Arsen писал(а):
Miri, я много думал над тем, почему в Православии так много "предметного", того, что связывает дух и материю в поклонении. Казалось бы, это лишь затрудняет путь ко спасению и оставляет пространство для соскальзывания в область внешнего обрядоверия. Однако я пришел к тому, что нам навязан неопротестантский стереотип псевдоспиритуализма, когда материя считается по содержанию более низкой, чем дух. Однако, это не евангельский взгляд. Христос пришел исцелить плоть и даровать нетление материальному телу. Человек - это не только дух, но тело и дух. Нельзя возвысить дух и пренебречь плотью, поэтому все естество человека должны быть вовлечено в поклонение Богу. Не только умом, но и телом: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости" (1 Фес. 5:23). Отсюда вовлечение тела, а значит и обряд, как форма участия оного в Богопочитании.
Православие остро чувствует освящение материального мира, который перестал быть чуждым Богу, когда Творец воспринял тленную плоть, то есть, вошел в материальный мир. Он входит в воды Иордана, отяжелевшие от грехов людских, и очищает их, наполняя воды крещения Божественным Духом. Он дает ученикам хлеб Тела и вино Крови своей, которые как уголь с небесного жертвенника очищают от греховного естества. Он велел ученикам мазать больных маслом и те исцелялись. Зачем понадобилась вода, хлеб и вино, а так же елей? Все это ради нашей двусоставной природы: для освящения не только духа, но и материи. Господь пришел исцелить человека всего целиком: "Я всего человека исцелил" (Иоан.7:23).
Спасибо за написанное тобой.
Я никогда не смотрела на материю свысока и не ставила дух выше тела. Даже когда придерживалась Эйдж-взглядов, где традиционно материя и мир презираются и отрицаются. Для меня соединенность духа и тела всегда выглядела, как брачный союз, в котором двое различных слиты воедино.
Христос придет в конце времен, чтобы исцелить и преобразить все - и духовное и материальное. Если Господу это небезразлично, то с чего мне презирать материю?
Я не могу принять не просто связи Духа Святого с материальными предметами, а жесткие рамки, в которые в Православии человек Его типа загнал и подчинил своей воле и заповедям человеческим.
Особенно тяжело я переношу вашу уверенность, что духовные воздействия не только допустимы, но и благодатны без участия души самого человека.
Что Дух, связанный с материальными предметами можно использовать как лекарство без минимального понимания "пациента" или с таким языческим пониманием сути обряда, что просто жуть пробирает.
Вы же сами пишете, что материальное - те же иконы - нужны, как помошь в духовном личном делании. С этим я согласна без слов. Костыли и перила - все это вещи нужные, когда дух слаб и в самом начале.
Но вы на них зацикливаетесь, привязываетесь к ним наглухо и зрелость в духовном к вам не приходит никогда имхо. Одна моя знакомая вообще не может без икон-образков молиться, а крестится на любой чих и мысль. По-моему, Благодать без какого-либо ее материального носителя) для нее непредставима и скорее всего невоспринимаема...
Думаешь, таким образом человек не закрывается от Духа?
Ты переживаешь, что СИ "закрвыаются" от материальных хлеба и вина. А когда человек не верит, что Дух Святой дышит, где хочет, а не только там, где верное чинопоследование и рукоположенный товарищ с правильноосвященной лентой на шее.
И без этой ленты хоть умри, а не видать вам таинств, независимо от дыхания Духа...(((
Не знаю, поймешь ли меня - сложные это вещи и в ваших книгах ответа на них я не встречала. Да я вообще на эту опасную тему у вас ничего не встречала кроме изложения основ и пропаганды.