Индустриализация, пятилетки и США1000 долларов США 1928 года = 12500 долларов США 2009 года
Доллары США и первая пятилетка в СССР? Неужели так сильно связаны эти понятия?
1-е октября 1928 — 31 декабря 1932.
Да, это первая пятилетка. А торговые отношения между США и СССР до этого времени усиленно развиваются. В финансовом 1927-1928 году, общий товарооборот составил 120 000 000 долларов США, если сравнить с 1926/27гг — 92 600 000. Торговля на то время осуществляется четырьмя основными советскими учреждениями в Нью-Йорке: Амторг, Всероссийский текстильный синдикат, Центросоюз-Америка, Сельскосоюз-Америка.
Некоторые фирмы ведут торговлю с Советским Союзом посредством специальных прямых соглашений с советским правительством. Сюда входят:
Eitingon-Schild Co.
Standard Oil Co. of New York
Lena Goldfields Co.
Allied American Corporation
Russian-American Compressed Gas Co.
Здесь можно выделить компанию «Standard Oil Co», которая еще в 1921 году построила в России нефтеперерабатывающий завод. В 1928 году, компания запустила керосиновый завод по концессионному соглашению.
Весной 1928 года, было объявлено о различных контрактах компаний «Standard Oil Company of New York» и «Vacuum Oil Company» на ежегодную закупку этими компаниями советских нефтепродуктов на общую сумму 10 млн. долларов.
Далее в 1928 году, Иван Николаевич Стрижов, старший директор нефтяной промышленности, рекомендовал установки системы «Jenkins» для нефтепереработки, производимые американской компанией. И уже в 1930 году эти установки были запущены в Батуми.
После критики этих установок, новым поставщиком крекинг-установок для СССР стала американская компания «Winkler-Koch». С 1930 по 1932 гг. компанией было поставлено около 15 установок.
С 1917 по 1930 гг. в Советском Союзе было построено 19 нефтеперерабатывающих заводов, и только на одном из них стояло советское оборудование.
В 1928-1929 гг. 88% всего производимого топлива в СССР отправлялось на экспорт.
Финансовые учреждения Уолл Стрит начали кредитовать советское правительство аккурат к первой пятилетке. В 1927 году компания «Kuhn Loeb and Co» предоставила заем для Советского Союза в размере 65 млн. долларов и была объявлена американской прессой основной структурой, финансирующей первую пятилетку. В 1928 году, национальный банк «Rockefeller’s Chase National Bank» начал продавать советские облигации в США.
На протяжении 1928 года между американскими производителями и различными советскими трестами были заключены важные соглашения.
Самым важным из них было соглашение между компанией «General Electric» и торговой корпорацией «Амторг», в соответствии с которым предоставлялся долгосрочный кредит на покупку электрического оборудования на общую сумму 21-26 млн. долларов США, на период в 6 лет. В этой связи, «General Electric» создала техническое бюро в Москве для сопровождения контрактов компании.
Первые пять электрогенераторов для “ДнепроГЭС”а были произведены «General Electric», установку оборудования производили американские специалисты компании под руководством инженера Купера.
Другое соглашение, подписанное между корпорацией «Radio Corporation of America» и Советским электротехническим трестом, предоставляло возможность обмена патентами и информацией в сфере радиотехники и технической помощи со стороны «Radio Corporation of America».
Американская корпорация «Clearing Mach Corp.» спроектировала и поставила конструктивные части для Магнитогорска, включая восемь самых больших печей.
Большинство из 788 основных фабрик, построенных в Советском Союзе в 1926-27гг, были построены при участии США.
На протяжении первой пятилетки было построено 1500 промышленных предприятий, включая авиационный завод и новые тракторные и автомобильные заводы. Для строительства тракторных заводов было мобилизовано 80 американских компаний.
Тракторный и танковый завод было построен под руководством Кадлера из Детройта. Строительством руководили инженеры из США и Великобритании.
В июне 1944 года, Сталин в разговоре с Гарримэном (послом США, который упомянул это в своем отчете в Госдепартамент), признался, что две трети советской тяжелой промышленности было построено компаниями США, а остальное построили Германия, Франция, Великобритания и Италия.
Интересная ситуация с автомобилями. Многие, наверное, помнят такие марки, как «АМО», «ГАЗ», «ЯАЗ», «ЗИС». Так здесь тоже не обошлось без американцев.
Автомобили «АМО» — московский завод — содействие «Brandt».
Автомобили «ГАЗ» — горьковский завод им. Молотова №1. — «Austin» и «Ford».
Автомобили «ГАЗ» — завод в Нижнем Новгороде — «Austin» и «Ford».
Автомобили «ЯАЗ» — ярославский завод — «Hercules».
Автомобили «ЗИС» — кузнецкий завод — «Autocar » и «Brandt».
31 мая 1929 года, Генри Форд и корпорация «Ford Corporation» подписали контракт, позволяющий Советскому Союзу строить автомобили «ГАЗ-А» и грузовики «ГАЗ-АА» на заводе в Нижнем Новгороде. Американские инженеры руководили строительством завода, корпорация «Ford Corporation» поставила большую часть оборудования.
Компания «Austin», Кливленд, штат Огайо, предоставляла помощь СССР в строительстве двух с половиной тонных грузовиков «АМО-3».
Грузовики «ЗИС-5» и «ЗИС-6» были копиями американских грузовиков компании «Autocar ». В 1932 году, в Самаре был построен карбюраторный, моторный завод компанией «Holley Carburetors Co». (Детройт, штат Мичиган). Ярославский завод автопокрышек был построен по типу завода автопокрышек «Seiberling» в Акроне, штат Огайо.
Интересно, что позже, во время войны, 34% все грузовиков, производимых в Советском Союзе, были произведены на заводе им. Молотова №1 в Горьком; и грузовики «ГАЗ-М», производимые на этом заводе были точной копией грузовиков «Ford» образца 1934 года.
Благодаря помощи США и всех других стран, которая предоставлялась СССР на протяжении 1930-х годов, СССР прошел 50-летний путь технологического прогресса всего за 8-10 лет.
И еще одна из многих известных компаний, которая осталась на плаву в время Великой депрессии, благодаря первой пятилетке СССР, компания «Caterpillar Tractor Company». Компания поставляла в Советский Союз трактора и комбайны.
И все это, большей частью, в кредит. И к концу одиннадцатой пятилетки СССР задолжал западным банкам уже 136,7 млрд. долларов. (2009=281,3 млрд.), а Раиса Максимовна уже расплачивалась золотой картой «American Express» в Лондоне в бутике «Cartier’s».
Источник
http://nnm.ru/blogs/jkar/industrializac ... t_11577084