Наследие «мужей апостольских» - чистый голос древней Церкви или начало великого отступничества?
Сочинения «мужей апостольского века» имеют ключевое значение для понимания истории ранней христианской литературы и Церкви. Их создатели не просто были знакомы с апостолами и евангелистами, но учились у них. С ними разделяли труды евангельской проповеди и после них остались непосредственными приемниками их служения для Церкви. Жизнь Христа и его современников не была отделена от них многими поколениями, а слова Мессии и апостолов передавались устно. История христианской общины лежала прямо перед глазами апостольскими мужами. Сочинения «мужей апостольских» принадлежат ко второй (вслед за новозаветной ) волне христианских писаний. Они создавались в период с конца I века по середину II века. н.э. Эти писания произошли не из стремления представить систему христианского учения. Почти все они вызваны временными нуждами и положением той или иной общины. Христиане составляли одну единую семью. Несмотря на определенную архаичность сочинений апостольских мужей и отсутствие глубокомысленных доктрин, эти небольшие свидетельства о первых поколениях христиан бесценны. Они создавались не для не для внешних пользователей, а для собратьев по общине, гонимой и не понимаемой окружением. Мужи апостольские писали еще в то время, когда Церкви только предстояло войти в мир, чтобы преобразовать общественную жизнь и само Римское государство. Такого рода происхождение писаний мужей апостольских отражается на них характером простоты, искренности и безыскусственности , проникнутой высоким одушевлением веры.
Труды апостольских мужей, написанные в максимально близкое время к апостольским писаниям и находящиеся с ними в близком соприкосновении, делают их важным пособием для понимания НЗ. Авторитет этих писаний был настолько высок, что во многих древних христианских общинах их читали вместе с новозаветными, а кое где даже признавали богодухновенными. В пользу их распространенности и авторитете среди христиан говорит и тот факт, что в таких известных кодексах, как Синайский, Александрийский и Ватиканский, мы находим их присутствие.
Первая половина II века особенно примечательна тем, что в ту эпоху еще были живы христиане, получившие дары Святого Духа от апостолов. Христианские апологеты, Ириней Лионский и Иустин Мученик (II век), свидетельствуют о том, что в их время дары Духа все еще проявлялись в Церкви, хотя конечно не в такой степени, как в I веке. Этот факт говорит в пользу того, что во II веке Церковь еще не могла целиком стать отступнической.
В число «апостольских мужей» входят: Климент Римский (ученик Петра, епископ Рима с 92 по 101 год н.э.), Игнатий Антиохийский (ученик апостолов Петра и Павла, епископ Антиохии с 68 по 107 год н.э.), Поликарп Смирнский (ученик и близкий друг Иоанна, епископ Смирны со 110 по 156 год н.э.). Все трое мученически закончили свою жизнь. Их письма в христианские общины заметно проливают свет на то, во что верили христиане на стыке веков, конца I и начала II века. Особо обращает на себя внимание то, что они писали письма в общины, основанные самими апостолами – в Коринф, Рим, Эфес, Смирны и Филиппы. Также весьма большой интерес представляет первый раннехристианский сборник правил «Дадахе», датируемый концом I века и знаменитая книга «Пастырь Ермы», написанная в первой четверти II столетия. Прочитав послания трех апостольских преемников, а также «Дидахе» и «Пастырь Ермы», я решил выделить по пунктам особенно примечательные моменты:
О крещении: 1 А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2 Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, окрести в теплой. 3 Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Дидах.7:1-3)
О Евхаристии
И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам. (Дидах.9:5)
Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов. (Игнат. Эфесянам 13)
так что повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе. (Игнат. Эфесянам, 20)
В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. (Дидах.14:1)
Итак, старайтесь иметь одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете вы о Боге. (Игнатий, епископ Антиохийский. Послание к филадельфийцам.)
Они [еретики] удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости. (Игнатий, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам.)
Только та евхаристия должна, почитаться истинной, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. (...) Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. (Игнатий, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам.)
О Божественности Христа:
Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили их в глубине сердца, и страдания Его были пред очами вашими.
(1КорКлим.2:1)
«Сын Божий древнее всякой твари, так что присутствовал на совете Отца Своего о создании твари» (Пастырь Ерымы, Подобие 9, 12)
по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною. (Игнат. Эфесянам 1:1)
«Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело» (Игнат. Эфесянам 1:1)
Вам должно остерегаться от них [притворно носящих имя Христа], ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос. (Игнат. Эфесянам 7)
Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божиему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду. (Игнат.1:18)
так как Бог явился почеловечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти. (Игнат. Эфесянам 19)
вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо (Игнат. Магнезийцам 6)
Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из молчания, и Который во всем благоугодил Пославшему Его. (Игнат. Магнезийцам 8)
Послание к римлянам Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, Бога нашего, - церкви, председательствующей в столице области римской… ; к тем, которые по плоти и духу соединены между собою во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета, желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем. (Игнат. Римлянам )
Бог наш Иисус Христос является в большой славе, когда Он во Отце. (Игнат. Римлянам 3)
Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. (Игнат. Римлянам 6)
Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас. (Игнат. Смирнянам 1)
Ожидай Того, Кто выше времени безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего. (Игнат. Поликарпу Смирнскому, 3)
Желаю вам всегда укрепляться в Боге нашем Иисусе Христе. (Игнат. Поликарпу Смирнскому, 8)
Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник, Сын Божий Иисус Христос, да утвердить вас в вере и истине, во всякой кротости и незлобии, терпении и великодушии, воздержании и целомудрии (Поликарп Смрнский Филиппийцам 12)
О посмертной участи праведников:
Петр от беззаконной зависти понес не одно, не два, но многие страдания, и так, претерпевши мученичество, отошел в подобающее место славы. … [Павел] будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру. Научив весь мир правде и дойдя до границы Запада, он мученически засвидетельствовал истину перед правителями. Так он переселился из мира и перешел в место святое, сделавшись величайшим образцом терпения. (1КорКлим.5:1)
Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места (1КорКлим.44:1)
И вы, праведники, стойте твердо и не будьте двоедушны, чтобы переселение ваше было со святыми ангелами. (Ерм1.2:2)
Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу (Игнат. Эфесянам 12)
Очищайте дух мой, не только теперь, но и тогда, когда я приду к Богу. (Игнатий, Траллийцам 13)
Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, - только бы достигнуть мне Христа. (Игнат. Римлянам 5)
О церковном устройстве:
[Апостолы] проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: "поставлю епископов их в правде и диаконов в вере" (Ис. 60, 17). (1КорКлим.42:1)
И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получив совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом еще установили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства.
