Мы рассмотрим более подробно факт рождения Иисуса от Девы в новозаветном разделе нашего исследования КОРНЕЙ. Однако мы уже видели совершенно ясно, что в древнейших, не подвергнутых цензуре, иудейских источниках много говорится о «надысторических» характеристиках Мессии и даже делаются зашифрованные ссылки на Его чудесное рождение. Наиболее примечательный факт такого свойства находится в предании Зохар, на этот факт ссылался один ученый иудейского проис¬хождения. В Исаии 9:6-7 мы читаем: «Ибо младенец родился нам...» и «УМНОЖЕНИЮ ВЛАДЫЧЕСТВА Его и мира нет предела...» При копировании Писаний иудейские переписчики не желали изменять ни малейших деталей — они не хотели исправ¬лять даже очевидные грамматические ошибки, например, такие, которые можно найти в еврейском оригинале этого фрагмента. Они боялись, что те, кто будет копировать текст позже, внесут свои исправления и, таким образом, этот процесс будет беско-нечным. Здесь символ «т» в середине слова le-Marbe, «умножение», который в процессе переписывания был случайно заменен на закрытое, герминативное «т», остался неисправлен¬ным. Мидраш по книге Руфь, один из древнейших Мидрашей, задается вопросом, почему здесь использован «закрытый символ т», и приходит к заключению, что Езекия должен был стать Мессией, но пришествие было «отложено». Зохар, с другой стороны, считает, что «закрытый символ от» обозначает, что Мессия будет рожден из «закрытого чрева». Возможно, это имел в виду профессор Давид Флюссер, когда во время ви¬зита в Финляндию летом 1984 года он высказывал свое мнение, отвечая на наиболее трудные вопросы по Новому Завету. Отно¬сительно воскресения Иисуса он высказался категорически:«Это исторический факт... Я сам не был в той гробнице, ко-нечно, но воскресший Иисус явился Своим ученикам. Правда, что это не может быть научно доказано. Это является полнос¬тью вопросом веры».О возможности рождения от Девы он сказал:«Это не противоречит иудейскому образу мышления». Исторический критицизм подходит к этому вопросу пу¬тем выяснения основных значений слов на оригинальных язы¬ках. Слово alma, использованное Исаией, несомненно, имеет также значение «молодая женщина». Невеста Исаака, Ревекка, была alma, девица (Быт. 24:43), но она была также и betulah — «девой, которой не познал мужчина» (стих 16). Слово па”.ra также использовалось для ее описания, хотя этот термин появ-ляется в Ветхом Завете вместе со словом, обозначающим «девицу»: па”.га betulah. Аврахам Евен Шушан, составитель пятитомного словаря современного иврита и аналитической симфонии по Ветхому Завету, в которой каждое слово приво-дится во всех формах, в которых оно появляется, объясняет, что термин alma означает прежде всего молодую девушку, до заму-жества. Несомненно, что именно это имелось в виду, когда за 200 лет до рождения Христа при переводе Ветхого Завета на греческий в Исаии 7:14 было использовано греческое слово parthenos — «дева». Многие тайные имена, которыми называют Мессию в иудей¬ской литературе, вносят дальнейший вклад в наше понимание Его происхождения и характера, хотя Мовинкель считает их «загадочными и наполовину шуточными».
