Богословие Юстина. В чём сходство, в чём отличие.Цитата:
Потому-то нас называют безбожниками. И сознаемся, что мы безбожники в отношении к таким мнимым богам, но не в отношении к Богу истиннейшему, Отцу правды и целомудрия и прочих добродетелей, и чистому от всякого зла. Но как Его, так и пришедшего от Него Сына и передавшего нам это учение, вместе с воинством прочих, последующих и уподобляющихся Ему благих ангелов, равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся, воздавая честь словом и истиною, и открыто преподавая это всякому желающему научиться так, как сами мы научены.
Здесь общие положения и примечательно, что Дух идёт после Ангелов по степени важности. Хотя позже он сказал:
Цитата:
Он Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем.
Примечательны такие выражения
Цитата:
Слово, которое после Бога-Отца есть державнейший и правосуднейший из всех правитель.
Первая же по Отцу всего и Владыке Боге Сила и Сын есть Слово, Которое приняло плоть и сделалось человеком, — каким образом, о том скажем после
Казалось бы всё ясно, но не всё так гладко.
Цитата:
Что мы справедливо почитаем Его, — я докажу вам. Нас обвиняют в безумии за то, что мы после неизменного и вечного Бога и Отца всего даем второе место распятому человеку, а не знают заключающейся в этом тайны. Я изложу ее вам, а вас прошу тщательно вникнуть в нее.
Во-первых они:
Цитата:
уверовали Слову, и теперь посредством Сына следуем Единому Богу нерожденному
Только Бог у него нерождённый, в отличие от Оригена, Тертуллиана и прочих до них. Во-вторых:
Цитата:
И если мы говорим, что Слово, которое есть первородный Сын Божий, Иисус Христос, Учитель наш, родился без смешения, и что он распят, умер и, воскресши, вознесся на небо, то мы не вводим ничего отличного от того, что вы говорите о так называемых у вас сыновьях Зевса. Известно вам, сколько было сынов Зевсовых, по сказанию уважаемых у вас писателей: Гермес, истолковательное слово и учитель всех; Эскулапий, бывший также врачом, который был поражен молнией и возшел на небо; также Диoниc растерзанный; Геркулес, во избежание трудов бросившийся в огонь; Диоскуры родившиеся от Леды, и Персей от Данаи, и родившийся от людей Беллерофонт, вознесшийся на коне Пегасе. Что уже говорить об Ариадне и других, которые подобно ей поставлены между звездами?
Но Сын Божий, называемый Иисус, хотя бы и просто был только человек, по своей премудрости достоин называться Сыном Божьим: ибо все ваши писатели называют Бога Отцом и человеков и богов. Если же мы говорим, что Он, Слово Божие, родился от Бога особенным образом и выше обыкновенного рождения, то, как прежде мы сказали, пусть это будет у нас общее с вами, которые Гермеса называете Словом — вестником от Бога. А если кто возразит, что Христос был распят, то и это общее с вышеперечисленными, по-вашему, сынами Зевса, которые подверглись страданиям. Конечно, страдания их, доведшие до смерти, как рассказывается, были неодинаковы, но различны, так что Он, и по особенности Своего страдания, кажется, ничем не ниже их, но даже докажу, как предпринял я сделать в предварительной части своей апологии, или уже доказал, что Он выше их в этом отношены: ибо из дел оказывается, кто лучше. Если мы говорим, что Он родился от Девы, то почитайте и это общим с Персеем. Когда объявляем, что он исцелял хромых, расслабленных и слепых от рождения, и воскрешал мертвых, то и в этом случае должно представить, что мы говорим подобное тому, что говорят о деяниях Эскулапия.
Здесь в отличие от тех, Юстин не стесняется сравнивать Сына Бога с сынами богов эллинских, показывая тем самым, что речь идёт действительно о сыне, а не просто о названиях.
Цитата:
И посланный в то время к Деве Ангел Божий благовестил ей такими словами: “вот зачнешь во чреве от Духа Святого и родишь Сына, и Он наречется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их”. Так повествуют те, которые описали все, касающееся до Спасителя нашего Иисуса Христа, и мы верим им, потому что и через вышеупомянутого Исаию пророчественный Дух предсказал, что Христос родится, как я выше изложил. Под именем Духа и Силы от Бога должно не иное что разуметь, как Слово, которое есть и перворожденный у Бога, как указал вышесказанный пророк Моисей; и этот Дух, сошедший на Деву и осенивший ее, не совокуплением, но силою сделал ее имеющей во чреве. Имя же Иисус, если перевести с еврейского на греческий язык, значить Спаситель; почему и Ангел сказал Деве: “и наречешь Ему имя Иисус: ибо Он спасет людей своих от грехов их”. А что пророчествующие бывают вдохновенны не иным чем, как Словом Божьим, с этим и вы, думаю, согласитесь.
Здесь сходное со всеми снизхождение Слова в Марию, к которому, конечно, очень много вопросов. Да и Юстин здесь толкует, а не воспроизводит. Они явно совершенно не понимали этого процесса и выдвигали, что могли, что позволял их тогдашний уровень. Бог всё делает через своё Слово, он же и Дух.
Цитата:
Когда слышите слова пророков, изрекаемых как бы от чьего лица, то не думайте, что они говорятся от самих тех вдохновенных мужей, но от движущего их Слова Божия. Оно иногда предвещательно говорить о том, что будет, иногда говорить как от лица Владыки всего и Отца Бога, иногда как от лица Христова, иногда как от лица людей, ответствующих Господу или Отцу Его: это самое можно видеть и у ваших писателей, где хотя один пишет все, но вводит говорящие лица.
Казалось бы вопрос решён.
