Крипта пап. Катакомбы св. Каллиста. III век. Рим
(обратите внимание на иконографию на стенах)
Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим
Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима. В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они совершали богослужения.
Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв, заключаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения.
Чудо источения воды. Катакомбы св. Каллиста
Богоматерь с младенцем. III век
Так, в изображении «Оранты» из гробницы «Двух больших Орант» лицо молящейся прорезывается из мрака, подобно вспышке молнии. Громадные глаза с темными напряженными пятнами зрачков, резкий излом бровей — все это овеществленная метафора молитвы, стремление показать «глаза как зеркало души». В этих фигурах Орант видят то портреты умерших женщин, то олицетворение Церкви, то олицетворение праведной души человеческой.
Молящаяся. Погребение Присциллы. Середина III века
Из числа новозаветных событий «Поклонение волхвов» встречается в катакомбной живописи до десяти раз, двадцать раз встречается сюжет «Воскрешение Лазаря». В этих композициях Иисус Христос в образе юноши держит в правой руке жезл и касается им спеленутой мумии, стоящей в гробнице.
Богородица, стиль изображения Оранта. Гробница «Двух больших орант» Деталь
Одно из самых древних изображений Богоматери встречается в катакомбах Присциллы и относится к I–II вв. н.э. Богоматерь представлена с Младенцем на руках, с покрытой головой, в обычном костюме римской женщины. Лицо ее отличается классической правильностью, взгляд задумчивый, сосредоточенный.
Кубикула (спальная комната) Велато в катакомбах Присцилы
Пожалуй, наиболее впечатляющий образ — Христос из катакомбы св. Петра и Марцелина. Трудно найти в мировом искусстве образ Спасителя, в той же мере исполненный таинственной, не передаваемой словами глубины. Таков и древнейший в христианском искусстве образ Богоматери с Младенцем на руках из катакомбы св. Присциллы и предстоящим перед ней пророком Исайей, который держит свиток со звездой: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий...» (Ис. 9:2).
Древнейший сохранившийся образ Пресвятой Девы. Слева от нее представлен пророк (возможно, Исайя), указующий на звезду.
На илл.: Богоматерь с Младенцем. Катакомбы Присциллы. Рим. Конец II века
Изображения орант, поднявших руки в молении, часто встречаются в живописи катакомб. Образ оранты из кубикула Гранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.
На илл.: Оранта в богатых одеяниях. Деталь росписи кубикула Гранты катакомб Джиордани. Середина IV века
Христос на троне с апостолами Петром и Павлом и избранными святыми. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина. Рим. IV век
Также еще много интересного здесь:
http://apologetica.altervista.org/sacra ... acombe.htm