Сразу же отвечаю на вопросы Свидетелей Иеговы. СИ – Свидетель Иеговы, Ап – апологет.
СИ: Когда Иисус цитировал Еврейские Писания, он должен был произносить имя Бога. Ап: В I веке когда иудеи читали Еврейские Писания, они произносили Тетраграмматон как Адонай (говорящие по-гречески – Кюриос).
СИ: А что, Иисус стал бы следовать этой небиблейской традиции? Ап: Иисус не был подвержен влиянию фарисеев и книжников. Нужно понять одну вещь. Иисус имел власть произносить Имя, и имел власть не произносить Имя (Мф.7:29). Все зависело от того, какое поручение дал ему Отец (Ин.14:10). И потом, разве это нормально, что любящий Сын произносил имя Отца, только когда видел это имя в книге.
СИ: Иисус говорил об освящении имени (Мф.6:9) и что он открыл имя людям (Ин.17:6) Ап: Слово «имя» имеет в Библии 2 значения. 1)личное название, слово, которое используется для того, чтобы отличить одну личность или вещь от другой, то, что иногда называется «именем собственным». 2) репутация, личные качества, власть, которой что-либо совершается (например, «во имя закона», «во имя короля», «заслужил доброе имя»). Иисус имел в виду второе значение, он говорил не об имени «Иегова», а о самой Личности, о Его качествах. Ведь как можно святить слово или святить титул? Иисус сказал, что он еще откроет имя (Ин.17:26). Своей смертью он открыл людям имя Бога, он открыл, что «Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына» (Ин.17:3). /далее просим открыть книгу «Возвещатели» стр.20-21; также сравниваем Ин.17:6 с похожей ситуацией в Исх.3:13-15/
СИ: При написании ГП христиане пользовались Септуагинтой, в которой присутствовал Тетраграмматон. При цитировании Еврейских Писаний писатели должны были вставлять имя Бога. Ап: После III в. до н.э. когда вступил запрет на произнесение Имени, во всех рукописях писали Адонай или Кюриос. Это относится почти ко всем текстам – еврейские апокрифы, канонические тексты Нового Завета, апокрифические и еретические писания, писания мужей апостольских, писания Отцов Церкви, писания лжеучителей. Поскольку от Иисуса не было указаний писать Тетраграмматон либо «Иегова» на греческом языке, то писатели записывали Кюриос. Например, 1 Пт.2:3 – это цитата Пс.34:8 (Свидетели признают, что это цитата, см.w94, 1.6, стр.30). Вдохновленные писатели ничего не должны были! Это только предположение.
СИ: Вы согласно, что из Септуагинты было удалено имя Бога? Подобное могло произойти и с Греческими Писаниями. Ап: Все верно, при переписывании Септуагинты христиане заменяли Тетраграмматон на Кюриос. Это происходило, потому что никто не знал произношения четырех букв и все равно его читали как Кюриос. Из-за этого несведующие переписчики даже писали ПIПI. Замена еврейских 4 букв на греческий заменитель была неизбежной. Однако какого-либо сознательного уничтожения старых рукописей LXX не было. Наличие рукописей с Тетраграмматоном и со словом ПIПI, а также свидетельства Оригена и Иеронима – доказательства того, что имя Бога было в Септуагинте. У Греческих Писаний таких доказательств нет. До наших дней дошли сотни рукописей LXX и более 5000 рукописей ГП.
СИ: Джордж Ховард пишет, что имя Бога было в Греческих Писаниях. Ап: Джордж Ховард – это единственный библеист, упоминающийся во многих публикациях ОСБ. Не всегда ученые сходятся в каком-то одном мнении. Опять же, для Ховарда это всего лишь теория. В своих трудах он использует осторожные слова «по-видимому», «повлекло бы», «по всей видимости».
СИ: Павел говорил об имени Иеговы. Он писал, «каждый, кто призывает имя Иеговы, спасется» (Рм.10:13) Ап: Контекст с 9 по 15 стих показывает, что Павел говорил об Иисусе. /как правило зрелые Свидетели это понимают/ Рм.10:11 – это цитата из Иса.28:16. Краеугольный камень – это Иисус Христос (Эф.2:20). Рм.10:12. Почему не стало различия между иудеем и греком? Потому что «все вы одна личность в единстве с Христом Иисусом» (Гл.3:28) Кто Господь над всеми нами? Иисус Христос (Де.10:36; Рм.14:9; Отк.19:16). Рм.10:14. В своих путешествиях Павел проповедовал об Иисусе, что нужно верить в Иисуса, и убедительно доказывал, что Иисус – есть Христос (Де.17:3; 18:5,28). Рм.10:15. Кто послал апостолов проповедовать? Иисус. (Мф.28:19,20).
