Ситронекс писал(а):
Но знай то, что в последние дни наступят необычайно трудные времена. 2 Люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными, богохульниками, непослушными родителям, неблагодарными, неверными, 3 лишёнными родственных чувств, несговорчивыми, клеветниками, не имеющими самообладания, ожесточёнными, не любящими добродетельность, 4 предателями, своенравными, гордецами, любящими удовольствия, но не любящими Бога, 5 имеющими вид преданности Богу но отвергающими её силу. От таких удаляйся
(2 Тимофею 3:1-5)
Удаляться от таких, в ком есть все качества или хотя бы только одно? Что значит удаляться? В буквальном смысле или физически можно находиться вместе но не разговаривать?
Вообще, хороший вопрос.
Действительно, ведь никто не без греха и все перечисленное, в большей или меньшей степени, есть во всех. Так, что же, от самого себя удаляться?
То, что писал Павел - это была его личная точка зрения. Причем, он выражался так, что его слова допускали слишком широкое толкование.
А это значит, что его высказывания могли легко извращаться и использоваться, например, лицемерными вождями христианства для своих меркантильных целей, например, травли неугодных. Что, вобщем, и было всегда и есть поныне.
Действительно, что значит удаляйся? На сколько удаляйся? В какой степени? Надолго ли? На год или два? Или навсегда? и т.д.
Допустим, старейшине в собрании кто-то не нравится. Ну бывает такое - люди есть люди. Ну, не смотрит он в рот старейшине, имеет дерзость не всегда с ним соглашаться, а то (не приведи Господь!) еще критикует и т.д.
Старейшина запросто может, используя эти слова Павла, "удалить" его. Может обвинить его в том, что он неблагодарен (за дар в виде человека) и несговорчив (не согласен с чем-то). Все! Дело сделано, старейшина (или епископ) дает совет членам собрания "удаляться" (строго на основании Писаний!) и человека просто начнут тихо байкотировать. Какое это отношение имеет к христианству? Никакого. Все чисто человеческое.
Такими фразами, вроде бы разумными и самоочевидными, Павел закладывал огромные бомбы, которые потом "взрывались" инквизициями, охотой на ведьм, борьбой с отступничеством "за чистоту собрания" и т.д. А почему? Потому что сформулированы поверхностно, неточно.
Еще яркий пример - 1Кор 5 глава. Тут вообще Павел разошелся не на шутку и такого наговорил, что в любую сторону повернуть можно. Стоило человеку в собрании проявить плотскую слабость или в чем-то согрешить, так сразу (и опять строго на основании Писаний!) надо было добить его байкотом.
Интересно, что в словах Самого Господа, в его притчах и учениях, ничего подобного мы не найдем. У Него все очень взвешено, очень точно сказано. Он больше доверял внутреннему нравственному закону в людях, предоставляя им самим решать с кем им есть и сколько раз, давая им только главные, определяющие принципы.
В отличие от Павла, который, как истый фарисей стремился придумать всякие дополнительные правила, с кем есть, а с кем не есть.. Да и сам часто противоречил сам себе. Например, он призывал уклоняться от вносящих разделения (Рим.16:17), но и сам занимался этим, критикуя (при людях!) ап. Петра! Самого Петра, получившего ключи Царства от Господа! Павел еще написал об этом в письме и разнес эту историю по всему теократическому району, послав это письмо в Галатию! Ну, чем не внесение разделений?
(можно еще привести примеры непоследовательности самого ап. Павла и двусмысленности и неполноты его наставлений).
И поэтому, вопрос не в том, как правильно толковать слова из 2 Тимофею 3:1-5, а вопрос в том, кто это сказал и насколько авторитетны эти слова и насколько точно сформулированы. К сожалению, многие делают из писаем Павла абсолют Божественной Истины (как это делают многие протестанты и осб в том числе). Увы, это не так. Я думаю, что и сам Павел не предполагал, что это будут делать, когда писал свои письма.
Божественная Истина в последней инстанции содержится только в словах Самого Иеговы Бога и Его Сына Иисуса Христа. А то, что говорили ученики - это их попытка понять эти учения и применить их на практике. И не всегда успешная попытка. Поэтому письма Павла ценны не своей Истинно Божественной Абсолютностью, а тем христианским опытом, который был тогда в 1 веке и к чему он привел в 21-м.
Возвращаясь к 2 Тимофею 3:1-5 нужно заметить, что Павел здесь не открывает какую-то новую истину. Все это известно людям давно и так: плохие поступки - это плохо, и кто их любит и практикует, то с такими лучше не водится и не подражать им. Это ясно и детям, так как их мама учила. В сущности это записано в сердце и совести каждого человека в виде внутреннего нравственного закона. Нет никакой необходимости писать поясняющие инструкции, типа списка плохих качеств, как это сделано в 2 Тимофею 3:1-5.
Иисус же сказал просто: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Все! И не надо никаких поясняющих толкований.
Поэтому, стремление строить толкования на толкования Павла - это путь в фарисейство.