Если читать последние 3 главы книги Откровение как они есть, в контексте друг друга, то, на мой взгляд, нетрудно увидеть, что упоминаемые там цари и священники во главе с Христом составляют в совокупности сонм обитателей Небесного, Нового, Иерусалима, который, как нетрудно видеть, сходит с неба на землю (Откровение 21:1, 2).
В 20-й главе Откровения этот город называется «городом возлюбленным» и «станом святых» – никакого другого города там просто нет. Причем, поскольку на него нападают земные народы, это, по сути, означает, что город сей сойдет на землю с неба при наступлении Тысячелетия – и станет править землей и всеми народами. В течение Тысячелетия, согласно 21-й и 22-й главам, в этот город смогут входить вратами угодные Богу изо всех народов, а «вне его – псы» и т.д. Именно эти «псы» и нападут на Новый Иерусалим, когда Сатана будет освобожден из бездны в конце всего.
Этот город населяют члены Тела Христова – то есть Церкви. В частности, возможно, что войти в город посредством воскресения из мертвых и жить в нем смогут древние служители Бога, такие как Авраам, Исаак и Иаков (Евреям 11:11-15), которые проявляли веру в грядущее пришествие Христа.
В связи с этим любопытным представляется заключение о том, что этот город образуют все христиане, умершие во Христе, а также те из них, кто доживет до пришествия Господа с неба и живыми будет взят на небеса (1 Фесс. 4:15-17) – на то время, пока Царь царей не совершит отмщение тем, кто не знает Бога и не повинуется благой вести о Его Христе (2 Фесс. 1:5-9). Это вполне согласуется с тем, что обещает Сам Христос в притче о пшенице и плевелах: «Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матфея 13:40-42) и в притче о неводе: «Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода. Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон. Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матфея 13:47-50). Аналогичные же мысли содержатся и в пророчестве Христа на последние дни (Евангелие от Матфея, главы 24-25). Церковь, таким образом, поистине становится ковчегом для спасения всякого верующего во Христа и сопричастного Ему – ковчегом, который поднимется в последние дни над пламенным морем гнева Бога Вседержителя и Сына Его, спасая верных, подобно тому, как Ноев ковчег поднялся над водным потопом в древние дни.
В таком случае мне представляется необходимым изобразить в общих чертах мое видение того, что может произойти при «кончине века»:
1. Будет собрана воедино вся Церковь Христова, находящаяся в рассеянии подобно пшенице между многими плевелами и доброй рыбе между негодными рыбами. Подобно ей будет произведен и сбор сынов погибели (см. ниже), означаемых как плевелы и негодные рыбы.
2. И тот, и другой сборы произведены будут не рукою человека, но – Сына Божьего, Который для этого пошлет небесных служителей Своих – ангелов.
3. (Общая) В небесный Град, сошедший на землю, войдут только те из людей, кто проявлял веру в Господа Христа независимо от того, когда тот человек жил (например, Авраам и Исаак взором веры своей видели Христа и проявляли в Него веру своими делами. – Ср. Иоанна 8:56; Евреям 11:11-15). Как будет показано далее, таковыми смогут оказаться не только знающие Бога, но даже и те, кто не знал или не знает Его, но знает образ Его действия (и придерживается этого образа во всей своей жизни, как только может и умеет.)
