Ради справедливости , я как и обещал для всеобщего анализирования приведу комментарий СИ относительно Откровения 20 глава :
Поражение змея в голову
Видение Откровение 20:1-10 Основная мысль: заключение Сатаны в бездну; Тысячелетнее правление; последнее испытание человечества; уничтожение Сатаны. Время исполнения: с конца великого бедствия до уничтожения Сатаны.
ПОМНИТЕ первое библейское пророчество? Его высказал Иегова Бог, обращаясь к змею: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15). Теперь исполнение этого пророчества приближается к апогею! Мы проследили, как на протяжении веков Сатана враждовал с небесной, подобной женщине организацией Иеговы (Откровение 12:1, 9). Земное семя Змея, в которое входит, например, религия, политика и большой бизнес, обрушивало жестокое преследование на семя женщины, на Иисуса Христа и на 144 тысячи его помазанных последователей (Иоанна 8:37, 44; Галатам 3:16, 29). Сатана сделал так, что Иисус умер мучительной смертью. Но это было всего лишь укусом в пяту, так как на третий день Бог воскресил своего верного Сына (Деяния 10:38-40). 2 А что будет со Змеем и его семенем? Около 56 года н. э. апостол Павел написал большое письмо христианам, жившим в Риме. В заключении письма он ободрил их такими словами: «Бог же, дающий мир, вскоре сокрушит Сатану под вашими ногами» (Римлянам 16:20). Это уже не поверхностный удар. Сатана будет сокрушен! Здесь Павел употребил греческое слово синтри’бо, означающее «ударом довести до желеобразного состояния, растоптать, раздавить, полностью уничтожив». Человеческое же семя Змея в день Господа подвергнется мучительным язвам, апогеем которых будет великая скорбь, означающая полное уничтожение Вавилона Великого и политических систем этого мира вместе с их приспешниками из финансистов и военных (Откровение, главы 18 и 19). Так Иегова приведет к апогею вражду между двумя семенами. Семя женщины Бога восторжествует над земным семенем Змея, и семя Змея исчезнет!
Сатана заключен в бездну
3 А что ждет самого Сатану и его демонов? Иоанн говорит нам: «И увидел я, как с неба спускается ангел с ключом от бездны и с большой цепью в руке своей. И схватил он дракона, древнего змея, который есть Дьявол и Сатана, и связал его на тысячу лет. И бросил его в бездну, и закрыл ее, и запечатал ее над ним, чтобы больше не вводил в заблуждение народы, пока не окончится тысяча лет. После этого он должен быть освобожден на короткое время» (Откровение 20:1-3). 4 Кто этот ангел? Он должен быть необыкновенно сильным, чтобы одолеть главного врага Иеговы. У него «ключ от бездны и... большая цепь». Нет ли в этом сходства с одним из предыдущих видений? Есть, ведь царь саранчи назван «ангелом бездны» (Откровение 9:11). Итак, мы вновь наблюдаем, как действует Главный Защитник владычества Иеговы, прославленный Иисус Христос. Неужели он, архангел, который сбрасывал Сатану с неба, судил Вавилон Великий и уничтожал в Армагеддоне «царей земных с воинствами их», отойдет в сторону, чтобы дать меньшему ангелу нанести решающий удар и заключить Сатану в бездну? (Откровение 12:7-9; 18:1, 2; 19:11-21). 5 Когда большой огненно-красный дракон был сброшен с неба, о нем говорилось как о «древнем змее, называемом Дьяволом и Сатаной, вводящем в заблуждение всю обитаемую землю» (Откровение 12:3, 9). Теперь, когда он схвачен и заключен в бездну, он вновь описывается всесторонне, как «дракон, древний змей, который есть Дьявол и Сатана». Этот пожиратель, этот бесславный обманщик, клеветник и противник скован цепью и брошен «в бездну», которая закрывается и надежно запечатывается, «чтобы больше не вводил в заблуждение народы». Сатана заточается в бездну на тысячу лет, в течение которых он сможет влиять на человечество не больше, чем узник глубокой темницы. Ангел бездны лишает Сатану всякой возможности соприкасаться с Царством праведности. Какое облегчение испытывает человечество! 6 А что происходит с демонами? Они тоже «сберегаются... для суда» (2 Петра 2:4). Сатана назван «Веельзевулом, властителем демонов» (Луки 11:15, 18; Матфея 10:25). Разве они, столько времени действовавшие заодно с Сатаной, не заслуживают такого же осуждения? Демоны уже давно боятся этой бездны. Однажды, когда им противостал Иисус, они «умоляли его не приказывать им идти в бездну» (Луки 8:31). Но когда в бездну будет заключен Сатана, его ангелы, конечно, будут брошены туда вместе с ним. (Сравните Исаия 24:21, 22.) После заточения в бездне Сатаны и его демонов ничто не будет препятствовать началу Тысячелетнего правления Иисуса Христа. 7 Будут ли Сатана и его демоны как-то действовать, находясь в бездне? Вспомним багряного семиглавого зверя, которого «нет», но который «вскоре поднимется из бездны» (Откровение 17:8). Пока он находился в бездне, его «не было». Он бездействовал, был парализован, мертвым в отношении всех намерений и замыслов. В таком же ключе апостол Павел сказал об Иисусе Христе: «…Кто спустится в бездну?" (чтобы поднять Христа из мертвых)» (Римлянам 10:7). Находясь в бездне, Иисус был мертв. Поэтому логично, что в течение тысячи лет, на которые Сатана и его демоны будут заключены в бездну, они будут пребывать в состоянии бездеятельности, подобном смерти. Какое радостное известие для всех любящих праведность!