Нам будет легче, ес¬ли мы взглянем на стих Писания, где большинство из этих эпи¬тетов собраны вместе: в Исаии 9:6 мы находим готовый список, из которого мы видим, что Его назовут: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Таргум проливает свет на этот стих словами: «Его имя от древних времен...», и, относи¬тельно «Отца вечности», — что «Мессия будет пребывать вове¬ки». Подобный вклад в весть о мессианской надежде сделан восе-мью ветхозаветными словами, навевающими представления о «Ветви» (Отрасли): TSEMAH (Зах.6:12, Ис.4:2, Иер.23:6), NETSER (Ис.11:1), HOTER (Ис.11:1), SHoRESH (Ис.11:10 и 53:2), Y1NNON (Пс.71:17) и TSAMERET, или RoSH YENIKO-TaV (Иез.17:4,22), что переведено такими словами, как: от¬расль, корень, молодой побег, нежная отрасль с верхних побе¬гов. Точное значение выражения rosh yenikotav в пророчестве Иезекииля: «глава грудных детей» или, если хотите «глава сосун¬ков», что говорит о том, что «отрасль с верхних побегов» в из¬вестной мере питается («сосет») соком дерева. Тот же самый корень появляется в форме YONeK, «сосущий», когда Исаия (53:2) говорит:«Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли».Один рабби сказал как-то, что он видит здесь тайный намек на чудесное рождение Мессии — Он будет рожден как бы из земли, «которая не была вскопана и в которой никакого семени не было посажено». Тот, кто не понимает фигурального языка, на котором сказаны эти слова, не может понять сущности ветхо-заветной мессианской надежды.Историческое и духовное содержание концепции о «ветви» стало более понятно мне в Израиле зимой 1968 года, в довольно забавной ситуации. Как-то вечером я сказал одному своему дру-гу, еврею-христианину, когда мы стояли на балконе моего дома, что в воздухе «пахнет снегом». «Ну что ж, — сказал он в харак-терной еврейской манере, — ты пророк, если это произойдет». Когда, сделав свои дела, я вернулся домой ночью, я снова от-правился на балкон, но в воздухе Иерусалима уже не чувствова-лось приближающегося снега. Тем не менее, около пяти утра меня разбудил звук, напоминающий орудийный выстрел, за ко-торым последовала полная тишина — не было слышно даже обычных для такого времени звуков, которые издавали машины, собаки и коты (однажды утром мы насчитали 13 котов в ветвях маслины в нашем саду!). Полушутя я пощупал, на месте ли моя жена. Да, она была на месте. Значит, это было не восхищение на Небо! Затем я вспомнил о том, что говорил накануне вече¬ром. Открыв жалюзи, я с восторгом увидел толстый полуметро¬вый слой плотного снега на балконе. Оказывается, меня разбудил звук расколовшегося на две половинки под тяжестью снега дерева в соседнем саду.Через несколько дней пришел садовник-араб со своей новой пилой, спилил то, что осталось от дерева, оставив пенек высотой около метра, а затем просверлил в нем сверху глубокие от¬верстия, так что он стал напоминать мясорубку. Мы с женой стояли и, размышляя, почему это мы у себя в Фин¬ляндии никогда не оставляем таких длинных пеньков. удивлялись И месяца не прошло с того дня, как моя жена позвала меня на балкон, чтобы показать восхитительное зрелище. Из-за сосед-ской стены выглядывал обрубленный и израненный пенек, пус-тивший множество новых ростков надежды. Из ран того дерева брызнула новая жизнь! Мессианская надежда связана с историей еврейского на¬рода. Колено Иудино было в изгнании, и семейное дерево Иессея бы-ло срублено. «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис.1:6). Но новый росток надежды начал расти из отчаяния, и корень Иессеев скрыл в себе обетование жизни. Настанет день, когда все народы обратятся к корню Иессееву и Мессия станет «знаменем для народов» (Ис.11:10). Бог сохранит остаток Из-раиля — «народ смиренный и простой», уповающий на имя Гос-подне (Соф.3:12). В тот день «беднейшие будут накормлены» и «бедные из народа» Господнего найдут убежище на Сионе (Ис.14:30-32). Но Мессия является также УТЕШИТЕЛЕМ И ВОСКРЕШАЕТ ДУХ (Пл. Иер. 1:16) отдельного человека.И месяца не прошло с того дня, как моя жена позвала меня на балкон, чтобы показать восхитительное зрелище. Из-за сосед-ской стены выглядывал обрубленный и израненный пенек, пус-тивший множество новых ростков надежды. Из ран того дерева брызнула новая жизнь!Мессианская надежда связана с историей еврейского на¬рода. Колено Иудино было в изгнании, и семейное дерево Иессея бы-ло срублено. «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис.1:6). Но новый росток надежды начал расти из отчаяния, и корень Иессеев скрыл в себе обетование жизни. Настанет день, когда все народы обратятся к корню Иессееву и Мессия станет «знаменем для народов» (Ис.11:10). Бог сохранит остаток Из-раиля — «народ смиренный и простой», уповающий на имя Гос-подне (Соф.3:12). В тот день «беднейшие будут накормлены» и «бедные из народа» Господнего найдут убежище на Сионе (Ис.14:30-32). Но Мессия является также УТЕШИТЕЛЕМ И ВОСКРЕШАЕТ ДУХ (Пл. Иер. 1:16) отдельного человека.
Последний раз редактировалось Брат Лука Вс дек 27, 2009 3:16 am, всего редактировалось 1 раз.
|