СИ: Ну и что? Павел цитирует Иоиля 2:32, а там стоит Тетраграмматон! Ап: В Греческих Писаниях есть выражения из Еврейских Писаний, в которых говорится о Боге Иегове. И в то же время это выражение относят к Иисусу. Например, сравним: - Евр.1:10-12 и Пс.102:25; - Флп.2:10 и Иса.45:23; - Отк.2:23 и Иер.17:10. Ведь никто не будет утверждать, что в Евр.1:10-12, Флп.2:10 и Отк.2:23 речь идет об Иегове. Точно также и в Рм.10:13. В Иоиля говорится об Иегове, а в Римлянам об Иисусе. И ничего странного тут нет. Слова из Римлянам 10:13 подтверждает контекст всего Нового Завета (Де.9:14; 9:21; 22:16; 1Кр.1:2; 16:22; Отк.22:20)
СИ: Если Бог – не Иегова, то кто тогда Бог? Ап: Я такого не утверждал. Истинный Бог – действительно Иегова. Этим именем иудеи называли своего Бога, этим именем они отличали Иегову от Ваала, Астарты, Молоха. Однако христиане не использовали отличительное имя для определения истинного Бога (1Кр.8:6; 1Ин.5:20; Де.17:24-31). Например, в послании к Римлянам Павел с самого начала называет Бога просто Богом. И так до Рм.4:3 – 49 раз. А вот Иисуса он не стесняется называть по имени. Даже называя своего Бога по имени Иегова, мы можем ошибиться в выборе истинного Бога. Я поясню. Судья Рутерфорд писал: "Созвездие Плеяд, как известно, является жилищем Иеговы." (Творение, изд. 1927, стр. 94). Однако Иегова не обитает в созвездии Плеяд! Рутерфорд писал о каком-то языческом боге, которому присвоил чужое имя Иегова. Существуют другие конфессии, называющие своего Бога тем же именем: еговисты-ильинцы, расселиты, рутерфордовцы (они все еще существуют), и другие мелкие организации. Традиционные христиане редко используют это имя, но и они утверждают, что Яхве – это имя Бога. А у них Бог – это Троица – Отец, Сын и Святой Дух. У всех христиан Бог – Иегова (Яхве). Просто каждый его по-своему представляет.
СИ: В Еврейских Писаниях, особенно в Псалмах, много говорится об имени Бога. Что его нужно превозносить, петь ему хвалу, призывать его. Ап: любить (Пс. 5:12), превозносить (Пс. 33:4) имя, клясться им (Втор. 6:13), доверять ему (Пс. 32:21), петь ему хвалу (Пс. 7:18), призывать (Быт. 12:8), благодарить (1 Пар. 16:35), помнить (Пс. 118:55), бояться (Пс. 60:6), искать его (Пс. 82:17) и надеяться на него (Пс. 55:11) означает делать все это по отношению к самому Иегове. Злословить имя Бога значит богохульствовать против Бога (Левит 24:11, 15, 16).
СИ: В Исх.3:15 записано «это мое имя на века». Ап: В Исх.3:15 стоит еврейское слово ола́м, которое определяется как «длительный период времени, продолжительность которого с точки зрения настоящего не известна». Это слово может означать, но необязательно означает, вечность. Такое же значение имеет это слово в 1Цр.8:12,13; 2Лт.7:16; Исх.12:14; Чс.25:13.
СИ: Тем менее, понятие «имя Бога» было неразрывно связано с самим Тетраграмматоном. Тетраграмматон встречается в ЕП более 6000 раз! Значит для Бога это имя важно. Ап: Пожалуй, это самый сложный вопрос. Нужно понять, что с приходом Иисуса на землю в жизни служителей Бога много поменялось. В ветхозаветные времена Иегова пользовался ковчегом завета, облаком над ним, а позже храмом Соломона в качестве символа своего присутствия. Прошло время, и все эти символы исчезли, хотя в те времена израильтянам такое и в голову не могло прийти. Исчезновение этих символов ни в коей мере не умалило самой Личности или его славы. Бог допустил это. Символом (или знаком) может быть не только предмет, но и слово, используемое в качестве обозначения какой-либо личности (в том числе Бога). Храм, священничество, празднование субботы, жертвоприношения, употребление Тетраграмматона имело значение для Бога только в ветхозаветные времена.
|