Судьи на тысячу лет
8 После тысячи лет Сатана будет выпущен из бездны на короткое время. Зачем? Прежде чем ответить на этот вопрос, Иоанн вновь обращает наше внимание на начало этого периода. Мы читаем: «И увидел я престолы и тех, кто сел на них, и дана была им власть судить» (Откровение 20:4а). Кто это сидит на престолах и правит на небесах вместе с прославленным Иисусом? 9 Это «святые», которых Даниил описал как правящих в Царстве «как бы [с] Сыном человеческим» (Даниил 7:13, 14, 18). Это те 24 старейшины, сидящие на небесных престолах в присутствии самого Иеговы (Откровение 4:4). Среди них 12 апостолов, которым Иисус обещал: «При воссоздании, когда Сын человеческий сядет на славный престол свой, вы, последовавшие за мной, также сядете на двенадцать престолов и будете судить двенадцать племен Израиля» (Матфея 19:28). Среди них и Павел, и те коринфские христиане, которые остались верными (1 Коринфянам 4:8; 6:2, 3). Среди них также члены лаодикийского собрания, ставшие победителями (Откровение 3:21). 10 Престолы - а их 144 тысячи - приготовлены для помазанников-победителей, которые «куплены из людей как первые плоды Богу и Агнцу» (Откровение 14:1, 4). Иоанн продолжает: «И увидел я души казненных топором, за то что свидетельствовали об Иисусе и говорили о Боге, и тех, кто не поклонился ни зверю, ни изображению его и не принял знак на чело и на руку» (Откровение 20:4б). Итак, среди этих царей есть помазанные духом христианские мученики, которые при снятии пятой печати спрашивали Иегову, сколько еще он будет ждать, прежде чем отомстит за их кровь. В то время им была дана белая одежда и было сказано подождать еще немного. Но теперь они отомщены: Вавилон Великий опустошен, народы уничтожены Царем царей и Господом господствующих, а Сатана заключен в бездну (Откровение 6:9-11; 17:16; 19:15, 16). 11 Были ли все 144 тысячи царей-судей буквально «казнены топором»? Нет, скорее всего, лишь немногие из них. Однако это выражение, безусловно, должно относиться ко всем христианам-помазанникам, претерпевшим тот или иной вид мученической смерти (Матфея 10:22, 28). Сатане, конечно, хотелось бы казнить топором их всех, но на самом деле не все помазанные братья Иисуса умирают как мученики. Многие из них умерли от болезней или от старости. Однако они тоже принадлежат к группе, которую сейчас видит Иоанн. В каком-то смысле все они умерли жертвенной смертью (Римлянам 6:3-5). Кроме того, все они были не от мира. А значит, все они были ненавидимы миром и, по сути, стали мертвыми в его глазах (Иоанна 15:19; 1 Коринфянам 4:13). Никто из них не поклонялся зверю и его изображению, и, когда они умерли, ни у кого из них не было знака зверя. Все они умерли победителями (1 Иоанна 5:4; Откровение 2:7; 3:12; 12:11). 12 Теперь эти победители снова живы. Иоанн пишет: «И они ожили и царствовали с Христом тысячу лет» (Откровение 20:4в). Означает ли это, что эти судьи не будут воскрешены до тех пор, пока народы не будут уничтожены, а Сатана со своими демонами заключен в бездну? Нет. Большинство из них уже живы, ведь они вместе с Иисусом выступали против народов во время Армагеддона (Откровение 2:26, 27; 19:14). Да, Павел отмечал, что их воскресение начнется вскоре после начала присутствия Христа в 1914 году и что одни воскреснут раньше других (1 Коринфянам 15:51-54; 1 Фессалоникийцам 4:15-17). А значит, они оживают на протяжении определенного периода, по мере того как каждый из них получает дар бессмертной жизни на небесах (2 Фессалоникийцам 1:7; 2 Петра 3:11-14). 13 Они будут править и судить тысячу лет. Буквальная ли это тысяча лет или это лишь символ неоговоренного, долгого периода? Слово «тысячи» может указывать на большое, неопределенное число, что видно, например, в 1 Царств 21:11. В Откровении же «тысячу» следует понимать буквально, потому что в 20-й главе, стихах с 5-го по 7-й это слово три раза употребляется с определенным артиклем. Павел назвал это время суда «днем»: «Он [Бог] установил день, в который намерен праведно судить обитаемую землю» (Деяния 17:31). Поскольку, по словам Петра, один день в глазах Иеговы как тысяча лет, вполне логично, что этот День Суда будет длиться буквальные тысячу лет (2 Петра 3:8).