Цитирование апокрифов:
Блаженная Юдифь во время осады города испросила позволение у старейшин пойти в стан иноплеменников. И пошла она, подвергая себя опасности из любви к своему отечеству и народу осажденному, и Господь предал Олоферна в руки женщины (1-е Коринфянам св. Климента Римского 55)
Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо "милостыня избавляет от смерти" (Тов. 4:10; 12:9). (Послание Поликарпа филиппийцам 10:1)
О вечном наказании:
Ибо исполняя волю Христа, мы найдем покой, иначе: ничто не избавить нас от вечного наказания, если мы презрим заповеди Его. (2КорКлим.6:1)
Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие домы (1Кор. 6, 9-10; Еф. 5, 5) Царствия Божиего не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает. (Игнат.1:16)
О воскресении в плоти:
Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же. (2КорКлим.9:1)
Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный (Лук. 24, 39). Они тотчас прикоснулись к Чему, и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом. (Игнат. Смирнянам 3)
Об Архангеле Михаиле:
- Слушай, - сказал он, - это большое дерево, покрывающее поля и горы и всю землю, означает Закон Божий, данный всему миру; Закон этот есть Сын Божий, проповеданный во всех концах земли. Люди, стоящие под сенью его, означают тех, которые услышали проповедь и уверовали в Него. Величественный и сильный ангел есть Михаил, который имеет власть над этим народом и управляет им: он насаждает Закон в сердцах верующих и наблюдает за теми, которым дал Закон, соблюдают ли они его. (Ерм3.8:3)
О последних днях:
Он явился в последние дни, сделался новой дверью для того чтобы желающие спастись чрез нее вошли в Царство Божие (Пастырь Ерымы, Подобие 9, 12)
Уже последние времена (Игнат. Эфесянам 11)
О почитании Христа:
Посему следует всячески славить Иисуса Христа, который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно (Игнат. Эфесянам 2:1)
Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу. (Игнат. Римлянам 4)
О Церкви и о спасении вне ее:
Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божиего. Если молитва двоих имеет великую силу (Мтф. 18, 19), то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; (Игнат. Эфесянам 5:1)
Почитайте диаконов, епископа и пресвитеров. Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. (Игнат. Траллийцам 3)
О постах
будем "бодрствовать в молитвах" (1Петр. 4:7), пребывать в постах; в молитвах будем просить всевидящаго Бога не ввести нас во искушение, как сказал Господь: "дух бодр, но плоть немощна" (Мф. 26:41). (Послание Поликарпа Смирнского филиппийцам 7)
А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня. (Дидах.7:4)
Итак, что можно сказать о верованиях древних христиан конца I века и первой половины II века?
Мы видим, что для них евхаристия была не просто воспоминанием и символом Крови и Тела Христа, но реальным приобщением к Плоти и Крови Спасителя, «врачевством бессмертия». Участие в ней было обязательным. Евхаристия совершалась епископом только в кругу крещенных.
Крещение совершалось во имя Отца, Сына и Святого Духа. Такова древнейшая практика Церкви.
Древние христиане однозначно исповедовали Божественность Христа. Он вечен так как рожден «прежде век» и не является творением. Бог явил себя в нем, человеке Иисусе Христе.
Выражается вера в посмертное единение с Господом, называемое «переселением».
Общины управлялись назначенными епископами и пресвитерами. Вся община принимала участие в избрании служителей.
Раннехристианские авторы цитируют неканонические книги, которые содержались в Септуагинте.
Нечестивых ожидает «вечное наказание» в «неугасимом огне».
Выражается вера во всеобщее воскресение во плоти.
Архангел Михаил не отождествляется с Христом.
Древние христиане верили, что живут в последние дни.
Они молились Христу.
Считали, что вне Церкви нет спасения. Причем, апостольская преемственность считается принципиальной.
Ранние христиане практиковали посты.
Большая часть их верований считается Организацией явным отступничеством. Однако совершенно не понятно, как христианские общины, находящиеся в разных местах империи, одновременно могли так быстро отклониться от "истины" в таких важных вопросах? Насколько это реально с исторической точки зрения? Лично мне это представляется крайне маловероятным.
Церковный автор III века н.э. Тертуллиан писал: «Ведь как апостолы не учили ничему несогласному, так и мужи апостольские не провозглашали ничего противного апостолам, - ибо те, которые научились от апостолов, не могли проповедовать иначе» (О ПРОСКРИПЦИИ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ, 32).
_________________ "Лучше ошибиться в любви, чем в ее отсутствии" (бл. Августин Иппонский)
|