Недавно во время чтения Библии, я наткнулся на один весьма примечательный стих: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Иоан.4:15).
Апостол Иоанн написал свое послание в завершении апостольского века, времени, когда стали появляться первые еретики, отрицавшие реальность плоти Христа. Вместе с тем, в конце I века престарелый апостол мог сформулировать стержневые христианские истины: исполнение заповеди любви и исповедание Христа как Единородного Сына Бога. С любовью все понятно, но почему престарелый апостол особо подчеркнул важность исповедания Христа как Сына Бога и какой смысл он вкладывал в это? Очевидно, что искупление и главная мистерия христианства – воскресение, имеют самое непосредственное отношение к исповеданию, о котором говорится в 1 Иоан. 4:15.
Почему же для христианской веры так важно исповедовать Христа как Сына Божия? Мы привыкли к тому, что в НЗ часто подчеркивается необходимость исповедание Иисуса Господом, Мессией, Спасителем, Агнцем. Это все действительно так. Однако апостол Иоанн как бы сжимает все эти исповедания к одному наиважнейшему: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге». Очевидно, что Иисус является Господом, Мессией, Царем и Спасителем именно потому, что он Сын Бога. Читая Евангелие от Иоанна нельзя не обратить внимание на то, что любимый ученик Христа как-то по-особому говорит о Иисусе как о Сыне Бога. Именно единородное сыновство Христа является содержанием и главным мотивом его богословия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31).
Что для апостола Иоанна значило исповедание Христа Сыном Бога? Если Иисус является сыном Бога в том же самом ветхозаветном смысле, что и ангелы, а так же возлюбленный помазанник-царь, то, что особого в исповедании, о котором говорится в 1 Иоан. 4:15? Если Христос Иисус – всего лишь Архангел и первое творения Бога, то, что это кардинально меняет в отношении совершившегося спасения? Умер ведь совершенный человек! Вместо Архангела Михаила мог придти Гавриил, и родиться как человек. Он тоже сын Бога, как и Михаил, с той лишь разницей, что последний был создан первым. Попробуйте прочитать это стих по-свидетельски или унитаристски: «Кто исповедует, что Иисус есть первое творение Иеговы, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Иоан.4:15). Сразу хочется спросить: ну и что с того, что он первое и самое любимое творение Бога? а что это меняет? каким образом это служит гарантом реальности нашего спасения?
Но, Иоанн везде говорит о Христе не как о сыне Бога, но как о Сыне Бога с большой буквы (в греческом это достигается за счет наличия определенного артикля). Более того, о Христе он говорит как о Единородном Сыне, то есть, Единственном Сыне Бога в полном смысле этого слова. Это не может не обращать на себя внимание. Иными словами, если Христос не Сын Бога в каком-то совершенно уникальном смысле, слова апостола Иоанна просто теряют всякое значение. Ни об одном из ангелов нельзя сказать как о единородном сыне Бога, потому что все ангелы – сыновья Бога в метафорическом смысле. Даже израильтяне были названы сынами Бога (Втор. 14:1). Но единственным истинным Сыном, может быть лишь один (ср. Пр 30:4б).
_________________ "Лучше ошибиться в любви, чем в ее отсутствии" (бл. Августин Иппонский)
|