Остальные из мертвых
14 Кого же будут судить эти цари, если, как замечает Иоанн, «(остальные из мертвых не ожили, пока не окончилась тысяча лет)»? (Откровение 20:5а). Здесь выражение «ожить» тоже следует понимать в зависимости от контекста. Его значение может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Например, вот что Павел сказал о помазанных духом соверующих: «А вас Бог оживил - вас, прежде мертвых в своих проступках и грехах» (Эфесянам 2:1). Да, христиане-помазанники уже в I веке были «оживлены» в том смысле, что были объявлены праведными на основании своей веры в жертву Иисуса (Римлянам 3:23, 24). 15 Дохристианские свидетели Иеговы были объявлены праведными как друзья Бога, а об Аврааме, Исааке и Иакове говорилось как о «живых», хотя в буквальном смысле они были мертвы (Матфея 22:31, 32; Иакова 2:21, 23). Однако их и всех остальных воскрешенных, а равно и великое множество верных других овец, которые переживут Армагеддон, и детей, которые, возможно, родятся у них в новом мире, еще нужно будет привести к человеческому совершенству. Это в течение тысячелетнего Дня суда осуществят Христос и правящие с ним цари и священники, и это будет возможно благодаря искупительной жертве Иисуса. К концу этого Дня «остальные из мертвых» «оживут» в том смысле, что станут совершенными людьми. Затем, как мы увидим, им предстоит последнее испытание, но они встретят его, уже будучи совершенными. Когда они пройдут это испытание, Бог объявит их достойными вечной жизни и праведными в самом полном смысле. Они увидят, как до конца исполнится обещание: «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Псалом 36:29). Какое чудесное будущее ждет послушных людей!
Первое воскресение
16 Возвращаясь к тем, кто «ожили и царствовали с Христом», Иоанн пишет: «Это - воскресение первое» (Откровение 20:5б). В каком смысле первое? Это «первое воскресение» по времени, ведь воскрешаемые названы «первыми плодами Богу и Агнцу» (Откровение 14:4). Кроме того, оно первое по важности, поскольку участвующие в нем становятся соправителями Иисуса в его небесном Царстве и судят остальную часть человечества. И, наконец, это первое воскресение по качеству. Помимо самого Иисуса Христа, воскрешенные при первом воскресении - единственные, о ком в Библии говорится как о получивших бессмертие (1 Коринфянам 15:53; 1 Тимофею 6:16). 17 Какое счастливое будущее ждет помазанников! Иоанн провозглашает: «Счастлив и свят, кто имеет участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти» (Откровение 20:6а). Как обещал Иисус христианам в Смирне, этим победителям, участвующим в «воскресении первом», не причинит никакого вреда «смерть вторая», означающая уничтожение без надежды на воскресение (Откровение 2:11; 20:14). Вторая смерть «не имеет власти» над этими победителями, потому что они облекутся в нетление и бессмертие (1 Коринфянам 15:53). 18 Какой контраст с земными царями, правящими во время властвования Сатаны! Некоторые из них правили всего 50-60 лет, а подавляющее большинство - всего несколько лет. Многие из них угнетали людей. Да и могут ли народы достичь непреходящего благоденствия, когда правители, а вместе с ними и политика все время меняются? А о новых правителях земли Иоанн говорит: «Но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с ним тысячу лет» (Откровение 20:6б). Вместе с Иисусом они образуют единое правительство, которое будет у власти тысячу лет. Благодаря их служению в качестве священников, когда они будут применять ценность совершенной человеческой жертвы Иисуса, послушные люди достигнут духовного, нравственного и физического совершенства. А благодаря их служению в качестве царей будет построено всемирное человеческое общество, которое будет отражать праведность и святость Иеговы. Как судьи на тысячу лет, они вместе с Иисусом будут с любовью вести отзывчивых людей к достижению вечной жизни (Иоанна 3:16).
