История
Цитата:
Совершенно другое место занимала свинья в жизни древних греков и римлян. Она пользовалась большим уважением, и содержанием свиней здесь занимались весьма профессионально. Об этом свидетельствуют некоторые сочинения греческих и римских историков. Уже тогда были развиты определенные методы откармливания, обращалось внимание на уровень выпаса свиней. Кроме того свинья очень ценилась в качестве животного, приносимого в жертву богам. Об этом говорит, например, название «sacres», которое использовалось для поросенка-сосуна в возрасте 10 дней. В этом возрасте он был пригоден к жертвенному приношению. Римский ученый Варрон сообщает, что свиньи в это время, т.е. за 100 лет до н.э., содержались в больших стадах и, приученные к пастушьему рожку, под его звуки направлялись из свинарников на лесные пастбища, возвращались назад, что свидетельствует о разумности этих животных. Плиний Старший пишет, что в высших кругах Рима не довольствовались простой местной свининой. Свиньи специально поставлялись из Сардинии, о свиноводах которой знали, что они производят совершенно особое самое вкусное мясо, самую лакомую ветчину, окорока и самый толстый шпик. Запечатлено много историй о роскоши и обжорстве на богатых пирах в Древней Греции и в Древнем Риме.
Археология
Цитата:
...во времена Иисуса некоторые части Галилеи были полноценными городами греко-римского стиля. Выяснилось, что Галилея была куда глубже интегрирована в греко-римский мир, чем было принято думать раньше. Ни Галилея, ни Самария, ни Иудея не были изолированными задворками империи.
При раскопках в Израиле археологи, как правило, легко определяют слой 70 года н. э., поскольку в этот год страна была опустошена после восстания иудеев против Рима (66–70 годы н. э.). Многие города и селения были разрушены или вовсе стерты с лица земли,
нередко старые разрушенные постройки затем служили основанием для новых сооружений.
Поэтому археологи обнаружили на месте Сепфориса слой 70 года н. э., а также городскую свалку. Эта свалка оказалась важной находкой, поскольку там можно было найти остатки мусора, а мусор рассказывает много интересного о жизни тогдашних людей. В данном случае он помогает нам ответить на вопрос, жили ли в этом городе иудеи и в какой мере они придерживались отеческих обычаев. Находки археологов были в этом смысле весьма красноречивы.
Среди останков животных из слоев, относящихся ко временам до 70 года н. э., археологи практически не обнаружили свиных костей: это было бы трудно себе представить, если бы в Сепфорисе обитало много неиудеев. После же 70 года н. э. (то есть после разрушения Иерусалима римской армией и начала нового строительства на территории Израиля), когда здесь значительно возросла доля неиудейского населения, ситуация радикально изменилась: кости свиней в слоях этого периода составляют до 30 процентов от всех останков животных.
Итак: сообщение о большом стаде свиней не противоречит ни данным истории, ни данным археологии, о том мире и роли свиней в этом мире.