественным судном, имеются не девять, а около двадцати таких невинных характерных черт, как иман (вера), ислам и соседство. И если ты, несмотря на это, питая злобу и враждебность к верующему человеку из-за одной его неблаговидной черты характера, которая вредит и не нравится тебе, пытаешься или желаешь потопить или поджечь, уничтожить этот своеобразный дом, это является такой же скверной и жестокой несправедливостью.
Когда ты считаешь, что твои мысли и путь, по которому ты идешь, верны, ты имеешь право сказать: "Мой путь верен" или "Мой путь еще лучше", но говорить: "Только мои путь единственно верен", - не имеешь права. Твой несправедливый взгляд и пренебрежительное мнение не могут выступать судьей. Они не могут, обвинив и ложности, осуждать чей-либо иной путь.
Если ты желаешь проявить злобу, то прояви ее к злобе, засевшей в твоем сердце, постарайся устранить ее. И враждуй со своими страстями (нэфс-и эммарэ) и капризами нэфса(души), которые больше всего вредят тебе, старайся исправить себя, свой нэфс. Не проявляй злобу к верующим из-за своего вредного нэфса. Если же хочешь проявить вражду, то злых безбожных людей много, - прояви ее к ним.
Да, подобно тому, как чувство любви само достойно любви, так и чувство ненависти прежде всего само достойно ненависти. Если хочешь победить своего врага, на его зло отвечай добром. Ибо если ты будешь отвечать злом, враждебность будет лишь только усиливаться. Если даже он внешне будет казаться побежденным, в его сердце затаится злоба, и он будет продолжать питать к тебе ненависть. Если же будешь отвечать ему добром, он пожалеет о случившемся и станет тебе другом...
Как сказано в этом изречении: اِذَا اَنْتَ اَكْرَمْتَ الْكَرِيمَ مَلَكْتَهُ *وَ اِنْ اَنْتَ اَكْرَمْتَ اللَّئِيمَ تَمَرَّدًا дело верующего - быть великодушным. Твое доброжелательство покорит твоего недруга. Если даже внешне он кажется низким, в отношении имана (веры) он достоин уважения.
|