Последнее испытание
19 К концу Тысячелетнего правления вся земля будет напоминать древний Эдем. Она превратится в самый настоящий рай. Человечество больше не будет испытывать необходимость в первосвященнике, который ходатайствовал бы за него перед Богом, потому что все следы адамова греха будут удалены, а последний враг, смерть, сведен на нет. Царство Христа претворит в жизнь замысел Бога создать единый мир с единым правительством. Тогда Иисус «передаст царство Богу и Отцу» (1 Коринфянам 15:22-26; Римлянам 15:12). 20 Настало время для последнего испытания. Будет ли приведенное к совершенству человечество твердо держаться непорочности, в отличие от первых людей в Эдеме? Иоанн рассказывает нам, что произойдет: «Когда же окончится тысяча лет, Сатана будет освобожден из своей темницы и выйдет, чтобы ввести в заблуждение народы, которые на четырех углах земли, Гога и Магога, чтобы собрать их на войну. Число их как песок морской. И выступили они по всей широте земли и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откровение 20:7-9а). 21 Чего добьется Сатана, воспользовавшись своей последней возможностью? Он обманывает «народы, которые на четырех углах земли, Гога и Магога» и ведет их на «войну». Кто же присоединится к Сатане после тысячи лет радостного, созидательного теократического правления? Не будем забывать, что Сатане удалось ввести в заблуждение совершенных Адама и Еву, радовавшихся жизни в раю, в Эдеме. Ему удалось сбить с пути небесных ангелов, видевших горькие плоды первоначального мятежа (2 Петра 2:4; Иуды 6). Поэтому нас не должно удивлять, что некоторые из совершенных людей пойдут на поводу у Сатаны даже после прекраснейшей тысячи лет правления Божьего Царства. 22 Библия называет этих мятежников «народами, которые на четырёх углах земли». Это не означает, что человечество вновь будет раздроблено на отгороженные друг от друга национальные группы. Это лишь указывает на то, что «народы» отделятся от праведных, верных служителей Иеговы и будут проявлять такой же нехороший дух, какой проявляют народы сегодня. Они, как Гог из Магога в пророчестве Иезекииля, «задумают злое предприятие», стремясь уничтожить теократическое правление на земле (Иезекииль 38:3, 10-12). Поэтому они и названы «Гог и Магог». 23 Число тех, кто присоединится к Сатане в его восстании, будет «как песок морской». Сколько же их будет? Их число заранее не известно. (Сравните Иисус Навин 11:4; Судей 7:12.) Сколько мятежников будет насчитываться в конечном итоге, будет зависеть от того, как поведет себя каждый конкретный человек, столкнувшись с кознями Сатаны. Но несомненно то, что таких людей найдется немало, поскольку они будут считать, что смогут одолеть «стан святых и город возлюбленный». 24 «Город возлюбленный» - это, должно быть, тот город, о котором прославленный Иисус Христос говорит своим последователям в Откровении 3:12 и который он называет «городом Бога моего, новым Иерусалимом, сходящим с неба от Бога моего». Как же земные мятежники могут «окружить» этот город, если он представляет собой небесную организацию? Дело в том, что они окружают «стан святых». Стан располагается за городом, а значит «стан святых», должно быть, представляет тех людей на земле, которые находятся вне небесного Нового Иерусалима, но верно поддерживают правление, установленное Иеговой. Когда мятежники во главе с Сатаной нападут на этих верных людей, Господь Иисус воспримет это как нападение на себя самого (Матфея 25:40, 45). Те «народы» попытаются уничтожить все, что сделал небесный Новый Иерусалим для превращения земли в рай. Поэтому, нападая на «стан святых», они нападают и на «город возлюбленный».
Озеро огненное и серное
25 Будет ли успешной эта последняя попытка Сатаны? Ничего подобного. Она будет не более успешной, чем нападение Гога из Магога на духовный Израиль в наше время (Иезекииль 38:18-23). Иоанн в ярких красках рисует исход событий: «Но сошел с неба огонь и пожрал их. А Дьявол, который вводил их в заблуждение, был брошен в озеро огненное и серное, где уже были и зверь, и лжепророк» (Откровение 20:9б, 10а). На этот раз Сатана, древний Змей, не просто заключен в бездну, а сокрушен, раздавлен и полностью уничтожен как бы огнем. 26 Как мы уже заметили, «озеро огненное и серное» не может быть буквальным местом мучений (Откровение 19:20). Если бы Сатана должен был испытывать невыносимые муки всю вечность, Иегове понадобилось бы сохранить ему жизнь. Однако жизнь - это дар, а не наказание. Смерть - это наказание за грех, и, согласно Библии, мертвые существа не чувствуют боли (Римлянам 6:23; Екклесиаст 9:5, 10). Более того, позднее мы читаем, что сама смерть вместе с адом будет брошена в то же озеро огненное и серное. Смерть и гадес, разумеется, не могут испытывать боли (Откровение 20:14). 27 Все это подтверждает, что озеро огненное и серное - это символ. Кроме того, огонь и сера напоминают о древних Содоме и Гоморре, уничтоженных Богом за неслыханное нечестие. Когда подошло время, «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Бытие 19:24). Участь тех двух городов названа «судом и наказанием вечного огня» (Иуды 7). И все же эти два города не испытывали вечных мук. Они вместе с их развращенными жителями навсегда были стерты с лица земли. Этих городов сегодня не существует, и никто точно не знает, где они располагались. 28 Библия сама объясняет значение озера огненного и серного в согласии со сказанным выше: «Озеро огненное означает смерть вторую» (Откровение 20:14). Очевидно, что это то же, что геенна, о которой говорил Иисус,- место, где нечестивцы не мучаются вечно, а навсегда уничтожаются (Матфея 10:28). Это полное, окончательное уничтожение без надежды на воскресение. И поэтому в то время как существуют ключи от смерти, гадеса и бездны, нигде не говорится о ключе от озера огненного и серного (Откровение 1:18; 20:1). Из него никогда не выйдут те, кто туда попал. (Сравните Марка 9:43-47.)
