Данные мысли представляют собой то, что я понял для себя, когда попытался только опираясь на Библейский текст выяснить что Библия говорит о Сыне и Отце. Учение о божественной сущности Сына наиболее подробно содержится в Евангелии от Иоанна. В остальных точках Писания данный вопрос иногда затрагивается и по этому поводу говорятся серьезные вещи, но всегда вскользь. Итак, "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Первое с чего начинает Иоанн это определение Слова, которым он называет Иисуса Христа по отношению к Тому, кто тысячелетия до этого известен как Бог иудеев. Иоанн как само собой разумеющееся принимает тезис о единственности Бога. Итак начинает он с того, что Слово было в самом начале, потом он говорит, что Оно было у Бога, потом что оно было Богом. Самая ранняя полемика по поводу понимания этого вопроса насколько мне известно была поднята еще епископом Арием. Он понимал Христа как сотворенного бога (которого сотворил Бог несотворенный), в отличие от тех христиан, которые утверждали, что Слово и Бог евреев - один Бог, открывшийся людям в Отце и Сыне. Лозунг-песня Ария "Было время когда Его не было". Очевидно, что нужно решить этот вопрос. Сильным аргументом для меня является то, что Библия не повествует о том моменте когда Слова не было. Наоборот, Иоанн говорит, что в начале Оно уже было. В первом стихе Иоанн начинает с бытия Слова и только потом говорит о Боге-Отце. Однако существуют два места, говорящие о рождении Сына, которые дают основание противникам этой мысли утверждать, что Сын - сотворенная личность. Давайте приведем их:
Второй псалом: "Ты Сын Мой - Я ныне родил Тебя" - Данное место приводят от незнания вопроса. Деян 13:33 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя Очевидно апостолы понимали это место как говорящее о воскресении Иисуса из мертвых, а не о некоем предвечном сотворении. Я им верю.
Кол. 1-15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
Это место уже заслуживает внимания. Поначалу в глаза бросается тот факт, что как правило сторонники сотворенности Христа почему то не пытаются доказать, что слово "рожденный" нужно понимать как "сотворенный", т.е. не так, как написано. Между тем, думаю не нужно объяснять, что между рождением ребенка и сколачиванием табурета принципиальная разница. Причем в следующем 16 стихе, говорится именно о сотворении всего. в 15 стихе рождение, в 16 - уже сотворение. Второй момент, который совершенно упускается - рождение не тождественно возникновению из ничего. Существует ли ребенок до того, как родится? Безусловно. Путем рождения он только входит в этот мир, а до этого существует в организме матери. А теперь смотрим как гармонично сочетаются слова Павла о рождении со следующим словами Иоанна:
1:18 Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, он явил
Итак, Сын пребывая в недре Отца, будучи у Бога и Богом, по наступлении момента, прежде всякой твари, был рожден. Конечно, учитывая то, что Бог есть дух, я далек от мысли понимать данные процессы сильно антропоморфно. Скорее всего пребывание Сына в недре Отца характеризует сокрытость Сына и Его слияние с Отцом, когда Он не выступает как самостоятельное действующее лицо по отношению к внешнему от Отца творению (творения еще нет), рождение же характеризует момент, когда у Сына появляется роль, которая свойственна именно Ему одному в отличие от Отца. Об этой роли Иоанн говорит тоже в этой главе.
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось Fork Пн авг 09, 2010 11:03 pm, всего редактировалось 1 раз.
|