Настал черед коснуться письма к Евреям,поскольку как уже было ранее упомянуто в нем содержится ряд стихов,которые приводятся в поддержку концепции о принесении Иисусом в жертву или в качестве выкупа Богу самого себя. Известно, что авторство этого письма Павлом оспаривается,обычно по причинам его анонимности(чего нет в остальных 13-ти письмах Савла),а также в виду великолепного греческого языка,использованного в этом тексте его автором. Я склонен считать все же правдивой традицию приписывающую это письмо именно Павлу,анонимность же его как справедливо отмечают некоторые библеисты, вполне можно отнести в силу специфичности адресата,к которому апостол адресовал свое послание,а именно к соплеменникам иудеям,в территорию, где Савла многие просто ненавидели и готовы были даже убить. Греческим языком Павел и сам владел довольно неплохо, к тому же он вполне мог воспользоваться помощью брата Силы или Силуана,который уже неоднократно помогал литературно обрамлять в изысканный греческий текст мысли Петра,Иуды и самого Павла в письме к Фессалоникийцам. Кандидатами на истинное авторство текста к евреям по версиям библеистов выступают также спутники Павла: александрийский еврей Апполос, евангелист Лука, и даже Акила с Прискилой.Тексты к которым обычно аппелируют поборники доктрины о буквально принесенных выкупе или жертве Богу приводят среди прочих из письма к евреям:
Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого (Евреям 7:27)
Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. (Евреям 10:12-14)
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. (Евреям 9:12 )
так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. (Евреям 9:28)
Для начала можно отметить такую деталь, что говоря о приносимых жертвах, авторы текстов НЗ далеко не всегда имеют в виду буквальный ритуал жертвоприношения, но скорее используют практику принесения животных и прочих жертв в иерусалимском храме как пример для своих символических выражений. Вот например в Апокалипсисе автор говорит об убитых мучениках за веру, точнее об их душах или крови, как о пребывающих под храмовым жертвенником
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр 6:9,10)
что является аллюзией автора на текст Торы из Левит 4:7: и возложит священник крови [тельца] пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания, а остальную кровь тельца выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания;
У самого же Павла мы читаем следующий призыв:
Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Римлянам 12:1)
Хотя в тексте говорится о приношении тел своих в жертву, понятно, что Павел здесь вовсе не имеет в виду призыва буквально закалывать себя на жертвеннике Богу или приносить себя как выкуп. А вот он снова говорит о жертве,но уже другого рода, сравнимой с каждением священниками фимиама в храме.
вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. (Филипийцам 4:16-18)
В письме эфесянам Павел говоря уже о Христе использует его смерть как символ приносимого животного на жертвеннике храма в приятное благоухание Богу
и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Эфесянам 5:2)
И последнее,но очень важное обстоятельство,которое необходимо учитывать при чтении письма к евреям. Дело в том,что автор,будь то Павел или тем более выходец из Александрии Апполос,в той части своего письма,когда речь идет о земном и небесном устройстве храма и служении при нем,по мнению многих исследователей используют стиль присущий знаменитому философу и богослову Филону Александрийскому,авторитет которого был весьма высок в еврейской и христианской среде. Так библеисты отмечают влияние на христиан учения о Логосе Филона Александрийского,которое присутствует с первых стихов Евангелия от Иоанна. Правда, у Филона Логос вовсе не персонифицирован, как это случилось позднее в ортодоксальном христианском богословии.Филону принадлежит авторство учения,согласно которому Тору следует понимать и толковать аллегорически(при этом он смешивал ее с греческим учением Платона и стоиков),где земные образы и предметы являются тенью или отображением небесного. Колоссальное влияние философских воззрений Филона Александрийского на иудаизм и христианство невозможно переоценить,его весьма почитали такие апологеты христианства как Климент Александрийский, Ориген, Василий великий, Григорий Нисский, Иероним (который его причислял даже к лику святых), Исидор Пелусиот и др. Нужно ли пояснять,что тот раздел,где автор письма к евреям переходит к вопросам земного священства и храма,противопоставляя их небесному устройству, это по сути пересказ христианского учения языком и стилем Филона,близким образованным иудеям I века? Если вооружится этой мыслью о несомненном влиянии на христианского автора идей Филона,то становится более понятной логика письма к Евреям где его контекст последовательно раскрывает эту цепь рассуждений,что Закон,храм,священство,приносимые жертвы все это было временным и служило образом или тенью небесного или вечного(Евр 10:1),но из чего(для нас) вовсе не вытекает буквального существования на небе жертвенника,кадил с фимиамом,святого святых,ковчега и Первосвященника Иисуса совершающего регулярно некие обряды по образу первосвященников земного храма,при этом выливая свою кровь к подножью жертвенника…
Продолжение следует…
|