Мучимы день и ночь во веки веков
29 О Дьяволе, а также о звере и лжепророке Иоанн нам говорит: «И будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение 20:10б). Что это может означать? Как уже говорилось, нелогично полагать, что символы, такие, как зверь и лжепророк, а также гадес, могут в буквальном смысле испытывать мучения. Поэтому у нас нет оснований считать, что Сатана будет страдать всю вечность. Он будет уничтожен. 30 Употребленное здесь греческое слово со значением «му’ка» - васани’зо - в первую очередь означает «определять качество (металлов) пробирным камнем». Второе значение - «допрашивать с применением пыток» («The New Thayer’s Greek-English Lexicon of the New Testament»). Использование греческого слова в таком контексте указывает на то, что участь Сатаны всю вечность будет служить пробным камнем в связи с законностью и справедливостью правления Иеговы. Вопрос верховного правления будет решен раз и навсегда. Больше никогда не понадобится отводить долгое время на выяснение того, является ли владычество Иеговы наилучшей формой правления. (Сравните Псалом 91:2, 16.) 31 Кроме того, родственное слово васанисте’с («мучитель») применяется в Библии к тюремщику (Матфея 18:34). В согласии с этим Сатана будет навечно заключен под стражу в озеро огненное. Его никогда не отпустят. Наконец, в греческой Септуагинте, которая была хорошо известна Иоанну, еще одно родственное слово, ва’санос, употребляется для передачи унижения, ведущего к смерти (Иезекииль 32:24, 30). Это помогает нам понять, что наказание, которому подвергается Сатана,- это унизительная, вечная смерть в озере огненном и серном. Его дела умрут вместе с ним (1 Иоанна 3:8). 32 Однако и в этом стихе ничего не говорится о демонах. Будут ли они освобождены вместе с Сатаной в конце тысячи лет и будут ли они вместе с ним наказаны вечной смертью? Все свидетельствует в пользу этого. В притче об овцах и козлах Иисус сказал, что козлы пойдут «в вечный огонь, приготовленный Дьяволу и его ангелам» (Матфея 25:41). Выражение «вечный огонь» должно относиться к озеру огненному и серному, куда будет брошен Сатана. Ангелы Дьявола были сброшены с неба вместе с ним. Очевидно, в начале Тысячелетнего правления они вместе с ним отправятся в бездну. Поэтому разумно предположить, что они вместе с ним будут уничтожены в озере огненном и серном (Матфея 8:29). 33 Так пророчество из Бытия 3:15 исполнится до последней детали. Когда Сатана будет сброшен в озеро огненное, он станет мертвым, как змея, голова которой раздроблена железным каблуком. Он и его демоны исчезнут навсегда. Дальше в книге Откровение о них не упоминается. И теперь, когда они истреблены, как и было предсказано, дух Иеговы направляет внимание на вопрос, представляющий большой интерес для тех, кто лелеет надежду жить на земле: что принесет человечеству небесное правление «Царя царей» и «призванных, и избранных, и верных»? (Откровение 17:14). Чтобы дать нам об этом знать, Иоанн вновь возвращает нас к началу Тысячелетнего правления. Божий день суда: его счастливый исход
Видение Откровение 20:11-21:8 Основная мысль: общее воскресение, День суда, и благословения нового неба и новой земли. Время исполнения: Тысячелетнее правление.