4. (Об участи Церкви.) Часть таковых людей – имеются ввиду ученики Христа и далее – станут прирожденными гражданами Небесного Иерусалима и получат дар быть не только детьми Бога, но и священниками и царями со Христом. Эти люди обозначаются в Писании как дети Авраама и Исаака и получат благословение вместе с ним через веру во Христа, подтверждаемую, несомненно, своими делами (Филиппийцам 3:20, 21; Галатам 3:5-9; 4:26-28; Иакова 2:21-24). В Писаниях Нового Завета дети Авраама, Исаака (и Иакова) однозначно идентифицируются как Церковь – на это указывает и известнейшее место из книги Откровение 7:4-8, которое окончательно указывает на 144 000 запечатленных изо всех колен Израилевых как на символ полноты Церкви Бога и ее преемственность от Авраама до наших дней. Более того – именно благодаря появлению этой совокупности Церкви станет возможным явление древних праведников в Новый Иерусалим: «И все они, получив доброе свидетельство чрез веру, не вошли в обладание того, что было обещано, потому что Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства» (Евреям 11:39, 40), – то есть в семени Авраама, христианской Церкви, благословятся не только все народы (язычники), но и, в конечном итоге, и сами Авраам, Исаак и Иаков, равно как и прочие праведные и святые из Израиля по плоти. Те христиане, кто испытают явление Христа Иисуса при своей жизни либо воскреснут в явление Его, при том условии, что и те, и другие «претерпели до конца» – таковые будут спасены во время пламенного откровения Христа и Его ангелов с небес (2 Фесс. 1:6-9) неким подобием ковчега через участие в Церкви Христа раскаянием и крещением во имя Иисуса Христа (1 Петра 3:20-22; Деяния 2:38; 3:19-21), а также и благодарением (εὐχαριστεìω) за пролитую Кровь и принесенную в жертву Плоть Сына Божьего, каковое благодарение, на мой взгляд, состоит не только в сознательном принятии от символов Тела и Крови Христовых (Иоанна 6:53-59; Матфея 26:26-28; Луки 22:19, 20; 1 Коринфянам 10:16; 11:23-26), но и в подражании Сыну своим образом жизни (1 Петра 2:21; Римлянам 8:14-17).
5. (Об участи язычников.) В небесный Град, сошедший на землю, войдут, согласно Откровению Иоанна, и многие люди из народов, «язычников», – «великое множество», число которого не оговаривается, которые не являются частью Церкви Христа, но, на мой взгляд, оправдываются перед Богом своими делами, как писали Иаков и в особенности Павел: «Ибо не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона оправданы будут — ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон: они показывают, что дело Закона написано в сердцах их, о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая, — в тот день, когда будет судить Бог сокровенное людей по Евангелию моему чрез Иисуса Христа» (Римлянам 2:13-16). В свете этих стихов, на мой взгляд, становится понятным, почему люди, не являющиеся частью Церкви, тем не менее, «омыли одеяния свои и убелили их кровью Агнца», то есть оправдались в свете благой вести о Христе и в Его глазах чисты (Откровение 7:14). Таковые язычники, другими словами, не ведая о Христе, поступали по Христу. Следует отметить, что таковые люди могут и воскреснуть в Тысячелетие, и пережить великую скорбь (я полагаю, опять же, именно за счет своих дел по Христу, даже если они не ведают, что это – дела по Христу). Таким образом в отношении людей, «не ведающих, что творят», будет проявлена высшая справедливость: им будет дана возможность придти к Небесному Отцу, если только они того возжелают, и стать Его истинными детьми.
6. (Об участи сынов погибели.) Под сынами погибели в данном случае следует подразумевать тех, кто сознательно и добровольно, без какого бы то ни было принуждения со стороны, имея возможность выбора между добром и злом ввиду заведомого и ясного знания последствий выбора того или другого, тем не менее, избирает сторону зла и следует ей до конца своей жизни. О таковых людях писали апостолы Петр (2 Петра, глава 2-я) и Иуда (Иуды 5-13), уподобляя их падшим ангелам допотопной эры, жителям Содома и Гоморры, а также лжепророкам и мятежникам Израиля. Апостол Павел в послании к Евреям 6:4-8 подчеркивал, что будущность таковых людей «близка к проклятию, и конец её — сожжение». (Сыном погибели именуется также Иуда, отрекшийся от Христа по доброй воле и без какого бы то ни было страха или принуждения.) При явлении Иисуса Христа в Его славе с могущественными ангелами эти люди подвергнутся погибели – то есть полному и необратимому истреблению, безо всякой надежды на воскресение из мертвых. Возможно, что это уничтожение будет для них предельно мучительным, поскольку в Писании образно подчеркивается, что оно будет сопровождаться плачем, скрежетом зубов и вечными муками (что может означать и мучительную и вечную смерть).
|