Цитата:
Ибо, как я выше сказал, Он был Единородный у Отца всего, собственно от Него рожденный, как Слово и Сила, а потом сделался человеком от Девы
Но разговор с Трифаном показывает, что есть и кардинальные отличия от будущих философов. Иудею он доказывает, что
Цитата:
есть иной, нежели Бог Творец всего, – иной, разумею, по числу, а не по воле, ибо я утверждаю, что Он делал только то, что сотворившему все Богу, выше Которого нет другого Бога, угодно было, чтоб Он делал и говорил...
Говоря «как один из Нас», Он указал на число Лиц, соприсущих друг другу, и по крайней мере двух.
...вы не должны думать, что Сам нерожденный Бог сходил или восходил с какого-нибудь места. Ибо неизреченный Отец и Господь всего не приходит в какое-либо место, не ходит, не спит и не встает, но пребывает в Своей стране, какая бы она ни была, ясно видит и слышит, не глазами или ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает, и никто из нас не скрыт от Него; Он недвижим и необъемлем каким-либо местом, ни даже целым миром, потому что Он существовал прежде, нежели сотворен мир. Как же Он мог бы говорить с кем-нибудь или быть видимым кому-нибудь или явиться в малейшей части земли, когда народ ваш не мог смотреть на Синае даже на славу посланного от Него, и сам Моисей не мог войти в Скинию, устроенную им, когда она была исполнена Божией славою, и священник не имел силы стоять пред храмом, когда Соломон внес ковчег в дом Иерусалимский, построенный им самим? Итак, ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа, но она видели Того, Который по воле Его есть и Бог, Сын Его и вместе Ангел Его по служению воле Его, – Который по определению Его должен был сделаться человеком от Девы, и Который некогда сделался даже огнем во время беседы с Моисеем из купины. Ибо если не так будем понимать Писания, то выйдет, что Отец и Господь всего не был на небесах, когда Моисеем сказано: «И послал Господь на Содом огонь и серу от Господа с неба»
Юстин не считает Слово безликим проявлением Божества, а называет вторым реальным Богом! Особенно важны для понимания его следующие слова:
Цитата:
некоторые хотят предупредить мои объяснения и сказать, что та Сила, которая явилась от Отца всего Моисею или Аврааму или Иакову, названа Ангелом по ее приближению к человекам, так как чрез нее возвещаются людям повеления от Отца, – Славою, так как иногда она является в необъятном видении, – то мужем и человеком, потому что по воле Отца принимает на себя такие образы, и наконец Словом, потому что приносит сообщения от Отца к людям; но эта Сила неотлучна и неотделима от Отца, как солнечный свет на земле, говорят, неразделен и неотделим от солнца, которое на небе, и когда заходит, то и свет вместе с ним пропадает: так и Отец, когда хочет, допускает силе Своей выступать, и когда хочет, возводит ее в Себя Самого. Таким же образом, говорят они, Он и Ангелов творит. Но доказано, что ангелы существуют и всегда пребывают, и не разрешаются опять в то, из чего произошли. И что Сила, которую пророческое слово называет и Богом, как доказано это также вполне, и Ангелом, не только по имени считается (другою), как свет солнечный, но и по числу есть нечто иное, об этом я уже кратко рассуждал, когда говорил, что эта Сила рождена от Отца силою и волею Его, но не чрез отсечение, как будто разделилась сущность Отца, подобно всем прочим вещам, которые делятся и раздробляются, и не остаются теми же, какими были прежде разделения; и для примера я взял то, как мы видим, что от огня зажигаются другие огни, тогда как нисколько не уменьшился тот огонь, от которого могут загореться многие огни, а остается таким же.
Он не согласен с мнением, которое в будущем станет нормативным, что Сын, как луч света от Солнца, неотделим от Бога. Отделим, как огонь свечи. Как и Ангелы отдельные от Него существа! Далее ещё лучше:
Цитата:
Теперь повторю те места Писания, которые я привел, чтобы доказать это. Когда говорит: «Господь низвел огонь с неба», то этим пророческое слово указывает на двоих по числу: одного, находящегося на земле, Который, говорит Писание, сошел видеть вопль Содомлян, а другого, пребывающего на небесах, Который есть Господь Господа, находившегося на земле, как Отец и Бог, и Виновник того, что Он могуществен и есть Господь и Бог. Опять, когда Писание говорит, что в начале Бог сказал: «вот Адам сделался, как один из Нас», то слова «как один из Нас» также указывают на число, но не допускают иносказательного изъяснения, как стараются истолковать софисты, неспособные ни сказать, ни понять истины. И в книге Премудрости сказано: «если я возвещу вам то, что бывает ежедневно – перечислю то, что есть от века. Господь создал Меня началом путей своих на дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели сотворил бездны, прежде нежели произошли источники вод, прежде нежели горы утвердились, прежде всех холмов Он рождает Меня». Сказавши это, я присоединил: вы, слушатели, понимаете, если только вы обращали внимание, что по свидетельству Писания, это Порождение рождено от Отца прежде всех тварей; и что Рожденное есть по числу другое от Рождающего, с этим всякий согласится.
Наконец-то он приводит более точную аналогию: рождение человека. Это лучше чем пример с пламенем или лучом света. Рождение тоже происходит не через отсечение и предыдущий организм остаётся цел, но рождаемое от него, является уже отдельным организмом тоже. А так как это он повторяет многократно, то можно сделать вывод, что его богословие отлично от последующих, в этом вопросе. Хотя бы в этом немаловажном нюансе.
Цитата:
Окончивши это, я спросил: поняли ли вы, друзья, что Бог обещает дать славу Свою Тому, Которого Он поставил во свете язычников, и не другому кому; а не то, что, как говорит Трифон, будто Бог удержит славу для Самого Себя?