МЫ, ЛЮДИ, были созданы, чтобы жить вечно. Если бы Адам и Ева повиновались Божьим заповедям, они никогда бы не умерли (Бытие 1:28; 2:8, 16, 17; Екклесиаст 3:10, 11, ПАМ). Но когда они согрешили, они потеряли совершенство и жизнь как для себя, так и для своих потомков, и смерть стала царствовать над человечеством как неумолимый враг (Римлянам 5:12, 14; 1 Коринфянам 15:26). Тем не менее Божий замысел - чтобы совершенные люди вечно жили на райской земле - не изменился. По великой любви к человечеству Бог послал на землю своего единородного Сына, Иисуса, который отдал свою совершенную человеческую жизнь как выкуп за «многих» потомков Адама (Матфея 20:28; Иоанна 3:16). Теперь Иисус может использовать эту законную ценность своей жертвы, чтобы привести верующих людей к жизни в совершенстве на райской земле (1 Петра 3:18; 1 Иоанна 2:2). Да, человечеству есть отчего «возрадоваться и возвеселиться»! (Исаия 25:8, 9). 2 Когда Сатана будет скован в бездне, начнется чудесное Тысячелетнее правление Иисуса. Это тот день, в который Бог «намерен праведно судить обитаемую землю через назначенного им мужа» (Деяния 17:31; 2 Петра 3:8). Иоанн провозглашает: «И увидел я большой белый престол и сидящего на нем. От лица его бежали земля и небо, и не нашлось для них места» (Откровение 20:11). Что это за «большой белый престол»? Это не что иное, как судебный престол «Бога - Судьи всех» (Евреям 12:23). Теперь он будет судить человечество, решая, кто получит пользу от искупительной жертвы Иисуса (Марка 10:45). 3 То, что престол Бога «большой», подчеркивает величие Иеговы как Господа Вседержителя, а то, что престол «белый», обращает внимание на Божью безупречную праведность. Он - наивысший Судья человечества (Псалом 18:8-12; Исаия 33:22; 51:5, 8). Однако осуществлять суд он поручил Иисусу Христу, который сказал: «Отец не судит никого, но весь суд передал Сыну» (Иоанна 5:22). У Иисуса есть 144 тысячи помощников, которым «дана была... власть судить... тысячу лет» (Откровение 20:4). Тем не менее что произойдет с каждым отдельным человеком в течение Дня суда, будет решаться на основании норм Иеговы. 4 В каком смысле «бежали земля и небо»? Это то же небо, которое удалилось, словно свернувшийся свиток, когда была снята шестая печать; оно представляет человеческие правительства, которые «сохраняются для огня и сберегаются на день суда и гибели нечестивых людей» (Откровение 6:14; 2 Петра 3:7). Земля - это организованная система вещей, подчиненная этим правительствам (Откровение 8:7). То, что это небо и эта земля бежали, означает уничтожение зверя и царей земных с воинствами их, а также тех, кто принимает знак зверя и поклоняется его изображению (Откровение 19:19-21). Когда совершится суд над землей и небом Сатаны, Великий Судья провозгласит еще один День суда.
Тысячелетний День суда
5 Кого нужно будет судить после того, как прежняя земля и прежнее небо убегут? Остаток от 144 тысяч помазанников? Нет, потому что они уже были судимы и отмечены печатью. Те из них, кто останутся в живых на земле после Армагеддона, вскоре после этого умрут и получат небесную награду через воскресение (1 Петра 4:17; Откровение 7:2-4). Однако теперь «перед престолом» стоит великое множество, которое невозможно не заметить. Оно вышло из великого бедствия и насчитывает миллионы. На основании своей веры в пролитую кровь Иисуса эти люди уже сочтены праведными и достойными остаться в живых, однако суд над ними будет продолжаться в течение тысячи лет, когда Иисус будет водить их к «источникам вод жизни». А затем, приведенные к человеческому совершенству и после этого испытанные, они будут объявлены праведными в самом полном смысле слова (Откровение 7:9, 10, 14, 17). Дети, которые переживут великое бедствие, и дети, которые, возможно, родятся у членов великого множества во время Тысячелетнего царства Христа, тоже должны будут подвергнуться суду в течение тысячи лет. (Сравните Бытие 1:28; 9:7; 1 Коринфянам 7:14.) 6 Однако Иоанн видит группу людей, которая значительно многочисленнее оставшегося в живых великого множества. Она насчитывает миллиарды! «И увидел я мертвых, великих и малых, стоящих перед престолом, и раскрыты были свитки» (Откровение 20:12а). К числу «великих и малых» относятся видные и не такие видные люди, жившие и умершие на этой земле на протяжении последних 6 000 лет. В Евангелии, которое апостол Иоанн написал вскоре после Откровения, Иисус сказал: «[Отец] дал ему [Иисусу] власть вершить суд, потому что он - Сын человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что настает час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут» (Иоанна 5:27-29). Какая колоссальная задача - возвращать к жизни людей, умерших и похороненных на протяжении всей истории! Без сомнения, бессчетные миллионы людей, хранимые в памяти у Бога, будут воскрешаться постепенно, чтобы великое множество, которое значительно малочисленнее умерших, успевало разрешать трудности, связанные с тем, что вначале воскрешенные, возможно, станут склоняться к старому образу жизни, проявляя плотские слабости и мышление.
Кто воскрешается и подвергается суду?
7 Иоанн также говорит: «И другой свиток был раскрыт, это - свиток жизни. И судимы были мертвые по написанному в свитках сообразно делам их. И отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть, и гадес отдали мертвых, бывших в них, и были они судимы, каждый по делам своим» (Откровение 20:12б, 13). Поразительное зрелище! В нем участвуют и «море», и «смерть», и «гадес», но заметим, что это не взаимоисключающие понятия. Когда Иона был во чреве рыбы, а значит в море, он говорил, что находится в преисподней, то есть в шеоле, или гадесе (Иона 2:2). Если человека держит в тисках адамова смерть, он, вероятно, тоже находится в гадесе. Эти пророческие слова убеждают нас в том, что никто не будет забыт. Среди воскрешенных из «моря» не будет развратившихся жителей земли, погибших в Потопе во дни Ноя. Их уничтожение было окончательным, каким будет и исполнение приговора Иеговы во время великого бедствия (Матфея 25:41, 46; 2 Петра 3:5-7). 8 Но будут и те, кто не увидит воскресения; их число неизвестно. Среди них будут нераскаявшиеся книжники и фарисеи, отвергавшие Иисуса и апостолов, религиозный «человек беззакония» и христиане-помазанники, которые «отпали» (2 Фессалоникийцам 2:3; Евреям 6:4-6; Матфея 23:29-33). Иисус говорил также о сравнимых с козлами людях, которые при конце мира пойдут «в вечный огонь, приготовленный Дьяволу и его ангелам», а именно «в вечную отрезанность» (Матфея 25:41, 46). Никто из этих людей воскрешен не будет. 9 Некоторым при воскресении будет оказана особая благосклонность. Апостол Павел обратил на это внимание, сказав такие слова: «Имею надежду на Бога... что будет воскресение и праведных, и неправедных» (Деяния 24:15). При земном воскресении среди «праведных» будут такие верные Богу люди, жившие в давние времена, как Авраам, Раав и многие другие; они были объявлены праведными как друзья Бога (Иакова 2:21, 23, 25). Среди них будут также те праведные другие овцы, которые умерли верными Иегове в наше время. Вероятно, все эти хранители непорочности воскреснут на раннем этапе Тысячелетнего правления Иисуса (Иов 14:13-15; 27:5; Даниил 12:13; Евреям 11:35, 39, 40). Без сомнения, многим из этих воскресших праведников доверят особые обязанности, связанные с руководством колоссальной работой по восстановлению Рая (Псалом 44:17; сравните Исаия 32:1, 16-18; 61:5; 65:21-23). 10 А кто такие «неправедные», о которых говорится в Деяниях 24:15? Речь идет об огромных массах людей, умерших на протяжении истории, особенно тех, кто жил во «времена неведения» (Деяния 17:30). Из-за того, где они родились или когда они жили, у них не было возможности научиться послушанию воле Иеговы. Не исключено, что воскреснет кто-то из людей, которые слышали весть о спасении, но в то время не откликнулись на нее как должно, или которым смерть помешала сделать шаги к посвящению и крещению. При воскресении таким людям потребуется делать дальнейшие изменения в мышлении и образе жизни, чтобы данная им возможность достичь вечной жизни не пропала зря.
Свиток жизни
11 Иоанн говорит о «свитке жизни». Это список тех, кто получит вечную жизнь от Иеговы. В этот список внесены имена помазанных братьев Иисуса, членов великого множества и таких верных мужей древности, как Моисей (Исход 32:32, 33; Даниил 12:1; Откровение 3:5). Однако никто из числа «неправедных», которым предстоит воскреснуть, пока не упомянут в свитке жизни. Поэтому во время Тысячелетнего правления свиток жизни будет раскрыт, чтобы в него можно было внести имена тех, кто окажется достойным. Те же, чьи имена не окажутся записанными в свитке, или книге, жизни, будут «брошены... в озеро огненное» (Откровение 20:15; сравните Евреям 3:19). 12 На основании чего будет решаться, запишут ли чье-либо имя в раскрытый свиток жизни в то время? Решающим здесь будет то же, что и во времена Адама и Евы,- послушание Иегове. Своим возлюбленным соверующим апостол Иоанн написал: «Мир проходит, и желания его, а исполняющий волю Бога пребывает вечно» (1 Иоанна 2:4-7, 17). Пример послушания подал назначенный Иеговой Судья: «Хотя он [Иисус] и был Сыном, но через страдания, которые выпали ему, научился послушанию и, достигнув совершенства, стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему» (Евреям 5:8, 9).
Раскрываютсядругие свитки
13 Как этим воскресшим нужно будет проявлять послушание? Иисус сам указал на две великие заповеди: «Первая такова: …Слушай, Израиль, Иегова, наш Бог,- один Иегова, и люби Иегову, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумом твоим, и всей силой твоей". Вторая же: …Люби ближнего твоего, как самого себя"» (Марка 12:29-31). Кроме того, им нужно будет следовать неизменным принципам Иеговы, например отвергать воровство, ложь, убийство и безнравственность (1 Тимофею 1:8-11; Откровение 21:8). 14 Однако Иоанн упомянул и другие свитки, которые будут раскрыты во время Тысячелетнего правления (Откровение 20:12). Что это за свитки? Иногда Иегова давал специальные указания для особых случаев. Так, во дни Моисея он дал израильтянам целый ряд законов, которые означали для них жизнь, если бы они им подчинялись (Второзаконие 4:40; 32:45-47). В I веке были даны новые указания, чтобы помочь верным следовать принципам Иеговы при христианской системе вещей (Матфея 28:19, 20; Иоанна 13:34; 15:9, 10). Теперь же Иоанн говорит, что мертвые будут «судимы... по написанному в свитках сообразно делам их». То есть, судя по всему, когда раскроются эти свитки, станут известны подробные указания, которые Иегова даст человечеству на тысячелетний период. Живя в согласии с постановлениями и заповедями из этих свитков, послушные люди смогут продлить свои дни и в итоге достичь вечной жизни. 15 Представляете, какое масштабное теократическое обучение потребуется в то время! В 2001 году во всем мире Свидетели Иеговы проводили в среднем 4 921 702 изучения Библии в разных местах. Но во время воскресения, без сомнения, будут проводиться бессчетные миллионы изучений, основанных на Библии и новых свитках! Всем служителям Бога понадобится стать учителями и не жалеть сил. По мере того как воскрешенные будут делать успехи, они, несомненно, тоже будут принимать участие в этой масштабной деятельности. Вероятно, воскресение будет происходить так, чтобы живущие могли с радостью встречать и обучать возвращенных к жизни членов семьи и знакомых, которые, в свою очередь, смогут встречать и обучать других. (Сравните 1 Коринфянам 15:19-28, 58.) Сегодня более шести миллионов Свидетелей Иеговы, активно проповедуя истину, закладывают доброе основание для благословений, которые они надеются получить в то время, когда мертвые будут воскресать (Исаия 50:4; 54:13). 16 О земном воскресении Иисус сказал, что те, «кто делал добро [выйдут] для воскресения жизни, а кто поступал порочно - для воскресения суда». Здесь противопоставляются «жизнь» и «суд», а значит, те воскресшие, которые станут «поступать порочно» после того, как получат наставление из боговдохновенного Писания и свитков, будут осуждены как недостойные жизни. Их имена не будут записаны в свитке, или книге, жизни (Иоанна 5:29). Это будет касаться и тех, кто прежде жил по истине, но по какой-то причине отступил от нее во время Тысячелетнего правления. Имена могут быть вычеркнуты (Исход 32:32, 33). С другой стороны, имена тех, кто будет послушно следовать записанному в свитках, останутся в списке, или свитке жизни, и эти люди будут жить дальше. Для них воскресение окажется воскресением «жизни».
Конец смерти и гадеса
17 Дальше Иоанн описывает нечто совершенно потрясающее! «А смерть и гадес брошены были в озеро огненное. Озеро огненное означает смерть вторую. И всякий, кто не был найден записанным в книге жизни, брошен был в озеро огненное» (Откровение 20:14, 15). К концу тысячелетнего Дня суда «смерть и гадес» будут полностью устранены. Но как это связано с тысячей лет? Гадес, общая могила человечества, будет опустошен, когда воскреснет последний человек, находящийся в памяти у Бога. Но пока люди запятнаны унаследованным грехом, им грозит адамова смерть. Всем воскрешенным на земле, а также великому множеству, пережившему Армагеддон, нужно будет слушаться того, что написано в свитках, пока, благодаря ценности выкупа Иисуса, не будут полностью удалены болезни, старость и другие последствия унаследованного греха. После этого адамова смерть вместе с гадесом будут «брошены... в озеро огненное». Они навсегда уйдут в небытие. 18 Таким образом, план действий, описанный апостолом Павлом в письме коринфянам, будет осуществлен до конца: «Ибо он [Иисус] должен царствовать, пока Бог не положит всех врагов под ноги его. И последний враг, с которым будет покончено,- [адамова] смерть». Что произойдет дальше? «Когда же все будет покорено ему, тогда и сам Сын покорится Тому, кто покорил все ему, чтобы Бог был всем для всех». Другими словами, Иисус «передаст царство Богу и Отцу» (1 Коринфянам 15:24-28). Да, Иисус, победив адамову смерть благодаря ценности своей искупительной жертвы, передаст приведенную к совершенству человеческую семью своему Отцу, Иегове. Очевидно, именно тогда, в конце тысячи лет, будет освобожден Сатана и состоится последнее испытание, призванное определить, чьи имена навсегда останутся в свитке жизни. «Прилагайте все усилия», чтобы среди них было и ваше имя! (Луки 13:24; Откровение 20:5).
|